Методические материалы проведения промежуточной аттестации по английскому языку в
5- ыхклассах
Экзамен по иностранному языку в 5 классе ставит своей целью проверку уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся в двух из четырех целевых умений – чтении и говорении в двух формах: монологической и диалогической. При проверке умений в говорении параллельно проверяются умения аудирования, произносительные, лексические и грамматические навыки учащихся, а также их социокультурные знания и умения. Под социокультурными знаниями и умениями понимается умение учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, в частности адекватное использование правил этикета в процессе устного общения с экзаменатором.
Предлагаемые экзаменационные материалы содержат ряд положений:
• проверяемые коммуникативные умения: ознакомительное чтение, перевод, ответы на вопросы;
• проверку продуктивных умений монологической речи (второй вопрос) Данный подход позволяет:
а) комплексно проверить речевые умения школьника (понимание основного содержания текста, передача основной идеи текста);
б) обеспечить аутентичность и самостоятельность речевого высказывания ученика;
• разработаны критерии оценки коммуникативных умений учащихся, которые позволяют объективно оценить ответ учащегося на экзамене по пятибалльной шкале, принятой в настоящее время в школе;
Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы в качестве основы при разработке экзаменационных материалов для конкретного общеобразовательного учреждения с учетом особенностей его образовательной программы. Допускается внесение следующих изменений: частичное изменение и расширение тематики текстов и ситуаций общения, незначительное увеличение объема текстов.
Структура экзаменационной работы
Экзамен проводится в устной форме. Каждый билет содержит два задания.
Первое задание проверяет умения ознакомительного чтения (чтения с пониманием основного содержания). Экзаменуемому предлагается законченный в смысловом отношении несложный аутентичный текст (из научно-популярной, публицистической или художественной литературы). В процессе подготовки к ответу учащийся может пользоваться двуязычным словарем.
Задача экзаменуемого – ответить на 3 вопроса по содержанию текста, касающихся:
• основной идеи (О чем говорится в тексте?Какова основная идея текста?);
• главных фактов (Кто? Что? Когда? Как? Где? Куда?).
Тексты, подбираемые для проверки умения чтения, должны удовлетворять ряду требований:
• соответствовать определенному государственным стандартом предметному содержанию речи выпускников 5 классов;
• соответствовать государственному стандарту по языковой трудности;
• учитывать возрастные особенности и интересы учащихся 5 классов;
• не выходить за рамки жанрового и стилевого разнообразия, рекомендованного в стандарте в отношении текстов для чтения (текст научно-популярный, публицистический, художественный);
• характеризоваться смысловой законченностью;
• иметь образовательную и воспитательную ценность;
• не содержать информации, способной оскорбить социальные, религиозные и национальные чувства учащихся.
Формулировка задания для проверки умений в чтении соотнесена с критериями оценивания. Правильным ответом считается ответ, который полностью соответствует содержанию текста. Ответ, который содержит не только основную информацию, но и детали, является полным.
Второе задание проверяет умения монологической речи.
Задача экзаменуемого – сделать сообщение по данной теме.соответствующие тематике, определенной стандартом основного общего образования по иностранному языку:
• межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе;
• досуг, увлечения;
• родная страна и страна/страны изучаемого языка;
• природа и проблемы экологии; здоровый образ жизни.
Объем монологического высказывания не менее 10 фраз.
На подготовку заданий отводится 30 минут; устный ответ занимает 8–10 минут.
Ответ оценивается по пятибалльной шкале, принятой в Российской Федерации.
Темы монологических высказываний:
«Aboutmyself»,
«Myflat»,
«Daily life»,
«At the English lesson»,
«School life»,
«My favourite Subject»,
«My family»,
«Hobbies».