Государственное общеобразовательное учреждение.

Средняя общеобразовательная школа №311

с углубленным изучением физики

Фрунзенского района

ул. Белградская 14.к.1

Повторительно - обобщащий урок по теме:

«История России XVI – XVIIIвв.»

(10 класс)

 

Составитель: учитель высшей  категории

Шигина Татьяна  Владимировна

ГБОУСОШ №311

Санкт-Петербург

2012    - 2013гг.

Контрольно-обобщающий урок по теме:

« История России  XVI – XVIIIвв».

(10 класс)

 

Цели:

систематизировать знания учащихся по данному периоду, способствовать проявлению активности каждого ученика, воспитывать чувство коллективизма, закрепить навыки работы с картой, историческими понятиями, формировать умения быстро ориентироваться в смене видов деятельности.

 

Оборудование:

карты «Россия  XVI в», «Расширение  Российского государства в XVII в», «Северная война», «Россия XVIIIв»; тесты, список с датами и событиями; карточки с характеристикой личности; схемы; таблички с названием станций, путевой лист (лист контроля).

 

Предварительное задание: составить кроссворд по теме: «ПетрI »

Ход урока:

1. Организационный момент.

Озвучить цели и задачи данного урока, представить группы, познакомить с экспертами (могут быть ученики хорошо знающие тему), вручить путевые листы с указанием маршрута, познакомить с правилами работы и с этапами игры.

2.Основная работа: работа по станциям.

1 станция:  Бульвар Карт

На столе лежат карты, необходимо выполнить определенные задания:

В путевом листе эксперты вставляют баллы  за выполненные задания.(максимально 5 баллов).

 

2 станция: Тупичок Дат.

Вариант 1.

А.1533-1584гг.                            1. указ о «заповедных летах».

Б.1611г.                                        2. Соборное  Уложение

В.1649г.                                       3. образование Первого ополчения.

Г.1581г.                                       4. война под предводительством  Е.Пугачева.

Д.1773-1775гг.                            5. княжение и царствование Ивана IV

Ответ: а-5, б-3, в-2, г-1, д-4.

Вариант 2.

А.1564-1572гг.                       1. царствование  Павла 1.

Б.1606-1607гг.                       2. медный бунт в Москве.

В.1662г.                                  3. Северная война.

Г.1700-1721гг.                       4. восстание под предводительством И. Болотникова;

д1796-1801гг.                         5. опричнина.

Ответ: а-5, б-4, в-2, г-3, д-1.

Вариант 3.

А. 1613-1645гг.                               1. русско-турецкая война

Б. 1612г.                                          2.церковная реформа Никона

В. 1653-1655гг.                               3.Полтавская битва

Г. 1709г.                                          4.образование Второго ополчения

Д. 1768-1774гг.                               5.правление Михаила Романова.

Ответ: а-5, б-4, в-2, г-3, д-1.

Вариант 4

А. 1552г.                                       1. русско-турецкая война

Б. 1605-1606гг.                             2.Гангутское сражение

В. 1676-1681гг.                             3.вхождение Казанского ханства в состав России

Г.1714г.                                         4. «Жалованная грамота дворянству»

Д. 1785г.                                        5.царствование Лжедмитрия 1

Ответ: а-3, б-5, в-1, г-2, д-4.

 

 

Вариант 5

А. 1610-1612гг.                               1.учреждение Сената

Б. 1648г.                                          2.период «семибоярщины»

В. 1682-1725гг.                               3.Итальянский и Швейцарский походы Суворова

Г. 1711г.                                          4.Правление Петра1

Д. 1799г.                                          5.открытие Дежневым пролив между Азией и

Америкой.

Ответ: а-2, в-5, в-4, г-1, д-3.

Задание проверяют эксперты и выставляют баллы в путевом листе ( максимально

5 баллов)

3-я станция: Улица Понятий.

На столе карточки с заданиями на обратной стороне. Прочитать понятие на обратной стороне и объяснить его.

Список понятий:

Вотчина –земля передаваемая по наследству (отчина - перешедшее от отца).

Земский собор - сословно-представительный орган России вXVI-XVIII вв.

Крепостное право - форма феодальной зависимости  крестьян, прикрепление их к земле и подчинение власти феодала.

Мануфактура – предприятие, где впервые применяется разделение труда.

Опричнина – (опричь - кроме) система внутриполитических мер Ивана Грозного, направленная на борьбу  с боярами.

Поместье – условное держание земли; земля, даваемая в награду за службу дворцовым или военным слугам (дворянам).

Самодержавие – монархическая форма правления, при которой монарх имел неограниченную власть.

Сословие – большие группы людей, обладающие правами, закрепленными по закону  и передаваемыми  по наследству.

Сословно - представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с сословно-представительными органами.

Ярмарка – организованные места торгов, проводимые в определенном месте в определенное время.

Эксперты проверяют и выставляют баллы в путевом листе ( максимально 10 баллов)

4 –ая станция:  Переулок Схем

Вписать недостающие слова.

Органы государственной власти в XVIIв.

 

2.

       
     
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:  1. Боярская Дума, Земский собор.

2. Приказ тайных дел, приказы.

3. Император, коллегии.

 

Эксперты проверяют  и   выставляют баллы ( максимально 6 баллов) в маршрутном листе.

 

5-ая станция: Тест - стрит.

 

Вариант 1.

1.В 1570г. Иван IV с опричниками подверг разорению:

а). Тверь

б). Новгород

в). Псков.

2. Летом 1612г. от поляков были очищены северные районы страны, и центром ополчения стал город:

а). Москва

б). Псков

в). Нижний Новгород.

 

3.  В первой половине XVII века срок сыска беглых крестьян был:

а). увеличен до 15 лет

б). увеличен до 10 лет

в). увеличен до 5 лет.

 

4.  Прутский поход Петра 1 закончился:

а). длительной блокадой русской армии

б). потерей Россией крепости Азов

в). полным разгромом янычар.

 

5.   Высшим гражданским чином в «Табеле о рангах» являлся:

а). тайный советник

б). канцлер

в). сенатский регистратор.

 

6. Кому принадлежат слова: « не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения»?

а). Пугачеву

б). Радищеву

в). Булавину.

 

Ключ к тесту: 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-а.

 

Вариант 2.

1. Введение опричнины привело:

а). к укреплению государства

б). ослаблению центральной власти

в).  подрыву хозяйства страны.

2. «Тушинским вором» прозвали:

а). Лжедмитрия I

б). Лжедмитрия II

в). Скопина-Шуйского.

3.   В XVII веке в России появился новый термин – «половник».

а). людей, отдавших за долги половину урожая

б). людей, побывавших в плену у половцев

в). большую ложку.

4.   В Полтавской битве русское командование ввело:

а). штыковую атаку

б). земляные укрепления

в). использовали казачью конницу.

5.   Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит:

а). Михаилу Романову

б). Алексею Михайловичу

в). Петру I

6.   Великим государем – императором Петром III именовал себя:

а). Емельян Пугачев

б). Степан Разин

в). Иван Болотников

Ключ к тесту: 1-в, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а.

 

Эксперты проверяют и выставляют баллы в маршрутный лист (максимально6 баллов)

 

 

6- ая станция: Проспект Личностей.

О какой исторической личности идет речь.

Царь:

1. Значительно расширил земли России. При нем был принят Судебник, созван стоглавый собор. Был женат 7 раз. Отличался жестокостью, первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нем говорили: Царь приказал, а бояре приговорили»

(Иван Грозный 4)

2. Попал на престол благодаря своей сестре. При нем сильно развилось градостроительство. Появились города: Самара, Царицын, Саратов и др. Отменил казни, преследовал пьянство, закрывал все питейные заведения. Был хорошим оратором. При нем на Красной площади было построено лобное место. Умер внезапно.                                                                                                                (Борис Годунов)

 

3.  До 5-лет жил в женском тереме. В 16-лет стал царем. Во время его царствования произошли крупные народные восстания, но все были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. Любил потешиться соколиной охотой.

( Алексей Михайлович)

 

Царь – император

4. Был 14-ым ребенком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых осталось двое. В свое царствование увеличил доходы своей страны вдвое. Создал систему светских школ, ввел гражданской шрифт. Подписал указ о создании Академии наук. Ввел Россию в ранг европейских держав.                                       (Петр1)

 

Императрица

5. К власти пришла с помощью гвардейцев. При ней была отменена смертная казнь и помещики получили право ссылать крестьян на поселение в Сибирь. После смерти оставила 15 тысяч платьев в своем гардеробе. В народе ее любовно называли «дщерь Петра».                                                                  (Елизавет Петровна)

 

Ученый

6.Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Описал историю славян. Доказал существование атмосферы на Венере. Создал стеклянные украшения, мозаику.

(Михаил Ломоносов)

Император

7. Воспитывался любимой бабушкой. Стал императором в 42 года. Имел 3-х сыновей. Ограничил барщину  тремя днями в неделю, ввел воскресный отдых для крестьян. Запретил носить фраки и круглые шляпы, ввел длинные кафтаны и густые парики по принципу германских. Воевал с Пруссией, Францией, Турцией, Индией.

(Павел1)

 

Эксперты проверяют и выставляют баллы в маршрутном листе (максимально 14 баллов)

 

7-ая станция:  Площадь Петра.

На данном этапе проверяется домашнее задание. Сдаются кроссворды по теме: «ПетрI, его преобразования, политика, достижения», состоящий не менее 10 слов. Каждая команда решает кроссворд соперника.

Работы проверяются экспертами  и выставляются баллы (максимально 10 баллов) в маршрутном листе)

Подведение итогов  урока.

Всего ученики каждой команды могут получить 56 баллов, ( от 45-56 баллов оценка «5»,

35 – 44 балла «4»; 25-34 балла «3», остальное «2».)

Учитель и эксперты отмечают  самых активных учеников из команды и делают в путевом листе  заметки. Оценивается каждый ученик.