Урок по теме: "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"

Урок в 10 классе.

Урок по теме:   «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование».

На уроке используется информационно – компьютерная технология

Учитель: Тетерева И.В.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить и обобщить знания учащихся по основным законам генетики, выработать навык решения задач по теме;
  • продолжить формирование у учащихся основных генетических понятий, основных закономерностей наследования признаков;
  • познакомить учащихся с особенностями определения генетики пола и наследованием, сцепленным с полом;

 

Развивающие:

  • развитие  умения работать в диалогом режиме (учитель – ученик),  совершенствование монологической речи, логического мышления, расширение биологического словарного запаса;
  • продолжить формирование навыков по решению задач.

Воспитывающая: воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование: таблица; презентация по уроку; ГОП.

 

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Погружение в тему. ( На доске термины)

Генетика

Ген

Аллельные гены

Доминантный признак

Рецессивный признак

Генотип

Фенотип

Гомозигота

Гетерозигота

Чистая линия

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

 

(Вспомните и дайте определение данных понятий).

 

2. Контроль знаний по домашнему заданию (тест).

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Совокупность всех генов организма – это…
1) генотип
2) фенотип
3) геном
4) кодон

2. Белая окраска шерсти в первом гибридном поколении морских свинок не проявляется, поэтому данный признак называют…
1) рецессивным
2) доминантным
3) промежуточным
4) подавляющим

3. Совокупность морфологических и физиологических признаков организма называют…
1) генотипом
2) фенотипом
3) генофондом
4) генетическим кодом

4. Совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом – это…
1) генотип
2) геном
3) генофонд
4) фенотип

5. Чистая линия растений - это потомство…
1) гетерозисных форм
2) одной самоопыляющейся особи
3) межсортового гибрида
4) двух гетерозиготных особей

6. Какое число признаков определяется одним аллелем?
1) один
2) два
3) три
4) четыре

7. Парные гены гомологичных хромосом называют…
1) сцепленными
2) неаллельными
3) аллельными
4) диплоидными

8. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся гибридов первого поколения?
1) гетерозиготными
2) гомозиготными
3) рецессивными
4) доминантными

9. Фенотипическое проявление одного аллеля  у гетерозиготной особи – это…
1) рецессивность
2) аллельность
3) доминантность
4) рекомбинация

10. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют…
1) рецессивным
2) доминантным
3) гетерозиготным
4) гомозиготным

III. Изучение нового материала:

« Генетика пола.  Сцепленное с полом наследование признаков».

1. Генетический объект исследования – мушка дрозофила.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Drosophila.jpg?uselang=ru

2.  Хромосомный набор в организме человека.

Организм человека: 22 пары аутосомы и 1 пара половые хромосомы.

Женский организм: ХХ – хромосомы – гомогаметный пол – образуется один вид половых клеток.

Мужской организм: ХУ – хромосомы – гетерогаметный пол – образуется 2 вида половых клеток.

 

Исключение: у птиц, рептилий, некоторых видов насекомых половые хромосомы располагаются по-другому.

У самочки половые хромосомы - ХУ, она гетерогаметна;  у самца- ХХ, он  гомогаметен.

 

3. Сцепленное с полом наследование.

Признаки, гены которых располагаются в половых хромосомах, получили название сцепленных с полом. Характер их наследования зависит от принципа генетического определения пола.

У человека У – хромосома  маленькая, но в ней кроме гена, отвечающего за развитие мужских половых желез, присутствует значительное число других генов. А вот в Х – хромосома содержит не менее 200 генов. В соматических клетках женщины по 2  Х – хромосомы, поэтому  за каждый признак отвечает по два гена, а в клетках организма мужчины всего одна Х – хромосома, и все гены, расположенные в ней, - и доминантные, и рецессивные, - обязательно проявляются в фенотипе.

VI. Закрепление.

1. Какие типы хромосом вам известны?

2. Что такое гомогаметный и гетерогаметный пол?

3. Как наследуется пол у млекопитающих?

4. Мужской или женский пол у человека является гетерогаметным?

5. Имеются ли различия по числу хромосом между маткой и рабочими особями медоносной пчелы.

6. Слайд 3. Решите задачу.

 

Выводы на уроке:  Я узнал, что………

 

Меня удивило, что……

 

VII. Домашнее задание:

§ 45, см. записи. Задача