1. Конспект открытого урока

    по литературному чтению

    по программе ПНШ,

    проведенного в 3 "А " классе

    средней школы № 311

    г. С-Петербурга

    Учитель: Белова Е. Я.

    Тема урока: Почему люди фантазируют?

    Т. Пономарева " В шкафу ".

    Цели и задачи урока:

    1. Учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя-рассказчика.

    2.Обсудить особенности жанров сказки, рассказа и небылицы.

    3.Побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст для подтверждения своих ответов.

    4.Учить детей, опираясь на текст, представлять себе черты характера и особенности мировосприятия героя.

    5.Подвести детей к выводу,что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предме-ты становятся чудесными.

    6.Учить работать в группах.

    7. Развивать навыки устной речи.

    8.Воспитывать умение трудиться коллективно.

    9.Воспитывать умение работать с фантазией.

    На уроке используются:

    1.мультимедийная техника

    2.аудиоматериалы:

    -песня " Вообразилия "

    -С.Прокофьев пьеса " Мимолетности № 1 "

    3.работа в группах

    4.учебник Н.А.Чуракова " Литературное чтение 1 часть 3 класс "

    5.учебник " Русский язык 2 часть 3 класс "

    6.раздаточный материал:

    -карточки с буквами

    -тест

    -чистые листы бумаги

    -фломастеры, цветные карандаши

    7.выставка рисунков и фотографий " Наши бабушки "

    Ход урока:

    1.Вступление:

    Учащиеся сидят по группам.

    -О чем мы будем сегодня говорить на уроке литературного чтения вы узнаете собрав слово из букв.

    (получилось слово ФАНТАЗИЯ)

    На экране слайд. Почему люди фантазируют?

    -Да, тема нашего урока " Почему люди фантазируют?"

    2.Работа по теме урока:

    -Что такое фантазия?(ответы детей)

    -Я тоже подумала над этим вопросом и вот, что у меня получилось...

    На экране слайд “ Радость, счастье, игра”.

    -А где бывает фантазия? (ответы детей)

    На экране слайд “Литература, музыка, искусство”.

    -Для чего люди фантазируют? (ответы детей)

    -Сегодня мы познакомимся с литературным произведением Т. По-номаревой " В шкафу ".

    Учащиеся читают произведение.

    -Понравилось?

    -Что произошло с бабушкой?

    -Какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, неужели теплая кофта?

    -Какие разные чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу?

    Учащиеся подтверждают свои ответы текстом.

    -Обыкновенный человек, увидев оркестр у себя в шкафу, испугался бы от неожиданности?

    -Стал возмущаться?

    -А бабушка ? Необыкновенный, замечательный человек?

    -А мы уже знакомы с этой бабушкой?

    Дети вспоминают рассказ Т. Пономаревой " Автобус".

    -Почему это одна и та же бабушка?

    -А автор человек с фантазией? С развитым воображением?

    -Какие приемы здесь использует автор? (олицетворение, сравнение)

    -А ваша бабушка такая?

    Беседа о бабушках. Выставка " Наши бабушки ".

    -Я бы хотела, чтобы мы сейчас подумали, какой жанр использовал автор в своем произведении. Для этого выполним тест.

    Дети по группам выполняют тест на карточках.

    Проверка на экране.

    -Что это? (рассказ, небылица, сказка - аргументы учащихся)

    На экране слайд “Рассказ, сказка, небылица”.

    Физкультминутка под песню " Вообразилия ".

    -В начале урока вы сказали, что фантазию можно встретить в литературе, и мы это увидели, в искусстве..

    Поход в " Музейный дом " - фото "Нарвские ворота".

    На экране слайд.

    -Эти ворота находятся в С-Петербурге и называются "Нарвские". Построены в 1834 году в память об Отечественной войне с Наполеоном.

    -Зачем ставили ворота?

    -Сами ворота кирпичные, покрыты медными листами. Наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы.

    Дети рассматривают репродукцию с картины П.Филонова " Нарв-ские ворота ".

    На экране слайд.

    -Видите коней, фигуру наездника, арку под конной группой?

    Объяснение слова арка по Толковому словарю.

    -Какое время года изобразил художник? Почему?

    -А какой день?

    Сравнение фотографии и картины. На экране слайд.

    -Где ворота слились с городом в единое целое ? А где обособлены?

    -Где вход в большой город?

    -Сравните изображение коней.

    -А как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала ? ("мозаика" - слово на доске).

    -А где вы видели мозаику? Сами ее составляли?

    -Зачем П.Филонов написал свою картину в технике мозаики?

    -Чтобы так изобразить Нарвские ворота, нужно обладать фантазией?

    -Мы говорили, что еще можно увидеть, вернее услышать фанта-зию в музыке.

    Прослушивание пьесы С.Прокофьева " Мимолетности № 1 ". Дети рисуют, фантазируют на листочках. Выставка на доске.

    -Мы создали свою мозаику.

    3.Итог урока:

    Обобщение по теме урока. Просмотр видеоролика "Фантазия".