Интегрированный урок технологии и биологии  по теме "Гигиена зрения"

 

Тема урока: Гигиена зрения.

Цель урока: Изучить строение глаза и научиться заботиться о здоровье глаз.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. ознакомить учащихся со строением глаза;
  3. познакомить с ролью гигиены зрения в формировании общей картины окружающего мира.
  4. Развивающие:
  5. развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно;
  6. развивать уверенность в себе.
  7. Воспитательные:
  8. формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения;
  9. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
  10. овладевать приёмами гимнастики для глаз.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок технологии и биологии  с использованием  ИКТ, ЦОР.

Оборудование:  стенды «Гимнастика для глаз», «Правила бережного отношения к зрению» , компьютер, интерактивная доска, зеркала.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя технологии

Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашей соседке по парте? (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…).

Тема нашего сегодняшнего урока «Гигиена зрения». Вы прочитали тему на доске и у вас возник вопрос: «А для чего это надо?» Давайте подумаем.

На уроках истории вы изучаете, как развивалось человечество с доисторических времен до наших дней.

Вопросы для беседы.

  1. Изменилась ли нагрузка на зрение с течением времени?
  2. Нагрузка на зрение увеличилась или уменьшилась?
  3. Какие факторы увеличивают нагрузку на зрение?
  4. Устают ли у вас глаза?
  5. Как вы ощущаете усталость глаз?

Как вы думаете, какая  цель сегодняшнего занятия.

Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы немного узнать, как видят наши глаза, а главное, научиться заботиться о здоровье глаз.  (Говорят учащиеся)

Учитель биологии:

Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и технологии, но более углублённое представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: Строение, функции, значение зрительного анализатора. (Презентация)

Люди говорят: Не в бровь, а в глаз. Глаза – зеркало души. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?

По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. (Слайд 2)

Оглянитесь, на вас смотрят …«Глазные пятна» есть даже у простейших организмов.

Глаз стрекозы  состоит из 30 000 простых линз. (Слайд 3)

Гаттерия-имеет «теменной глаз», который различает  свет  и темноту.

Диаметр глаза кальмара 40 см. (Слайд 4)

Строение органа зрения. (Слайд 5-8)

Что мы узнали о строении глаза?

На глаз взгляни, в глазу она

Белым бела и всем видна.

Коль не узнал, пусть даст намек

Яйца куриного белок.  (Белочная оболочка – склера)

Она прозрачна как слеза.

Легка как сон, что юным снится.

Снаружи в мир обращена,

Умытая слезою …………………..(Роговица)

Он – «открытое окно» –

Свет пропускает, а

В нем – темно. (Зрачок) (Слайд 9)

То «худеет», то «толстеет»,

То «привстанет», то «присядет» -

Так при переводе взгляда

Кривизну он изменяет:

Видим близко, видим вдаль.

Сам прозрачен, как хрусталь. (Хрусталик)

«Тощие», числом несметны

На сетчатке …………………

Ловят сумеречный свет,

В потемках выручалочки. (Палочки)

На сетчатке меньше их,

Но пусть их славит лира:

Они щедро дарят нам

Многоцветье мира. (Колбочки) (Слайд 10)

III. Закрепление изученных знаний

Выполнение теста на компьютере, используется цифровой образовательный ресурс. Внешнее строение глаза. Внутреннее строение глаза. (Слайды 11-12)

IV. Практическая работа

Взять двумя руками зеркало и расположить его перед собой так, чтобы было видно лицо, особенно его верхнюю часть Расстояние от зеркала до глаз 25 - 30 см.              1.  Рассматривая видимую часть своих глаз, мы видим:

  1. переднюю  часть  глазных  яблок  и  прозрачную  роговицу,  которая изгибается поверх каждого глазного яблока, как часовое стекло;
  2. белые глазные яблоки;
  3. зрачки в виде круглых черных отверстий,
  4. окружающую зрачки радужную  оболочку,  которая придаст глазам цвет;
  5. брови, веки, влажность глаз.

То, что скрыто за видимой частью органа зрения - внутреннее строение, мышцы, зрительные нервы, зрительные центры мозга нельзя увидеть снаружи.

Таким образом, глаз  оказывается подобным айсбергу - видима только его седьмая часть, а шесть седьмых скрыто под поверхностью воды, то есть лица.

2.        Давайте   понаблюдаем   в   движении   видимую   часть   своих   глаз.
Присмотритесь внимательнее и вы увидите:

  1. глаза не бывают неподвижными. Они постоянно движутся – легко плавно или резко, скачками. Они просто не могут действовать по другому. Разве что усилием воли вам удастся заставить их на минуту замереть;
  2. веки легко моргают подобно перышку или крыльям мотылька, а в момент усталости становятся тяжелыми, как свинец.
  3. Как только  изменяется  освещение, зрачки  невольно расширятся или сузятся;   Это происходит мгновенно, если глаза чувствительны к свету или постепенно при их меньшей чувствительности.
  4. Попробуйте  установить   зрительный   контакт  со   своим  зеркальным отражением. Дайте ему встретиться с вами глазами - и изменится ваш собственный взгляд. Выражение глаз отражает то, что им   приходится видеть. Посмотрите в глаза отражения критически, неодобрительно и ответный взгляд станет еще более строгим и закрытым.
  5. Теперь   посмотрите   открыто,   дружелюбно,   с   интересом.   Покажите глазам   в  зеркале,  как  сильно   их  недостатки  обусловлены   внешним стрессом.

Посочувствуйте их усталости, проявите готовность сделать для них что-нибудь хорошее и вы увидите, что глаза вновь  смотрят открыто и полны ожидания.  Посмотрите в них с сочувствием, пониманием, теплотой.

Так происходит диалог с собственными глазами, в ходе которого можно немало узнать о них и с удивлением заметить, как много можно сказать себе.

 

Отступление.

Мы с вами на уроках постоянно непроизвольно о6щаемся глазами.        Вспомните, какой у меня бывает взгляд, когда работа выполнена на отлично. Когда мы кого-нибудь поздравляем с успехом, какие я вижу лучистые, радостные глаза у вас. А если мы хотим узнать, правду ли говорит человек, то стараемся загляну ему в глаза.    Глаза - зеркало души.     Выполняя упражнения с зеркалом, наши глазки работали. Да и вся наша повседневная жизнь заставляет глаза проделывать слишком однообразную работу. Поэтому особенно важно научить их расслабляться и отдыхать.        Расслабление и отдых.

  1. Похлопывающий массаж
  2. Подтягивание и растяжка
  3. Пальминг

 

Если первые два этапа названиями чем-то напоминают уроки физкультуры, то название третьего этапа - пальминг - новое и незнакомое.

Пальминг - это простой и эффективный способ снятия напряжения глаз. Его придумал американский окулист доктор Уильям Бейтс. (раlm (англ) - ладонь).  Смысл этого способа состоит в том, чтобы как можно полнее изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить в темноту. Дать им отдохнуть. А делается это при помощи ладоней.                                                                                                         1.        Похлопывающий массаж.

  1. потрите   ладони  друг   о   друга.   Расслабьте   их,   совершая   такие движения, как будто вы моете руки. Вытяните пальцы, как если бы вы снимали перчатки;
  2. представьте себе, что напряжение и усталость налипли вокруг глаз, как засохшая глина. Вообразите себе как можно ярче и красочней толщину, цвет и твердость этой глиняной корки;
  3. легко похлопайте кончиками пальцев вокруг глаз, по краям глазниц, по переносице - в том месте, где находились бы очки, а так же сбоку по вискам.

2.        Потягивание и растяжка.

  1. свободно потянитесь и зевните. Вытяните ноги и немного подержите их вытянутыми на весу;
  2. поднимите левую руку с вытянутыми к потолку пальцами, как будто хотите потрогать его кончиками пальцев. Вы чувствуете, как с левой стороны «расправляются» ребра;
  3. проделайте это же правой рукой;
  4. расслабьтесь и посидите спокойно.

3.        Пальминг,

потрите ладони одна о другую, чтобы руки согрелись и наполнились энергией;

  1. закройте глаза. Легко прикройте их ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались  на лбу, а края ладоней касались скул. Каждая ладонь образует купол над глазом. Свет в глаза попадать не должен;
  2. обопритесь локтями о стол;
  3. с закрытыми глазами постарайтесь увидеть такой черный цвет, как будто разлили черную тушь. Густой черный цвет, глубокий, как цвет черного бархата;
  4. дыхание должно быть ровным и спокойным;
  5. полностью отдайтесь этому процессу в течение  10  -20 вдохов -выдохов;
  6. продолжайте   держать   глаза   закрытыми,   заканчивая   упражнение, уберите ладони  с  глаз  и дайте глазам  почувствовать  свет сквозь закрытые веки;
  7. 12. потянитесь, как будто вы на минуту заснули. Моргая, оглянитесь
    вокруг.                                                                                                                      Вопросы для беседы.
  8. Уменьшилось ли напряжение в глазах после отдыха?
  9. Освежили ли глаза, проделанные упражнения?
  10. Изменились ли в чем-то ваши зрительные ощущения?
  11. Когда в течение дня можно выбрать время, чтобы выполнить расслабление
    и отдых?                                                                                                                                                            Наши с вами глазки отдохнули.

Точечный массаж. Точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы.

А теперь выполнение гимнастики для глаз

«Сквозь пальцы»

  1. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы.
  2. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.
  3. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.

Каждое упражнение следует повторять не менее 5-6 раз в каждом направлении.

Вопросы:

1. Во время выполнения упражнений наши глаза работали или отдыхали?

2.  Что теперь необходимо сделать, чтобы глаза отдохнули?

Теперь необходимо сделать пальминг.

Питание и зрение.

Хотя масса глаз и мозга составляет всего около 2% от общей массы тела, им уже в спокойном состоянии требуется более 25% всей энергии получаемой в процессе пищеварения. То есть для нашего зрения очень важно то, как питается человек.

В семечках подсолнечника необходимые для глаз витамины содержатся практически в идеальной форме и оптимальном сочетании.

Горсть семечек в день - то же самое, что курс витаминов для глаз, при том что предпочтительнее использовать естественные витамины, а не синтетические.

Проследите  за тем,  чтобы  семечки  были  экологически  чистыми.

Полезный для зрения витаминный салат.

Набор продуктов: 1 морковь, I яблоко, 1 лимон, 2 столовые ложки очищенных семечек подсолнуха, 2 столовые ложки подсолнечного масла (холодной выжимки) или сметаны, 1 столовая ложка мёда.

Способ приготовления.

Яблоко и морковь потереть на крупной терке. Выжать сок из лимона, смешать его с маслом (сметаной), семечками, мёдом и смесью тертой моркови и яблока.

Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Моё задание такое
Составить памятку о гигиене глаз
И повторить её советую не раз.

Сейчас много передач по радио и телевидению, где даются самые разные советы. Откроешь газеты и там встретишь много советов на все случаи жизни. Одни советы дельные и нужные, другие вводят людей в заблуждение и ошибочны.

Сейчас мы будем работать с советами и цель нашей работы будет заключаться в том чтобы научиться ориентироваться в море советов. Каждому столу раздаются советы, написанные на карточках. Задача:    выбрать одним вредные и другим полезные советы.

Полезные советы

Вредные советы

Освещение        должно         создавать ощущение удобства

Заниматься   рукоделием   при  плохом освещении

Делать на глаза компрессы  из трав ромашки и мяты

Читать в движущемся транспорте

Кататься     на    лыжах     без     резких остановок и прыжков

Натужаться    и    поднимать   тяжелый груз

Беречь глаза от травм

При воспалении век и засорении глаз лечиться самостоятельно

Употреблять в пищу морковку

Смотреть на солнце и сварку

Промывать глаза чайной заваркой

При езде на мотоцикле не надевать защитные очки

Беречь    глаза   от   попадания    мыла, уксуса, марганцовки

Смотреть телевизор и одновременно делать уроки

Для работы нужен достаточный свет, а для отдыха значительно меньше

Употреблять однообразную пищу.

Учащиеся составляют памятку «Гигиена глаз». Зачитывают результаты.

V. Подведение итогов занятия.                                                                                                        Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, учитель биологии выступает с заключительным словом:

Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.

Учитель технологии:

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.

В начале занятия  мы  с нами  поставили  цель немного узнать,  как видят наши глаза и научиться заботиться о них. Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?      (говорят учащиеся) Мы узнали, что орган зрения - это не только видимая часть глаз. Научились давать глазам отдохнуть, узнали для чего и как делаются упражнения для глаз, узнали о значимости питания для здоровья человека и для зрения, получили навыки ориентирования в море советов.                                                                             Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами!  Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»

VI. Рефлексия.

1.  было интересно…

2.  было трудно…

3.  теперь я могу…

4.  я научилась…

5.  меня удивило…

6.  мне захотелось…

VII. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

  1. Научить маму, бабушку, любого члена семьи выполнять пальминг.
  2. Приготовить витаминный салат для зрения и принести отзыв.