Урок в 8 классе.                                               (скачать урок .doc)>>>

 

На уроке используется бригадно-индивидуальная технология по методике ДПН – Суртаевой Н.Н.

 

Тема: Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций»

 

Тип урока – обобщающий урок

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы:

 

Задачи:

 

Образовательная: закрепить навыки учащихся в составленииформул веществ, в написании уравнений химических реакций, в определении типов химических реакций.

 

Развивающая: развитие умения учащихся работать в бригадах и индивидуально; совершенствование монологической речи, логического мышления, расширения химического словарного запаса.

 

Воспитывающая: воспитание комуникативности учащихся, способности работать в коллективе.

 

Учащиеся должны знать: определения понятия «степень окисления», алгоритм составления химических формул, закон сохранения массы веществ, алгоритм определения типа химических реакций, алгоритм уравнивания химических реакций.

 

Учащиеся должны уметь: определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы веществ, определять типы химических реакций, писать уравнения реакций.

 

Ход урока.

 

1)      Организационный момент

 

2)      Информационный ввод

 

3)      Повторение

 

Вопросы к повторению:

 

  1. Какие явления называются химическими?
  2. Каковы признаки химических реакций?
  3. Какие условия необходимы для проведения химических реакций?
  4. Когда и кем был открыт «Закон сохранения массы веществ».
  5. Приведите формулировку этого закона.
  6. Какие типы химических реакций вы знаете?
  7. Дайте их определение.

 

 

 

Учащиеся распределяются по рабочим бригадам состоящим из 4 человек. Для работы учащимся предлагаются 2 карты-инструкции и алгоритм поведения учащихся при работе по бригадно-индивидуальной технологии обучения.

 

Содержание карты – инструкции №1 одинаково для всех бригад. Индивидуальные карточки имеют различное содержание.

 

 

 

 

 

Алгоритм

 

поведения учащихся при работе по бригадно-индивидуальной технологии обучения

 

 

 

  1. Прочитайте содержание записей, сделанные в рабочей тетради в период информационного ввода темы учителем, используйте текст учебника.
  2. Получите карту-инструкцию №1, изучите ее, приступайте к самостоятельному выполнению заданий.
  3. Сверьте друг с другом правильность выполнения заданий, задайте друг другу вопросы, которые вызвали затруднения, попытайтесь совместно ответить на эти вопросы, при необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.
  4. Выполните дополнительные задания, если есть неясные вопросы, еще раз обсудите их.
  5. Завершите работу над картой-инструкцией №1, переходите к индивидуальной работе по карте инструкции №2. Предварительно делайте запись в лист учета результатов деятельности учащихся в бригаде. Сдаете лист учета учителю.
  6. Закончив работу над индивидуальным заданием, сдаете его учителю.

 

 

 

Карта-инструкция №1:

 

Тема: Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций.

 

Источники информации: учебник, рабочий конспект, таблицы, алгоритмы.

 

Карточка, содержащая задания разной сложности.

 

Контрольные вопросы по теме.

 

 

 

Учащиеся начинают работать в группе по выполнению общего задания.

 

Цели:

 

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме«Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций»

 

Закрепить навыки составления формул веществ, написания уравнений химических реакций, определения типа химических реакций

 

Учащиеся в бригадах получают карточку-задание

 

 

 

Попредложенной схеме написать уравнение реакции, определить тип реакции.

 

 

 

СОЛЯНАЯ  КИСЛОТА + ГИДРОКСИД  НАТРИЯ = ХЛОРИД  НАТРИЯ + ВОДА

 

 

 

ГИДРОКСИД  ЦИНКА  = > ОКСИД  ЦИНКА   +  ВОДА

 

 

 

ВОДОРОД  +  КИСЛОРОД  =  ВОДА

 

 

 

НАТРИЙ  +  ВОДА  =  ГИДРОКСИД  НАТРИЯ  +  ВОДОРОД

 

 

 

 

 

Следующий уровень работы

 

По схеме написать уравнение реакции, расставить степени окисления элементов,       определить тип химической реакции.

 

 

 

ГИДРОКСИД  АЛЮМИНИЯ  = >   ОСИД  АЛЮМИНИЯ  +  ВОДА

 

 

 

ХЛОРИД  БАРИЯ  +  СУЛЬФАТ  НАТРИЯ  =  ХЛОРИД  НАТРИЯ  +  СУЛЬФАТ  БАРИЯ

 

 

 

ОКСИД  СЕРЫ (V1)  +  ВОДА  =  СЕРНАЯ  КИСЛОТА

 

 

 

СУЛЬФАТ  МЕДИ (11)  +  ЖЕЛЕЗО  =  МЕДЬ  +  СУЛЬФАТ  ЖЕЛЕЗА (11)

 

 

 

Контрольные вопросы: 1. Какие реакции называются реакциями горения?

 

2. Какие реакции называются экзо – и эндотермическими?

 

3. Убедитесь, что в написанных уравнениях реакций соблюдается Закон сохранения массы веществ.

 

 

 

В процессе выполнения работы по карте №1 учащиеся работают индивидуально или совместно, обсуждая сложные вопросы. При необходимости обращаются за консультацией к учителю, используют все виды источников информации.

 

По мере выполнения заданий делаются записи в листе учета результатов работы в бригаде.

 

После завершения работы над картой-инструкцией №1 учащиеся сдают лист учета результатов работы в бригаде учителю.

 

 

 

 

 

ЛИСТ  УЧЕТА  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  В  БРИГАДЕ

 

№        ФИО учащихся

Освоил, выполнил все задания

Не освоил, не понял, выполнил не все задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующий этап – индивидуальная работа с картой- инструкцией №2.

 

Карта – инструкция №2:

 

ЦЕЛЬ: Ориентируясь на знания, полученные при изучении темы, выполнить предложенные задания, продемонстрировать знания и умения по написанию уравнений реакций, по определению типов химических реакций,

 

Учащиеся получают индивидуальные карточки-задания.

 

Ответы оформляются на отдельных листах, которые учащиеся сдают учителю в конце урока.

 

 

 

Пример индивидуальной карточки-задания

 

 

 

По предложенной схеме написать уравнение реакции, расставить   степени окисления  элементов, определить тип реакции.

 

 

 

КРЕМНИЕВАЯ  КИСЛОТА  =>   ОКСИД  КРЕМНИЯ (1V)  +  ВОДА

 

 

 

ОКСИД  ФОСФОРА  (V)  +  ОКСИД  КАЛЬЦИЯ  =  ФОСФАТ  КАЛЬЦИЯ

 

 

 

НАТРИЙ  +  ВОДА  =  ГИДРОКСИД  НАТРИЯ  +  ВОДОРОД

 

 

 

ХЛОРИД  МАГНИЯ  +  ГИДРОКСИД  БАРИЯ  =  ХЛОРИД  БАРИЯ  +  ГИДРОКСИД  МАГНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Варианты алгоритмов, используемых учащимися при работе в бригадах по теме «Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций.»

 

 

 

Составление химических уравнений

 

Научитесь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

 

Коэффициенты в уравнениях химических реакций расставляют в соответствии с законом сохранения массы веществ.

 

Алгоритм

 

1. Запишите схему реакции.

HgO → Hg + O2

2. Подсчитайте число атомов каждого химического элемента до и после реакции.

HgO → Hg + O2

1 ат. 1 ат.  1 ат.  2 ат.

3. Видим, что число атомов кислорода различно в левой и правой частях.

Начинаем подбор коэффициентов

4. Чтобы образовалось два атома О, должны разложиться 2 молекулы HgO. Выставляем перед формулой HgO коэффициент «2».

 

2HgO  → Hg + O2

2 ат. 2 ат.   1 ат.    2 ат.

5. Ртути должно получиться 2 атома. Перед знаком Hg после реакции выставляем коэффициент «2». Вместо стрелочки ставим знак равенства.

 

2HgO = 2Hg + O2

 

6. Проверяем число каждого химического элемента до и после реакции. Они должны быть равны (см.: Справка).

2Hg до реакции и 2Hg после реакции. 2О до реакции и 2О после реакции

 

Справка

 

Окончательная проверка проводится по числу атомов кислорода до и после реакции. Если они совпадают, то уравнение составлено правильно.

 

 

 

 

Определение типа химических реакций по числу и составу соединений