Организационная информация |
|
Тема урока |
Фортуна правит миром |
Предмет |
Музыка |
Класс |
6 |
Автор урока (ФИО, должность) |
Черныш Татьяна Сергеевна, учитель музыки |
Образовательное учреждение |
ГБОУ СОШ № 311 |
Методическая информация |
|
Тип урока
|
Изучение нового материала. Методическая разработка урока с использованием ИКТ и приемов развития критического мышления (корзина идей, синквейн)
|
Цель урока
|
Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, на примере кантаты Карла Орфа «Carmina burana». |
Стадии урока
|
Стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, в связи с изучаемым материалом. Стадия осмысления: расширение кругозора и формирование интереса к изучаемой теме. Стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока/занятия |
Знать понятия: Сценическая кантата. Уметь Применять полученные знания в творческой деятельности. |
Необходимое оборудование и материалы |
Музыкальный материал: Карл Орф «Кармина бурана» ТСО: Компьютер, проектор, экран. |
Подробный конспект урока |
|
Стадия вызова |
Слайд 1. Она часто одушевляется в разговорной речи, она может «осчастливить», «наградить», от неё можно получить хороший «удар», её можно «встретить» и даже «обмануть». С ней можно «играть» и «шутить», в неё, конце концов, можно «верить» или «не верить», можно быть её «жертвой» и, что гораздо приятнее, быть её «баловнем», она может быть «справедливой», «несправедливой» и, конечно, неповторимо «ироничной». Давайте подумаем, о чем идет речь? (варианты ответов учащихся выслушиваются, обсуждаются). Правильный ответ: СУДЬБА! Слайд 2 Многие желают заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Хотелось ли вам сделать это? (Обсуждение) Мистика окутывает всё, связанное с предсказанием судьбы, ибо будущее любого человека таинственно и чудно. «Может ты проживешь долго, но на 37-м году возраста берегись белого человека белой лошади или белой головы», - нагадала цыганка …. (Кому? ) (предположения учащихся)
На 37-ом году жизни поэта Пушкина убивает белокурый Дантес в белоснежном мундире, приехавший на белом коне.
|
Стадия осмысления
|
3 слайд Великое множество сбывшихся пророчеств и предсказаний навели мысль человека на существование заведомо предопределённой программы жизни – судьбы. В сознании человечества это понятие накрепко прижилось, здравствует и имеет давнюю и богатую историю.
За определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием «СУДЬБА» Работаем самостоятельно! (Учащиеся зачитывают свои ответы)
Слайд 4. В мифах Древней Греции была богиня Фортуна.
Слайд 5 Слезы катятся из глаз, арфы плачут струны. Посвящаю свой рассказ колесу Фортуны.
( Из поэзии вагантов) Нам сегодня представится возможность познакомиться с музыкой, навеянной романтикой эпохи Средневековья.. Музыка в Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Она входила в число Семи свободных искусств, и центрами обучения музыки поначалу были монастыри, а XII в. – соборы и университеты. В раннем Средневековье развивается как духовная, так и светская музыка. Первая представлена церковной музыкой, вторая – народным творчеством странствующих музыкантов – вагантов.
Слайд 6 Ваганты - бродячие клирики, странствующие студенты и школяры в Германии, Франции, Англии и Северной Италии в XI – XIII вв. Ваганты слагали вольнодумные стихи на латинском языке, направленные против папства и духовенства. Помимо стихов сатирического характера слагали лирические стихи, прославлявшие удовольствия и радости жизни ( любовь, азартные игры и т.п.). Слайд 7 «Carmina burana» - так назывался сборник средневековых поэтических размышлений о судьбе, о природе и о любви. И хотя стихи звучали на латыни, она не была строгой, а скорее фривольной и разнообразной, какой и должна быть истинная народная поэзия. Слайд 8 В монастыре в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII – XIII вв. Авторы песен – странствующие поэты и музыканты (ваганты). В середине XIX века рукописный сборник был издан под названием «Carmina burana» - «Баварские песни». Слайд 9 В середине 20 века немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург Карл Орф приобрёл широкую известность как автор крупных сценических произведений синтетического плана, сочетающих элементы драмы, пения, декламации, хореографии и пантомимы. Слайд 10 Кантата «Carmina burana» - сочинение для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене – новый музыкально – театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действо. (слушаем) Слайд 11 Колесо Фортуны то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот. Колесо Фортуны с одной стороны приводит в движение ангел, с другой – дьявол. Все в жизни человека подвластно всемогущей Фортуне!!! Слайд 12 Как вы думаете, удалось ли композитору передать средневековое восприятие мира, или это лишь мнение человека XX века о Средневековье? Ответ обоснуйте. Слайд13 Объясни высказывания великих людей!
(объяснения учащихся) Слайд14 Как складывается наша Судьба ?Существуют 4 основные точки зрения. Какой придерживаетесь вы? (самостоятельная работа по карточкам)
|
Стадия рефлексии
|
Слайд 15 А теперь я предлагаю полученные знания закрепить и проверить. Написание синквейна. Слайд 16 Оцените свою работу на уроке. |
Домашнее задание (если планируется) |
Слайд 17
|
Дополнительная необходимая информация |
|
В помощь учителю |
|
Использованные источники и литература (если имеются) |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить |
Наглядность!!! |
Советы по логическому переходу от данного урока |
|
Другое |
|