сочинение по картине Пластова «Первый снег».4 класс

 

Музей одной картины. Аркадий Пластов «Первый снег»

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Аркадия Пластова «Первый снег».

Задачи:

образовательные: учить «читать» картину, понимать её идейный смысл; учить передавать своё отношение и свой взгляд «видения» картины;

развивающие: развитие образного и логического мышления; развитие самостоятельности мышления, творческих способностей;

развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов картины;

воспитательные: воспитывать любовь к природе, живописи.

Оборудование:

презентация

аудиозапись Свиридов «Метель».

Карточка с раздаточным материалом

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка к восприятию темы. Создание положительной мотивации.

- Послушайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу. (Зима)

- О каком времени года идёт речь?

II. Погружение в тему. Постановка проблемы.

- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы? (без снега)

- А какого цвета снег? (белый)

- Я об этом спросила не зря.

- «Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину пришли молодые живописцы, чтобы получить ответ на единственный вопрос: «Какого цвета снег?». Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», – коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты».

- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос.

- Я приглашаю вас в «Музей одной картины». Называется она «Первый снег». Написал её Аркадий Александрович Пластов.

- Цель нашего исследования: подготовиться к сочинению, в котором вы опишите картину художника и поразмышляете над её сюжетом.

III. Знакомство с картиной, творчеством художника.

1. Аркадий Пластов - пейзажист.

- Перед нами картина русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

- Дайте определение слову «картина». (произведение живописи в красках).

- Как по - другому можно назвать картину? (полотно, произведение, холст, шедевр)

- Что изображено на картине? (природа)

- Как называется картина, изображающая виды природы? (пейзаж)

- Как называют художника, рисующего пейзажи? (пейзажист)

- Составьте предложение, используя фамилию художника и слово «пейзажист». (Аркадий Пластов – художник-пейзажист.)

- Мы говорим обычно: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие? (рисовать, писать)

2. О художнике. «Где родился, там и пригодился».

- Творчество художника Аркадия Пластова известно каждому школьнику по репродукциям в учебнике «Родная речь». Сегодня Пластова называют «Гением русского века».

- Главным для Пластова была живопись. Для художника не существовало выходных. Был такой случай: Аркадию Пластову предложили сделать выставку, он сначала согласился. «Обо всем договорились, и вдруг утром художник говорит: "Это что же, из мастерской все нужно увозить? Мне некогда! Мне картину надо писать".

- В семье осталось огромное наследие Аркадия Пластова. Это семь тысяч рисунков и три тысячи картин и эскизов. Он никогда не любил копировать свои работы. Даже когда художника просили сделать копию для какого-либо музея, у него все равно получался другой вариант.

- Аркадий Александрович Пластов родился в январе 1893(19 век) года в селе Прислониха, ныне Ульяновской области. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед — иконописец и архитектор, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислонихе по чертежам деда. Аркадий Пластов начал рисовать с раннего детства. А пятнадцатилетним подростком, часами наблюдая за работой иконописцев, обновлявших под надзором отца роспись дедовской церкви, он даёт себе клятву: «Быть только живописцем, и никем более».

- Но отец хотел видеть сына священником. И после окончания духовного училища Аркадий поступает в 15 лет в Симбирскую духовную семинарию. Рисования, впрочем, не оставляет. В 20 лет он пытается поступить в училище живописи в Москве, но не выдерживает экзамена. Через два года повторяет свою попытку и, не решившись подать заявление на живописное отделение, идёт на скульптурное.

- После обучения Аркадий вернулся в родное село и, как самый образованный, был избран председателем колхоза. По его словам, он становится пахарем, косцом, жнецом… «Все сельские профессии я знал и раньше, а тут пришлось осваивать их вплотную». Он вместе с односельчанами строит новую жизнь, набирается впечатлений и не оставляет холст и краски. Но в 1932 (39лет) году пожар уничтожил вместе с домом все заготовки к картинам. И Пластов заново начинает свой творческий путь. Жизнь в деревне к этому времени налаживается. Аркадий Александрович оставляет работу в колхозе и целиком отдаётся творчеству.

- В деревне Пластовым было выполнено много натурных этюдов. Он хорошо знал крестьянский быт, помнил до мелочей каждое лицо. Картины пронизаны счастьем жизни. Пластов пишет фигуры натурально: не пропали даром его занятия в скульптурных мастерских.

- «Надо, чтобы человек красоту мира чувствовал ежечасно, — говорит художник. — И когда поймёт он эту удивительность, на всё его хватит: и на работу, и на защиту Отечества, на любовь к детям. Вот для этого и существует живопись».

- Почти на каждой картине Аркадия Пластова есть дети. Художника влечёт юность, появление нового. Интересно, что саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Отсюда особое – радостное - звучание его картин.

- Пластов был живописцем деревни, ее уроженцем, ее жителем. Он не любил покидать Прислониху. Одна из самых ярких его картин «Первый снег» написана здесь. С рассказа о ней экскурсоводы и начинают знакомить детей с творчеством Пластова.

- Сегодня в Прислонихе избы с крыльцом, которую он использовал для картины «Первый снег», уже не найти. Соломенных крыш давно нет, как нет и поломанных заборчиков. Не встречаются дети в валенках на босу ногу, в шалях и шапках-ушанках. Зато остались окрестности и холмы, к которым прислонилась улица из добротных домов, за что село и получило название Прислониха.

- В Прислонихе уже выпал первый снег. Он лежит на ограде, на козырьке над крыльцом. Здесь первый снег всегда выпадает точно в конце октября, а в этом году выпал в ноябре.

- А вы помните, когда выпал первый снег у нас? (1 декабря)

3. Какого цвета зима?

Однажды Аркадий Пластов выглянул в окно и позже записал в своём дневнике: «Осень постепенно отдала свои права зиме. Утром холодно, появился первый иней. Солнцу не хватает сил прогреть воздух. Во всём ощущается морозное дыхание зимы. За ночь на небе собрались тучи, а утром, словно пух, из них посыпались первые лёгкие снежинки. Они кружились в танце и застилали землю белоснежным ковром. От этого волшебного снегопада на душе было и радостно, и грустно. Так бывает всегда, ведь это только первый снег!» Слова как будто ожили на холсте…

- Автор назвал свою картину «Первый снег». Что означает слово «первый» в данном случае? – Что, снег никогда раньше не выпадал? (первый — значит выпавший впервые в этом году)

- Каким вы видели первый снег? (пушистым, мягким, белым-белым, чистым)

- Какие чувства он у вас вызывал? (радость, восторг)

- Вот это состояние человека, которое он испытывает при виде первого снега, чувство радости, художник изобразил на картине.

- Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.

Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… Кругом было тихо. Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы

- Каково отношение писателя к первому снегу? Как он это показал?

- Аркадий Пластов написал картину в 1946 году. Он передал своё ощущение зимнего дня и того со­стояния природы, которое бывает в час первого снего­пада.

- Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы? (автор показал снег только что выпавший и продолжающий падать, но есть ещё кусочки земли без снега, нет сугробов)

- Какое время суток изображено? Как вы догада­лись? (снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома)

- Снег идёт. Снег падает. А холст неподвижен. Как удалось передать движение? (ветви деревьев наклонены, словно дует ветер)

- Кого изобразил автор на переднем плане? Опишите их. (деревенских ребят - девочку лет 10 и мальчика лет 7, которые выбежали из дома и смотрят на первый снег)

- Опишите их внешний вид. (мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, набросила платок - дети очень торопились; они хотели скорее увидеть первый снег; у девочки валенки не по размеру, дети одевались второпях; головы подняты вверх, любуются хлопьями снега)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (их очень заинтересовал первый снегопад, они рады ему; дети любознательны и наблюдательны; для них первый снег – праздник)

IV. Работа со стихотворными отрывками. Изобразительные средства картины.

- Одна девочка сочинила стихотворение о первом снеге и передала интонации праздника, послушайте его:


Маша Лукашкина

В календарь загляни -

Не поверишь глазам!

Нет его… Ведь число

Выбирает он сам.

И о месяце нам

Лишь гадать остаётся.

В октябре ли придёт?

Декабря ли дождётся?

Но известен, однако,

Непреложный закон:

Не с пустыми руками

Появляется он.

Одарит, как всегда,

Всех! И полною мерой.

Погляди-ка вокруг!

День уж больше не серый.

Праздник, точно маляр,

Белоснежною краской

Всем в окошко плеснул,

Всех порадовал сказкой.

Распахнул нам глаза,

Дал надежду на чудо, -

И ушёл в никуда,

Взявшись из ниоткуда.

В нём и тайна, и смех,

В нём и свежесть, и нега…

Лучший праздник из всех -

Праздник первого снега!


- Вспомните, какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег? (Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»)


Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.


- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)

- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)

- У каждого человека первый снег имеет свою «историю».


О первом снеге

Первый снег, как сахар – сладкий.

Словно белый лист тетрадки.

Он кружит несмело, тихо,

Словно бабочка-трусиха.

Серебрит дома и лужи…

Снег – на завтрак, снег – на ужин,

Эскимо без шоколада.

Вот десерт, какой нам надо!

Пышный, словно сливки к кофе,

Снег хорош в анфас и в профиль.

Вата сладкая в ладонях…


- На что похож он в этом стихотворении? На что похож снег в вашем воображении?

- Как называется такой изобразительно-выразительный приём? (сравнение)

- Постарайтесь найти яркие выражения, которые помогли поэтам показать образ снега. Выделите их.


Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой буйною легко проносится,

Не в высь лазурную, - на небо просится.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

В лучах блистающих скользит умелая

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!


- Сегодня мы увидели, как художник с помощью красок может нарисовать картину. А с помощью чего изобразили пейзаж поэты? (с помощью слов)

- Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)

V. Беседа по картине. «Снег А. А. Пластова».

- А какого цвета снег на картине? (белый, чистый, свежий)

- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)

- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (сероватый, зеленоватый, коричневатый)

- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему? (использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)

- Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? (важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)

- Попробуйте описать снег, используя слова, характеризующие, что с ним происходит:

снег как стеклянный дождь укрыл землю

очень к лицу земле порошил

как чистые капли воды щекотал лицо

белая скатерть кружился

лебяжий пух порхал

робкий и тихий танцевал

пушистый и мохнатый летел большими хлопьями

IV. Словарь чувств. Работа над сюжетом картины.

- Какие чувства, навеянные встречей с зимой, снегом, хочет передать нам художник? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать.

Радость Восторг Волнение

Удивление Восхищение Беспокойство

Испуг Грусть Интерес

- Почему детей удивил первый снег? (первый снег мягкий, тёплый, добрый; тихо падает с неба крупными хлопьями)

- Что ещё показывает художник на переднем плане картины? (в палисаднике большая берёза, она рада снегу тоже – это долгожданное событие встречает с широко раскинутыми ветвями)

- На картине есть ещё один образ живой природы (ворона тоже удивлена, обрадована первому снегу, хочет его попробовать как будто)

- Единство чего показывает художник на картине? (живой и неживой природы)

- Опишите словами, в чём это видно, заметно. (снег покрывает землю – люди в санях на заднем плане, дети рядом наблюдают; природа ликует вместе с человеком – ворона и снег; всё живое радуется подарку зимы)

- Обратите внимание на фон картины. Какой он: тёмный или светлый? (в картине преобладают тёплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно – голубые, голубовато – серые, серо – розовые, светло – коричневые)

- Какой цвет здесь главный и почему? (розовый – он везде: на земле, в небе, на веточках деревьев; он помогает ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снега)

- Почему Пластов нарисовал часть берёзы, а не всё дерево? (берёза – часть зимнего пейзажа, дети и их настроение – главная, важная деталь в сюжете)

- Почему картина нарисована вертикально? (снег сыплет сверху, головы детей запрокинуты, они показаны во весь рост; усиливается впечатление высоты неба, долгого полёта снежинок)

- «Писал А. Пластов картину о деревенском быте, ожидании чуда в связи с наступающей зимой, писал о валенках, надетых на босу ногу. Такова обувка у детей на картине. Валенки, конечно, не по ноге, взяты у старших. Шаль на голове девочки тоже чужая. Художник обращал внимание на все детали: на край крыши, крытый соломой, на дыры в заборчике, внутри которого стоит береза».

- Почему дети вышли смотреть на первый снег и почему девочка с улыбкой смотрит на небо, с которого падают снежинки, а мальчик – в сторону улицы оценивающим взглядом?

(вышли смотреть на крыльцо, потому что первый снег – это событие в жизни деревенских детей; разница в выражении лиц говорит о нежном сердце девочки и важности мальчика, который ведет себя маленьким мужичком)

VI. Подведение итогов.

- Какого же цвета снег? От чего зависит цвет снега на картинах? (не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передаёт своё отношение к изображаемому)

- Можем ли мы сказать, что открыли секрет художника?

Составление таблицы

 

Предметы, изображённые на картине.

Признаки

Действия

Снег

Мягкий, пушистый, белый, робкий, тихий, чистый, словно белое покрывало

Укрыл землю, падал, щекотал лицо, порхал в воздухе

Снежинки

Красивые, легкие как пух, похожие на звездочки

Летят, медленно кружатся в воздухе, падают хлопьями

Дети

Радостные, довольные, веселые, счастливые

Выбежали, смотрят, нравится, любуются падающим снегом

Береза

С раскидистыми ветвями

Обрадовалась снегу, ждала его

Ворона

Словно темное пятнышко, будто темная «клякса»

Хочет попробовать снег

 

План

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

VII. Рефлексия. Творческая деятельность учащихся.

Звучит вальс Свиридова «Метель».

(из дневников Аркадия Пластова)

«Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся вокруг на бархат земли, на пылающее золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, так опять, в который раз подумал, что нам ничего и не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какого цвета снег?»