Государственное общеобразовательное учреждение.
Средняя общеобразовательная школа №311
с углубленным изучением физики
Фрунзенского района
ул. Белградская 14.к.1
Повторительно - обобщащий урок по теме:
«История России XVI – XVIIIвв.»
(10 класс)
Составитель: учитель высшей категории
Шигина Татьяна Владимировна
ГБОУСОШ №311
Санкт-Петербург
2012 - 2013гг.
Контрольно-обобщающий урок по теме:
« История России XVI – XVIIIвв».
(10 класс)
Цели:
систематизировать знания учащихся по данному периоду, способствовать проявлению активности каждого ученика, воспитывать чувство коллективизма, закрепить навыки работы с картой, историческими понятиями, формировать умения быстро ориентироваться в смене видов деятельности.
Оборудование:
карты «Россия XVI в», «Расширение Российского государства в XVII в», «Северная война», «Россия XVIIIв»; тесты, список с датами и событиями; карточки с характеристикой личности; схемы; таблички с названием станций, путевой лист (лист контроля).
Предварительное задание: составить кроссворд по теме: «ПетрI »
Ход урока:
1. Организационный момент.
Озвучить цели и задачи данного урока, представить группы, познакомить с экспертами (могут быть ученики хорошо знающие тему), вручить путевые листы с указанием маршрута, познакомить с правилами работы и с этапами игры.
2.Основная работа: работа по станциям.
1 станция: Бульвар Карт
На столе лежат карты, необходимо выполнить определенные задания:
В путевом листе эксперты вставляют баллы за выполненные задания.(максимально 5 баллов).
2 станция: Тупичок Дат.
Вариант 1.
А.1533-1584гг. 1. указ о «заповедных летах».
Б.1611г. 2. Соборное Уложение
В.1649г. 3. образование Первого ополчения.
Г.1581г. 4. война под предводительством Е.Пугачева.
Д.1773-1775гг. 5. княжение и царствование Ивана IV
Ответ: а-5, б-3, в-2, г-1, д-4.
Вариант 2.
А.1564-1572гг. 1. царствование Павла 1.
Б.1606-1607гг. 2. медный бунт в Москве.
В.1662г. 3. Северная война.
Г.1700-1721гг. 4. восстание под предводительством И. Болотникова;
д1796-1801гг. 5. опричнина.
Ответ: а-5, б-4, в-2, г-3, д-1.
Вариант 3.
А. 1613-1645гг. 1. русско-турецкая война
Б. 1612г. 2.церковная реформа Никона
В. 1653-1655гг. 3.Полтавская битва
Г. 1709г. 4.образование Второго ополчения
Д. 1768-1774гг. 5.правление Михаила Романова.
Ответ: а-5, б-4, в-2, г-3, д-1.
Вариант 4
А. 1552г. 1. русско-турецкая война
Б. 1605-1606гг. 2.Гангутское сражение
В. 1676-1681гг. 3.вхождение Казанского ханства в состав России
Г.1714г. 4. «Жалованная грамота дворянству»
Д. 1785г. 5.царствование Лжедмитрия 1
Ответ: а-3, б-5, в-1, г-2, д-4.
Вариант 5
А. 1610-1612гг. 1.учреждение Сената
Б. 1648г. 2.период «семибоярщины»
В. 1682-1725гг. 3.Итальянский и Швейцарский походы Суворова
Г. 1711г. 4.Правление Петра1
Д. 1799г. 5.открытие Дежневым пролив между Азией и
Америкой.
Ответ: а-2, в-5, в-4, г-1, д-3.
Задание проверяют эксперты и выставляют баллы в путевом листе ( максимально
5 баллов)
3-я станция: Улица Понятий.
На столе карточки с заданиями на обратной стороне. Прочитать понятие на обратной стороне и объяснить его.
Список понятий:
Вотчина –земля передаваемая по наследству (отчина - перешедшее от отца).
Земский собор - сословно-представительный орган России вXVI-XVIII вв.
Крепостное право - форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение власти феодала.
Мануфактура – предприятие, где впервые применяется разделение труда.
Опричнина – (опричь - кроме) система внутриполитических мер Ивана Грозного, направленная на борьбу с боярами.
Поместье – условное держание земли; земля, даваемая в награду за службу дворцовым или военным слугам (дворянам).
Самодержавие – монархическая форма правления, при которой монарх имел неограниченную власть.
Сословие – большие группы людей, обладающие правами, закрепленными по закону и передаваемыми по наследству.
Сословно - представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с сословно-представительными органами.
Ярмарка – организованные места торгов, проводимые в определенном месте в определенное время.
Эксперты проверяют и выставляют баллы в путевом листе ( максимально 10 баллов)
4 –ая станция: Переулок Схем
Вписать недостающие слова.
Органы государственной власти в XVIIв.
|
2.
|
Ответы: 1. Боярская Дума, Земский собор.
2. Приказ тайных дел, приказы.
3. Император, коллегии.
Эксперты проверяют и выставляют баллы ( максимально 6 баллов) в маршрутном листе.
5-ая станция: Тест - стрит.
Вариант 1.
1.В 1570г. Иван IV с опричниками подверг разорению:
а). Тверь
б). Новгород
в). Псков.
2. Летом 1612г. от поляков были очищены северные районы страны, и центром ополчения стал город:
а). Москва
б). Псков
в). Нижний Новгород.
3. В первой половине XVII века срок сыска беглых крестьян был:
а). увеличен до 15 лет
б). увеличен до 10 лет
в). увеличен до 5 лет.
4. Прутский поход Петра 1 закончился:
а). длительной блокадой русской армии
б). потерей Россией крепости Азов
в). полным разгромом янычар.
5. Высшим гражданским чином в «Табеле о рангах» являлся:
а). тайный советник
б). канцлер
в). сенатский регистратор.
6. Кому принадлежат слова: « не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения»?
а). Пугачеву
б). Радищеву
в). Булавину.
Ключ к тесту: 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-а.
Вариант 2.
1. Введение опричнины привело:
а). к укреплению государства
б). ослаблению центральной власти
в). подрыву хозяйства страны.
2. «Тушинским вором» прозвали:
а). Лжедмитрия I
б). Лжедмитрия II
в). Скопина-Шуйского.
3. В XVII веке в России появился новый термин – «половник».
а). людей, отдавших за долги половину урожая
б). людей, побывавших в плену у половцев
в). большую ложку.
4. В Полтавской битве русское командование ввело:
а). штыковую атаку
б). земляные укрепления
в). использовали казачью конницу.
5. Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит:
а). Михаилу Романову
б). Алексею Михайловичу
в). Петру I
6. Великим государем – императором Петром III именовал себя:
а). Емельян Пугачев
б). Степан Разин
в). Иван Болотников
Ключ к тесту: 1-в, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а.
Эксперты проверяют и выставляют баллы в маршрутный лист (максимально6 баллов)
6- ая станция: Проспект Личностей.
О какой исторической личности идет речь.
Царь:
1. Значительно расширил земли России. При нем был принят Судебник, созван стоглавый собор. Был женат 7 раз. Отличался жестокостью, первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нем говорили: Царь приказал, а бояре приговорили»
(Иван Грозный 4)
2. Попал на престол благодаря своей сестре. При нем сильно развилось градостроительство. Появились города: Самара, Царицын, Саратов и др. Отменил казни, преследовал пьянство, закрывал все питейные заведения. Был хорошим оратором. При нем на Красной площади было построено лобное место. Умер внезапно. (Борис Годунов)
3. До 5-лет жил в женском тереме. В 16-лет стал царем. Во время его царствования произошли крупные народные восстания, но все были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. Любил потешиться соколиной охотой.
( Алексей Михайлович)
Царь – император
4. Был 14-ым ребенком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых осталось двое. В свое царствование увеличил доходы своей страны вдвое. Создал систему светских школ, ввел гражданской шрифт. Подписал указ о создании Академии наук. Ввел Россию в ранг европейских держав. (Петр1)
Императрица
5. К власти пришла с помощью гвардейцев. При ней была отменена смертная казнь и помещики получили право ссылать крестьян на поселение в Сибирь. После смерти оставила 15 тысяч платьев в своем гардеробе. В народе ее любовно называли «дщерь Петра». (Елизавет Петровна)
Ученый
6.Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Описал историю славян. Доказал существование атмосферы на Венере. Создал стеклянные украшения, мозаику.
(Михаил Ломоносов)
Император
7. Воспитывался любимой бабушкой. Стал императором в 42 года. Имел 3-х сыновей. Ограничил барщину тремя днями в неделю, ввел воскресный отдых для крестьян. Запретил носить фраки и круглые шляпы, ввел длинные кафтаны и густые парики по принципу германских. Воевал с Пруссией, Францией, Турцией, Индией.
(Павел1)
Эксперты проверяют и выставляют баллы в маршрутном листе (максимально 14 баллов)
7-ая станция: Площадь Петра.
На данном этапе проверяется домашнее задание. Сдаются кроссворды по теме: «ПетрI, его преобразования, политика, достижения», состоящий не менее 10 слов. Каждая команда решает кроссворд соперника.
Работы проверяются экспертами и выставляются баллы (максимально 10 баллов) в маршрутном листе)
Подведение итогов урока.
Всего ученики каждой команды могут получить 56 баллов, ( от 45-56 баллов оценка «5»,
35 – 44 балла «4»; 25-34 балла «3», остальное «2».)
Учитель и эксперты отмечают самых активных учеников из команды и делают в путевом листе заметки. Оценивается каждый ученик.