Материалы

Как заниматься с ребёнком дополнительно (советы родителям)

Как заниматься с ребенком дополнительно? ( советы родителям)

В последнее время я много думаю о дополнительных занятиях с детьми. Сейчас лето, многие считают, что летом надо дать ребенку отдохнуть. А другие считают, что, наоборот, лето — самое время позаниматься с ребенком… Правда все вкладывают в «позаниматься с ребенком» разный смысл. Да и проблема эта, надо сказать, не только летняя — в течение учебного года все эти вопросы и сомнения (Надо ли заниматься? Чем заниматься? Как заниматься?) столь же актуальны.

Давайте сразу определимся, что мы будем понимать под «дополнительными занятиями с мамой». Лично я не отношу к этому помощь (или контроль) с домашним заданием. Не отношу дополнительные задания, которые мама дает ребенку, чтобы закрепить «провисающую» тему по школьной программе. Не отношу кружки и задания для закрепления тем с кружков.

Дополнительные занятия с мамой для меня — это занятия, не имеющие непосредственного отношения к тому, что ребенок изучает в данный момент в школе или на занятиях в кружках. То есть отдельные, независимые занятия, как еще один кружок, который ведет мама и только для своего ребенка.

Я считают такие занятия очень нужными и обязательным. Это дает возможности лучше узнать своего ребенка, а ребенку научиться больше понимать маму…

Первое правило для дополнительных занятий я бы сформулировала так: занятия должны приносить радость и удовольствие и маме и ребенку. Я считаю, что не стоит даже пытаться заниматься с ребенком тем, что маме самой не близко, или в чем она не считает себя достаточно компетентной. Если есть такая тема, которую мама считает важной для ребенка, но сама она ей заниматься не хочет (это не принесет ей удовольствия), то лучше, чтобы занятия вел профессионал (найти подходящий кружок или репетитора).

Надо ли заниматься дополнительно летом или в учебном году: если занятие приносит радость всем, то им обязательно надо заниматься всегда, когда в принципе есть возможность — зачем же лишать себя и ребенка удовольствия?..

Второе правило: дополнительные занятия должны быть регулярными. Хоть по чуть-чуть, но постоянно. Лучше каждый день по 10 минут, чем раз в месяц три часа… Тут, полагаю, все понятно…

Правило третье (очень важное, по моим наблюдениям многие его упускают): ребенок должен знать о занятиях с мамой. То есть он должен знать по каким дням, когда, как долго и чем мама с ним занимается. Судя по общению, многие мамы предлагают позаниматься дополнительно тогда, когда видят, что у ребенка есть свободное время (домашнего занятия задали мало и т.д.), то есть ребенок заранее об этом не знает. Это не правильно.

Во-первых, ребенок — тоже человек, у него тоже есть свои планы. И если он весь день мечтал о том, как он быстро сделает уроки и в свободное время будет искать «кузинатру», дающую смысл, то представьте его досаду и разочарование, когда вдруг из неоткуда возникла мама с сообщением, что сейчас мы будем заниматься…

Во-вторых, психологи утверждают, что силы наш организм выделяет ночью. А для того, чтобы сил хватило на все, нужно еще с вечера четко представлять, что тебе нужно будет сделать завтра. Иначе организм просто не знает, сколько сил Вам надо… Это одна из причин, почему рекомендуется составлять планы с вечера.

Занятия должны быть заранее оговорены и регламентированы по времени.

Правило четвертое: ребенок должен знать, какой объем работы предполагает занятие. Например, что нужно решить 10 задач из такого-то сборника. Сделать два раза брейн-шторм. Это нужно проговорить заранее и четко соблюдать. Причины все те же: очень досадно, когда дело оказывается более затратным, чем ожидалось, и организм должен знать, на что конкретно должно хватить сил.

И все же самое-самое главное — чтобы было интересно. Обоим. Интересно, и не обязательно при этом максимально полезно. И обоим, а не только маме или только ребенку.

Как на счет мотивации? Мотивация для занятий обязательно должна быть, причем у обоих. Но если со своей мотивацией разобраться еще как-то можно, то с «ребенкиной» сложнее.

Что однозначно не работает, так это призывы заниматься ради светлого будущего… Ради мифической карьеры, гипотетического поступления в ВУЗ… Ребенок возраста начальной школы этого не поймет в принципе, для него это настолько нескоро, что и вообще неправда. Плохой мотивацией я считаю «будешь получать хорошие оценки»… Заниматься надо ради удовольствия от процесса, ради самосовершенствования, ради движения вперед, для расширения кругозора, для тренировки мозга, но никак не ради оценок. Это мое мнение, разумеется…

Хорошей мотивацией будет «бонус» здесь и сейчас. «Мне это очень интересно, уверена, что тебе тоже понравится» — только честно говорить, ложь дети почувствуют, не стоит подменять «интересно» соображениями полезности. Интерес — это сильный бонус. Можно использовать так же бонусы поскромнее: «Ты сможешь играть в компьютерные игры, которые еще не переведены на русский язык», «Ты сможешь участвовать в олимпиадах, а это очень здорово, там можно познакомиться с потрясающими людьми», «Ты сможешь быть более самостоятельным и взрослым, сможешь делать то, что дети твоего возраста обычно не умеют»… То есть то, что сейчас. Максимум в ближайшем будущем: «Мы летом поедем в отпуск, и тебе там пригодится английский».Есть такие занятия… Вроде бы и нужные, но опасные… Как например отработка красивого почерка или устного счета. Я это не отношу к дополнительным занятиям с мамой, так как это скорее школьная необходимость… Опасны они тем, что такие занятия просто не могут быть интересными. Маловероятно, что ребенок будет с удовольствием ими заниматься длительное время. А у мамы при этом зачастую галочка на совести — раз я занимаюсь с ребенком, значит я хорошая мать, я все правильно делаю, так и надо… Это грозит взаимным недовольством, обидами, скандалами… Но иногда действительно надо, что ж поделать… В таком случае, мне кажется очень важным, посочувствовать ребенку. Признать его право быть недовольным скучнейшим занятием… «Я тоже не люблю такие скучные задания… но надо»… И четко определить, прежде всего, для себя, а затем донести это до ребенка, когда эти занятия прекратятся. Какие условия для того, чтобы Вы поняли, что миссия выполнена, и можно ребенка больше не мучать?.. Постараться сформулировать условие прекращения этих занятий максимально конкретно, чтобы в любой момент можно было понять соблюдено это условие или нет. Можно пообещать ребенку какой-то приз по поводу окончания этих занятий. Например, сказать, что Вы сходите с ним в кино или еще что-то в этом роде. Желательно в качестве приза выбрать не какой-то предмет, а Ваше с ребенком совместное время провождение.