Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Материалы на конкурс
Номинация «Лучший урок обществоведческого цикла (история)»
Сценарий урока по теме
«Князь Владимир и Крещение Руси»
6 класс базовый уровень
Санкт-Петербург
2019 г.
Тема урока: князь Владимир и Крещение Руси
Тип урока: изучение нового материала
Форма: комбинированный урок с элементами самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся.
Цели урока:
Содержательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Содержание учебного материала
Основные знания: причины принятия христианства на Руси, дата Крещения, значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси, роль князя Владимира в истории Руси.
Основные персоналии: князь Владимир I Святославович.
Основные даты: 980 – религиозная реформа Владимира, 988 – Крещение Руси.
Основные понятия: христианство.
Ход урока.
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя и ученика |
комментарии |
Опрос домашнего задания.
|
Закрепление ранее пройденного материала |
В ходе опроса домашнего задания ряд учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам в письменной форме, по окончанию сдают их на проверку учителю. Оставшиеся учащиеся вовлечены в устный опрос домашнего задания. Задание1. Восстановить династию Рюриковичей от Рюрика до князя Владимира Задание 2. Мини тест по теме «Деятельность первых киевских князей» Задание 3. Рассказать о приходе князя Владимира к власти и его внутренней и внешней политики до принятия христианства.
|
Задание 1 и 2 дается выборочно нескольким учащимся по карточка для заполнения в письменной форме. Задание 3 индивидуальные развернутые ответы учащихся |
Изучение нового материала
|
Подведение учащихся к плану изучения темы «Князь Владимир и Крещение Руси».
|
1. Фронтальная беседа. Обсуждение плана темы урока Примерные вопросы для фронтальной беседы: - с чего начинается изучения любого важного исторического события? - что, как правило, предшествует событию? - на основании чего мы определяем важность того или иного события для истории государства? «План: - Причины принятия христианства на Руси; - Религиозная реформа 980 г.; - Крещение Руси; - Значения принятия христианства». |
Сформулированный план записывается в тетрадь вместе с темой |
Закрепление умений извлекать необходимую информацию из адаптированного текста учебника |
2. Работа с текстом параграфа № 5 учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс. Задание: Прочитать фрагмент параграфа 5 и сформулировать причины принятия христианства на Руси. Фрагмент параграфа читается вслух несколькими учащимися, остальные следят по тексту и отмечают основные положения, затем им предоставляется время, что бы самостоятельно сформулировать причины принятия христианства. По окончанию самостоятельной работы, проводиться фронтальная беседа по вопросу причин Крещения «Причины принятия христианства на Руси: - необходимость укрепления власти князя; - необходимость сплотить разрозненные славянские племена; - укрепление международного авторитета Руси». |
|
|
Сформировать представления о религиозной реформе Владимира I |
3. Краткое сообщение учителя о проведении князем Владимиром религиозной реформы в 980 году Задача учащихся зафиксировать основные вехи реформы князя Владимира. «980 г. – религиозная реформа Владимира I. Перун – главный бог». |
отбор содержание и его объем определяется уровнем класса. |
|
создать условия для развития элементов информационной компетентности, на уровне извлечения фактов из вторичного источника и критичного отношения к нему; |
4. Работа с фрагментом фильма «Сказание о Крещении Руси». Ученикам перед началом просмотра кинофильма предоставляется несколько вопросов: 1. Кто и какую веру предлагал киевскому князю? 2. Почему князь Владимир выбрал православие? Задача учеников просмотреть фильм и сформулировать ответы на вопросы. Учитель по окончанию работы учащихся организует фронтальную беседу по вопросам к фильму. А тек же вопрос – насколько можно доверять фактом из вторичного источника? |
||
1.закрепить умение извлекать информацию из исторического письменного источника 2. сформулировать краткие выводы 3. осуществить начальный анализ документа |
5. Работа с фрагментами исторического документа «Повести временных лет». Работа осуществляется по группам. Каждая группа получает свой фрагмент текста и свой вопрос Учащиеся самостоятельно читают свой фрагмент документ и формулируют ответ вопросы. Учитель при необходимости направляет их деятельность и помогает в отборе исторических фактов, для доказательства выражаемой точки зрения. Задания к документу: 1. Какие события предшествовали крещению Руси? 2. Как происходило крещение киевлян? О чем свидетельствуют описанные события? 3. Как восприняли крещение наши предки, свой ответ обоснуйте примерами из текста? По окончанию самостоятельной работы учащиеся дают индивидуальный полный развернутый ответ на вопросы. Учитель корректирует и направляет наводящими вопросами ответы учеников, подводя их к правильным ответам. В тетради фиксируется дата Крещения Руси «988 г. – принятие христианства на Руси князем Владимиром. Крещение Руси».
|
Группы формируются по принципу сильные, средние, слабые учащиеся. Специальная рассадка по группам не обязательна, так как задания можно выдать индивидуально.
Задание 1. для слабой группы учащихся – работа с двумя короткими фрагментами, задание только на извлечение готового материала из текста. Задание 2 для средних учащихся – более большой фрагмент текста и задание на извлечение готового материала и формулировку некоторого вывод. Задание для сильной группы учащихся на извлечения не явной информации и анализ содержания документа. |
|
1. сформулировать значения принятия христианства 2. развитие логического мышления |
6. Мозговой штурм. Тема игры – значения принятия христианства на Руси. Учащиеся в течение нескольких минут предлагают всевозможные варианты ответа на вопрос как повлияло на дальнейшее развитие Руси и России принятие Владимиров христианства. Затем из всех предложенных вариантов в ходе беседы выбираются те значения, которые действительно имеют место быть. И они фиксируются в тетрадь. «Значения принятия христианства:
|
Список значений и его формулировки могут быть изменены в зависимости от предложенных учащимися идей и уровня обобщения.
|
|
Блок закрепление пройденного материала.
|
Первичное закрепление пройденного материала |
Беседа по вопросам: - Зачем нужно было крестить Русь? - Когда и кем было принято христианство на Руси? - Что предшествовало Крещению? - Что принятие христианства дало будущей России? |
|
Первичная рефлексия |
Анализ результатов урока |
Выставление оценок за работу на уроке и их комментирование |
В зависимости от уровня класса допустимо комментирование и оценивание детей друг другом |
домашние задания. |
Вторичное закрепление пройденного материала |
Объяснение домашнего задания - Параграф №5; вопросы 5 (письменно).
|
|
|
|
|
|
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.
Используемые методы и технологии.
В ходе проведения данного урока ведущая роль отводится методам работы с текстом, сюда входят приемы комментированного чтения, анализа текста, задания на извлечение информации, работа как с адаптированным текстом учебника, так с текстом документа адаптированного по стилю к восприятию учащимися 6 класса.
Так как приоритетными целями в уроке являются развитие информационных умений, то устный метод используются реже, он представлен такими приемами как краткое сообщение учителя и сообщения учащихся по итогам работы с документами. Но в связи с тем, что главная задача учителя не дать готовые знания, а подвести учащихся к самостоятельному их получению, на протяжении всего урока включены беседы, в основном фронтальные.
В конце урока, для того что бы дать выход эмоциям и напряжению учащихся, для которых в 6 классе тяжело сидеть и работать все 45 минут урока, использована игровая технология, а именно мозговой штурм. Это позволяет учащимся немного расслабиться и отдохнуть перед итоговым обобщением и закреплением материала.
Средства обучения.
1. Мультимедийный проектор, колонки, ноутбук (или интерактивная доска);
2. Раздаточный материал фрагменты «Повести временных лет» с вопросами и заданиями;
3. Учебник истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс;
4. Фрагмент фильма «Сказание о Крещении Руси» (многосерийный телевизионный 3D фильм, который повествует об истории христианизации Руси от проповеди апостола Андрея (I в.) до ее крещения равноапостольным князем Владимиром (X в.).);
5. Презентация к уроку с иллюстрациями к теме и заданиями на урок;
6. При индивидуальном письменном опросе домашнего задания могут использоваться карточки с вопросами.