«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Каждый день, приходя на уроки, вспоминаю эти слова. Думаю не ошибусь, что уже несколько десятков лет их как педагогическое кредо повторяют сотни учителей музыки. А что значит воспитать человека? Я считаю, что прежде всего мы, учителя, должны воспитать Личность яркую, творческую, умеющую жить в гармонии с миром, умеющую находить гармонию в себе.
Для достижения этой цели я проанализировала содержание музыкального образования средней школы, пересмотрела свое отношение процесса обучения и воспитания школьника, постаралась направить его в русло развивающего обучения с учетом личностно-ориентированного подхода.
Себя я прежде всего ощущаю учителем-наставником, вдохновителем детей, создающим условия для развития неординарной, креативной личности. Я стараюсь убедить своих учеников в том, что главное жить «В гармонии с собой и окружающим миром». Поэтому, изучая, постигая себя человек изучает и постигает этот огромный мир.
Воплощение этой идеи, в свою очередь, требует создания несколько иных педагогических условий, не укладывающихся в традиционные формы общения на уроках «учитель-ученик». Познание самого себя ребенком достигается через восприятие учителем ученика как личности, которую нужно бережно сохранить, взрастить, дать толчок к стремлению поиска прекрасного, возвышенного, духовного. Это взаимодействие учителя-ученика имеет особую эмоционально-содержательную окраску.
В процессе работы в школе у меня сложилась некая система музыкального образования учащихся.
Каждый из видов деятельности ребят помогает через целостное восприятие музыкального искусства создавать условия для целостного восприятия мира и себя.
Главным определителем ориентиров и сфер данной деятельности являются уроки музыки, на которых основными видами музыкально-практической деятельности становится слушание музыки и исполнительская деятельность.
Безусловно, основой всех музыкальных произведений являются чувства, эмоции, настроение, поэтому главным героем на уроке становится сам ребенок-Человек со своим миром чувств, переживаний. Учитывая, что психологическими механизмами восприятия музыки являются эмоциональная отзывчивость, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, а так же сформированность способности к творчеству.
Поэтому на уроке мы с ребятами чувствуем, ощущаем,оцениваем музыку, общаемся, меняемся, познаем мир и себя.

Как настроить ребят на слушание музыки так, чтобы они смогли максимально глубоко прочувствовать, как бы прожить ее? Чаще я использую приемы, которые дают возможность глубже понять и ощутить жизнь. Например «коммуникативная атака», «Выходы »за пределы предмета музыки в историю, поэзию, живопись, в природу, в мир человека. Поэтому на уроках необходимо опираться на знания, полученные детьми по другим предметам или из собственного жизненного опыта. Углубляю эти знания с помощью музыкальных ощущений, заложенных в музыке и передаваемых посредством ее.
Ведь для того, чтобы понять, почувствовать жизнь людей предыдущих эпох не всегда нужно знать все исторические факты из жизни того времени. Порой достаточно просто вслушаться в музыкальное произведение. В свою очередь получаю возможность глубже настроить детей на восприятие произведения, прочтение его содержания, передаче духовного опыта поколений.
Для того чтобы подвести детей к сознанию, постижению эмоционально-нравственного смысла произведения приходится использовать весь свой артистический, педагогический арсенал: качественный показ как нужно спеть, мимику, жест, взгляд, словесное пояснение тех ощущений, которые заложены в произведении. Это позволяет мне вывести детей на уровень эмоционального, духовного общения.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя частью окружающего мира разработано календарно-тематическое планирование песенного репертуара.
Произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных и традиционных праздников. Дети поют рождественские , масленичные, современные и духовные песни. Подготовка к выступлению ребят на традиционном общешкольном музыкальном фестивале начинается задолго до самого начала фестиваля, т.к. требует определенного мастерства исполнительской деятельности.
Уроки музыки плавно переходят во внеурочную деятельность.
Надо отметить, что наполненность классов и ограниченное время уроков – всего45 мин. В неделю, не позволяет полностью реализовать идею личностно-индивидуально-ориентированного обучения учащихся.
По мнению Д.Б.Кабалевского «превыше искусства человек должен любить жизнь».