Тема урока: «Исторические личности в скульптурах В.Э. Горевого». (Тема рассчитана на 2 академических часа). 9 класс.
Подготовка к уроку:
- Учащиеся по желанию делятся на 5 групп (5-6 человек)
- В качестве домашнего задания каждая группа собирает информацию о следующих исторических личностях: императоре Павле I, святом благоверном князе Александре Невском, художнике И. Айвазовском, председателе ВЧК Ф. Дзержинском, поэте О. Берггольц.
Ход урока:
- Учащиеся рассаживаются по группам.
- Учитель предлагает прочитать и прокомментировать тему урока (пояснить словосочетание «исторические личности», вспомнить о монументальных скульптурах Санкт-Петербурга – памятнике Петру I, императору Николаю I и др.)
- Краткую справку о биографии современного скульптора В.Э. Горевого даёт учитель, представляя небольшую презентацию.
- В презентации представлены работы В.Э. Горевого, по одной из них получает для работы каждая группа: памятники Павлу I, О. Берггольц, Ф. Дзержинскому, И. Айвазовскому, Александру Невскому. Для работы в группах – 15-20 минут. Учащимся необходимо представить историческую личность и проанализировать образ этого героя, созданный в скульптуре В.Э. Горевым. Предлагается придерживаться плана:
- Какое место в истории России и Санкт-Петербурга занимает герой?
- Основные черты и события эпохи, в которую жил герой
- Самые важные факты судьбы и яркие черты характера
- Удалось ли языком скульптуры рассказать зрителю о судьбе и характере персонажа? Доказать.
- Прокомментировать выбор места для установки памятника.
5. Каждая из групп представляет свою работу 5- 6 минут; 3 минуты – для ответа на вопросы от других групп.
6. В завершении урока каждый ученик в тетради отвечает на вопрос: «Чем можно объяснить интерес современных скульпторов к героям прошлого?» Несколько ответов (по желанию) зачитываются уже на уроке.