Комплексная работа 4 класс

Космический снимок Антарктиды

Фамилия, имя:

Число:

77

На противоположной от Арктики стороне земного шара

15

находится Южный полюс Земли. Название этой области придумали

22

древние греки. Арктика + Ант (приставка; Анти – напротив)

23

=Антарктика.

29

В центре Антарктики расположен чудесный материк –

37

Антарктида. Многие века назад люди верили в существование

46

богатого и загадочного Южного материка. Но верить и знать –

56

это не одно и тоже. Путешественники бороздили океаны в поисках

64

таинственной земли, а ученые фантазировали о его богатствах.

73

Древние греки даже нанесли на карту этот неизвестный людям

81

материк, но Антарктида всё ещё оставалась мифической землёй.

88

К поискам южного материка был привлечен знаменитый

95

английский мореплаватель Джеймс Кук. На корабле «Индевор»

104

( Стремление) в 1768 году с группой исследователей он отправился

113

в южные моря для выяснения тайны легендарного материка и

120

обследование некоторых островов, незадолго до того открытых

128

другими мореплавателями. Кук плыл в южном направлении целых

135

шесть недель, но никакого материка не нашёл.

143

Через год после своего возвращения из первой экспедиции

156

в 1772 году Кук снова ушел в море, так как вопрос о южном

167

материке ещё не был прояснён. Два корабля взяли курс прямо на

177

юг и обошли вокруг Земли вдоль границы дрейфующих льдов, но

185

все поиски были напрасны: обитаемого южного материка не

193

существовало. «Ни один человек, – писал Кук, – никогда не

203

решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли,

213

что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Люди

222

мечтали о богатой земле, а увидели лишь пустыню, покрытую

231

льдом. Так был развеян миф о существовании чудесной земли.

242

Но поиски на этом не закончились. Только в 1820 году, русские

249

Мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми

259

увидели берега шестого континента. Льды помешали им ступить на его

267

землю. Спустя 74 года это сделали норвежские рыбаки.

277

С тех пор Южный полюс стал той «вершиной», которую от

285

предстояло покорить смельчакам, но все их попытки кончались

292

неудачей из-за необычайно сурового климата и несовершенного

297

снаряжения. Южный полюс покорился норвежскому

306

исследователю Руальду Амундсену в 1911году. Пройдя на лыжах

314

побережья вглубь Антарктиды более 1200 километров за два

319

месяца, он добрался до цели.

326

Так призрачная и неизвестная земля обрела реальность.

Чтение

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. К какому из перечисленных ниже жанров, ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.

А. Сказка

Г. Инструкция

Б. Повесть

Д. Научно-популярный текст

В. Легенда

Е. Не знаю

Задание 3.

1) Определи тему текста.

2) Дай ему название.

3) Запиши заголовок на строчке перед текстом.

Задание 4.

1) Выпиши предложение, которое поясняет цель экспедиции Д.Кука.

Ответ:

2) К какому выводу пришёл Д.Кук после второго путешествия в южные моря?

Запиши одним предложением.

Ответ:

Задание 5.

1) Внимательно пронумеруй абзацы текста.

2) Заполни таблицу.

Этапы исследований

Номера абзацев

1. Возникновение гипотезы

2. Описание попыток исследований

3. Достижение цели

4. Результат путешествия


Русский язык

Задание 1.

1) Из второго абзаца выпиши в I столбик имена прилагательные, связанные со словом «материк».

Все слова должны быть в именительном падеже.

2) Во II столбик запиши имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).

I столбик

II столбик

Задание 2.

Запиши два синонима к слову «мореплаватель», которые используются в тексте.

Мореплаватель –

__________________________________________________________

Задание 3.

1) Из первого абзаца текста выпиши два однокоренных слова.

2) Допиши к ним ещё однокоренное слово.

3) Разбери слова по составу.

Ответ: ___________________________________________

Задание 4.

Найди в первом и втором абзацах по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу. Орфограммы подчеркни.

Орфограммы

Слова

и, у. а после шипящих

чк, чн

проверяемая безударная гласная в корне

непроизносимая согласная

Математика

Задание 1.

Через сколько лет после второй экспедиции Кука русские мореплаватели увидели берега шестого материка? Решение запиши.

Решение:

Ответ:

Задание 2.

Сколько лет назад покорился человеку Южный полюс? Решение запиши.

Решение:

Ответ:

Задание 3.

Придумай свою задачу, используя данные, приведенные в конце текста. Запиши условие, решение и ответ своей задачи.

Условие:

Решение:

Ответ:

Задание 4.

Норвежец Оусланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил 44 км 200м. Какое расстояние он преодолел?

Решение:

Ответ:

Окружающий мир.

Задание 1.

К какой природной зоне ты отнесёшь Антарктиду? Почему?

Ответ:

Задание 2.

Все экспедиции в Антарктиду отправлялись в зимние месяцы. Почему?

Ответ:

Задание 3.

Подчеркни в каждом ряду «лишнее» слово.

1) Америка, Антарктида, Франция, Африка.

2) Пустыня, почва, степь, тундра.

3) Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин.

Задание 4.

Распределите приведенные ниже слова на группы. Подпишите название групп. Гренландия, Африка, Новая Земля, Мадагаскар, Австралия, Антарктида.

Название группы

Слова к группе

1) Охотское, Тихий, Балтийское, Черное, Атлантический, Индийский.

Название группы

Слова к группе

Задание 4.

Есть в Антарктиде три горных хребта, названные именами трех мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Их высота 5000 метров, 4500 метров и 4000 метров.

1) Рассмотри диаграмму (сравнительный рисунок) внизу.

2) С помощью «кирпичиков» показана высота горы Арамис.

Горный хребет Арамис

4000 метров

Горный хребет

Портос

? метров

Горный хребет

Атос

? метров

Вулкан Эребус

? метров

Таким же образом покажи высоту горных хребтов Атос и Портос.

* Определи по диаграмме высоту вулкана Эребус.

Задание 5.

Температура льдов Антарктиды в 2 раза ниже, чем на острове Гренландия, рассмотри диаграмму, которая находится внизу и определи температуру льдов Антарктиды.

0 ºС

-30 ºС

Льды Гренландии

-? ºС

Льды Антарктиды

Прямоугольная выноска: -30 ºСЛьды Гренландии,Прямоугольная выноска: -? ºСЛьды Антарктиды


* Покажи на диаграмме с помощью отрезка, самую низкую температуру воздуха в Антарктиде равную -87 ºC и подпиши.

Чем знаменит Байкал?

Расположенный почти в центре Азии между широтами Москвы и Воронежа, Лондона и Эдинбурга, Байкал - это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Если и остались на Земле первозданные места, то в первую очередь это сибирское озеро Байкал, священное и славное для всех русских место.

Байкал - жемчужина среди озер земного шара. Он знаменит своей геологической древностью, уникальным животным и растительным миром, огромными размерами, кристально чистой водой, удивительным климатом. Из трех миллионов озер, украшающих нашу страну, Байкал - самое внушительное. Его длина 636 километров, а наибольшая ширина 789 километров, площадь водного зеркала 31500 квадратных километров. На такой территории могли бы уместиться Голландия, Бельгия или Швейцария. Это глубочайшее озеро планеты. Наибольшая глубина Байкала - 1637 метров. В его котловине заключена пятая часть всей пресной воды Земли. Для большей наглядности можно привести такой пример: в ложе Байкала войдет вся вода Балтийского моря и около сотни Азовских!

Байкал - одно из древнейших озер мира. Формирование его котловины продолжается уже 30 миллионов лет. Почему продолжается? Потому что ежегодно сейсмические станции, расположенные в районе озера, регистрируют до двух тысяч землетрясений, порой очень сильных. Так в результате толчка в 1959 году дно озера опустилось на 15 метров, а в 1862 году ушло под воду 200 м2 береговой линии в дельте реки Селенги.

В озере обитают почти 1400 видов животных и более 850 видов растений. Из них 848 видов животных и 133 вида растений встречаются только здесь и нигде больше. Это так называемые эндемики. Ни в одном озере мира нет такого разнообразия видов живых организмов. Поэтому Байкал часто называют природным музеем живых древностей.

Наверное всем известны байкальские омуль и нерпа1, а вот удивительную живородящую рыбку голомянку знают мало. Ее жир содержит массу витаминов и издавна применяется в медицине. Один из важнейших обитателей озера - рачок эпимура. В одном квадратном сантиметре поверхности озера таких рачков насчитывается около 30 миллионов. Он «отвечает» за чистоту воды Байкала. Только благодаря его работе прозрачность озера составляет 40 метров.

На Байкале всегда много солнца. По количеству солнечных дней в году он превосходит даже курорты Черного моря. Время солнечного сияния в год - 2592 часа. Представляете, какое над озером чистое небо! У Байкальской воды изумительные вкусовые качества. Чистая пресная вода - настоящий природный клад. В озеро впадают много рек и речушек, а вытекает из него только одна река Ангара.

Но в том-то и дело, что клады всегда привлекают не только исследователей, но и любителей легкой наживы - браконьеров. Поэтому в 60-70 годах прошлого века истреблено много омуля, исчез знаменитый байкальский соболь.

Одним словом, велик и могуч Байкал, но настолько же и беззащитен.

1 Нерпа - млекопитающее семейства тюленей (Большая советская энциклопедия).


Выполни задания, опираясь на текст

1. Выпиши из текста встречающиеся названия:

1. _______________________ _____________ 1.___________________ _____

городов морей

2._______________________ 2. _________________________

1. _____________________________________ 1.________________________

стран рек

2. _______________________ _____________ 2. ________________________

1._____________________________________ 1.________________________

рыб животных

2._____________________________________ 2. ________________________

2. Вспомни названия городов, рек, животных, растений Ставропольского края. Заполни
таблицу
.

1._____________________________________ 1.________________________

города реки

2.________________________ ____________ 2.________________________

1.________________________ 1.________________________

растения животные

2.________________________ 2. ________________________

3. Запиши, сколько озер украшают нашу страну?___________________________________

Для этого числа запиши последующее и предыдущее числа: Запиши формулой, как ты получил эти числа:

4. Пользуясь текстом, объясни значение слова «эндемики»:______________________

Какова сумма эндемичных видов растений и животных на Байкале? Сделай ниже запись вычислений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какое из животных, о которых шла речь в тексте, ты бы занес на черную страницу
Красной
книги?


6. Составь и запиши задачу о растениях Байкала, используя отношения «больше на»

или «меньше на» (разностное сравнение), выбрав для этого данные из текста.

Реши эту задачу:

7. В первом предложении второго абзаца подчеркни все орфограммы.

8. Из второго абзаца выпиши части речи. Для имени существительного и имени прилагательного запиши род, число, падеж.

 

 

РОД

ЧИСЛО

ПАДЕЖ

Имя существительное

1__________________________

 

 

 

Имя прилагательное

1__________________________

 

 

 

Местоимение

1__________________________

 

Глагол

1__________________________

 

9. Вырази в заданных единицах:

а) 1637м =____________ км____________ м

б) 15м =____________ см

в) 79 км =____________ м

г) 2592 час =_________ сут.

10. Текст заканчивается словами: «Одним словом, велик и могуч Байкал, но настолько
же
и беззащитен».

Напиши свое мнение о том, как можно защитить Байкал? (3-4 предложения)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

11. Понравилась ли тебе данная работа? ___________. Напиши номер задания, которое тебе понравилось__________________. Напиши номер задания, которое тебе не понравилось____________ .

 

 

Чем знаменит Байкал?

Расположенный почти в центре Азии между широтами Москвы и Воронежа, Лондона и Эдинбурга, Байкал - это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Если и остались на Земле первозданные места, то в первую очередь это сибирское озеро Байкал, священное и славное для всех русских место.

Байкал - жемчужина среди озер земного шара. Он знаменит своей геологической древностью, уникальным животным и растительным миром, огромными размерами, кристально чистой водой, удивительным климатом. Из трех миллионов озер, украшающих нашу страну, Байкал - самое внушительное. Его длина 636 километров, а наибольшая ширина 789 километров, площадь водного зеркала 31500 квадратных километров. На такой территории могли бы уместиться Голландия, Бельгия или Швейцария. Это глубочайшее озеро планеты. Наибольшая глубина Байкала - 1637 метров. В его котловине заключена пятая часть всей пресной воды Земли. Для большей наглядности можно привести такой пример: в ложе Байкала войдет вся вода Балтийского моря и около сотни Азовских!

Байкал - одно из древнейших озер мира. Формирование его котловины продолжается уже 30 миллионов лет. Почему продолжается? Потому что ежегодно сейсмические станции, расположенные в районе озера, регистрируют до двух тысяч землетрясений, порой очень сильных. Так в результате толчка в 1959 году дно озера опустилось на 15 метров, а в 1862 году ушло под воду 200 м2 береговой линии в дельте реки Селенги.

В озере обитают почти 1400 видов животных и более 850 видов растений. Из них 848 видов животных и 133 вида растений встречаются только здесь и нигде больше. Это так называемые эндемики. Ни в одном озере мира нет такого разнообразия видов живых организмов. Поэтому Байкал часто называют природным музеем живых древностей.

Наверное всем известны байкальские омуль и нерпа1, а вот удивительную живородящую рыбку голомянку знают мало. Ее жир содержит массу витаминов и издавна применяется в медицине. Один из важнейших обитателей озера - рачок эпимура. В одном квадратном сантиметре поверхности озера таких рачков насчитывается около 30 миллионов. Он «отвечает» за чистоту воды Байкала. Только благодаря его работе прозрачность озера составляет 40 метров.

На Байкале всегда много солнца. По количеству солнечных дней в году он превосходит даже курорты Черного моря. Время солнечного сияния в год - 2592 часа. Представляете, какое над озером чистое небо! У Байкальской воды изумительные вкусовые качества. Чистая пресная вода - настоящий природный клад. В озеро впадают много рек и речушек, а вытекает из него только одна река Ангара.

Но в том-то и дело, что клады всегда привлекают не только исследователей, но и любителей легкой наживы - браконьеров. Поэтому в 60-70 годах прошлого века истреблено много омуля, исчез знаменитый байкальский соболь.

Одним словом, велик и могуч Байкал, но настолько же и беззащитен.

1 Нерпа - млекопитающее семейства тюленей (Большая советская энциклопедия).


Выполни задания, опираясь на текст

1. Выпиши из текста встречающиеся названия:

1. _______________________ _____________ 1.___________________ _____

городов морей

2._______________________ 2. _________________________

1. _____________________________________ 1.________________________

стран рек

2. _______________________ _____________ 2. ________________________

1._____________________________________ 1.________________________

рыб животных

2._____________________________________ 2. ________________________

2. Вспомни названия городов, рек, животных, растений Ставропольского края. Заполни
таблицу
.

1._____________________________________ 1.________________________

города реки

2.________________________ ____________ 2.________________________

1.________________________ 1.________________________

растения животные

2.________________________ 2. ________________________

3. Запиши, сколько озер украшают нашу страну?___________________________________

Для этого числа запиши последующее и предыдущее числа: Запиши формулой, как ты получил эти числа:

4. Пользуясь текстом, объясни значение слова «эндемики»:______________________

Какова сумма эндемичных видов растений и животных на Байкале? Сделай ниже запись вычислений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какое из животных, о которых шла речь в тексте, ты бы занес на черную страницу
Красной
книги?


6. Составь и запиши задачу о растениях Байкала, используя отношения «больше на»

или «меньше на» (разностное сравнение), выбрав для этого данные из текста.

Реши эту задачу:

7. В первом предложении второго абзаца подчеркни все орфограммы.

8. Из второго абзаца выпиши части речи. Для имени существительного и имени прилагательного запиши род, число, падеж.

 

 

РОД

ЧИСЛО

ПАДЕЖ

Имя существительное

1__________________________

 

 

 

Имя прилагательное

1__________________________

 

 

 

Местоимение

1__________________________

 

Глагол

1__________________________

 

9. Вырази в заданных единицах:

а) 1637м =____________ км____________ м

б) 15м =____________ см

в) 79 км =____________ м

г) 2592 час =_________ сут.

10. Текст заканчивается словами: «Одним словом, велик и могуч Байкал, но настолько
же
и беззащитен».

Напиши свое мнение о том, как можно защитить Байкал? (3-4 предложения)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

11. Понравилась ли тебе данная работа? ___________. Напиши номер задания, которое тебе понравилось__________________. Напиши номер задания, которое тебе не понравилось____________ .

 

 

Комплексная работа 4 класс

Фамилия, имя:

Число:

Висячие сады

Из истории нам известны семь чу­дес света; эти технические и художе­ственные творения вызывали восхи­щение и удивление в те давние време­на. Вторым чудом света называют ви­сячие сады Семирамиды.

Долгое время это чудо света счита­ли прекрасной легендой, пока реаль­ное существование садов Семирамиды не доказали археологи. При проведе­нии раскопок под тысячелетним слоем глины и песка они на­ткнулись на сооружение, которое представляло собой ряды каменных столбов, державших на себе своды. Сверху кре­нились пальмовые балки, на которых был насыпан боль­шой слой земли. Сад представлял собой квадрат со сто­роной 120 метров. В саду высаживали различные декора­тивные деревья, кустарники и самые разнообразные цветы. Растения, растущие высоко над землёй, создавали впечат­ление паривших в воздухе садов, вот почему они получили название висячих. Сад был построен в честь вавилонской царицы-амазонки Семирамиды в IX веке до новой эры.

В России первый висячий сад был создан в Московском Кремле в XVII веке. Для тринадцатилетнего Петра I был построен висячий сад размером 20м х 8 м1. В Петербур­ге первый висячий сад был построен при Елизавете Пет­ровне. Второй висячий сад, самый большой, его площадь 1200 квадратных метров, был построен в Зимнем дворце при Екатерине II. Висячий сад в Зимнем дворце был как бы ми­ниатюрной копией сада Семирамиды. Сад сохранился и до наших времён. Плодовых деревьев в нём нет, а растёт си­рень, жасмин, шиповник и цветы. (211)

 

 

1. Кто такой Пётр I?

1) король 2) император 3) президент

2. Почему нельзя употреблять в пищу немытые овощи и фрукты?

1) немытые овощи и фрукты невкусные

2) потому что будет ругать мама, если есть немытые

3) на их поверхности находятся вредные для здоровья микробы

3. Археология — это наука

1) изучающая по предметам прошлое людей

2) изучающая по языку прошлое людей

3) изучающая прошлое по рассказам людей

4. Сколько в тексте абзацев?

1) 4 2) 2 3) 3

5. Какой абзац можно озаглавить «Открытие археологов»?

1) первый 2) второй 3) третий

6. Укажите группу дикорастущих растений.

1) левкой, петуния, нарцисс

2) цикорий, зверобой, шалфей

3) гладиолус, тюльпан, роза

7. Как называется цветник в парке, имеющий, как правило,
круглую форму?

1) газон 2) грядка 3) клумба

8. Сколько в предложении Сад сохранился и до наших времён второстепенных членов?

1) 1 2) 2 3) 3

9. В предложении Сад сохранился и до наших времён. найдите сказуемое. Какой частью речи оно выражено?

1) существительным 2) глаголом 3) прилагательным

10. В каком ряду все слова стоят в творительном падеже?

1) для царя, у растения, над землёй

2) над сводами, в воздухе, миниатюрный

3) кустарниками, с цветами, плодовыми

11. Укажите правильный перечень природных условий для благоприятного развития плодовых деревьев.

1) свет, тепло, удобрения, воздух, почва

2) свет, тепло, вода, воздух, почва

3) свет, тепло, воздух, песок, вода

12. Укажите слово, в котором все согласные мягкие.

1) растёт 2) дворец 3) деревья

13. Какое из словосочетаний текста говорит о древности на­ходки археологов?

1) многолетний слой

2) тысячелетний слой

3) слой глины и песка

14. Для кого из русских правителей была построена миниа­тюрная копия сада Семирамиды?

1) для Петра Первого

2) для Елизаветы Петровны

3) для Екатерины Второй

15. Найдите периметр висячего сада, построенного для Пет­ра I.

1) 28 м 2) 56 м 3) 160 м

16. Назовите слово, которое с точки зрения грамматических признаков является лишним.

1) шиповник 2) сирень 3) куст

17. В вазе стоит букет из веточек жасмина и сирени. Веточки жасмина составляют 1/3 часть букета. Сколько веточек сирени в букете, если их на 6 больше, чем веточек жасмина?
1) 12 2) 18 3) 24

18. Какой висячий сад имел большую площадь — сад Семи­рамиды или построенный при Екатерине II?

1) Семирамиды, так как его площадь больше 1200 кв. м

2) построенный при Екатерине II, так как 1200 кв. м больше площади висячего сада Семирамиды

3) их площади равны

19. В саду растут яблони, груши и сливы. Всего 147 деревьев. Яблонь в саду в 3 раза больше, чем слив, и на 28 больше, чем груш. Сколько яблонь растёт в саду?

1) 25 2) 47 3) 75

20.Нарисуй как ты представляешь Висячие сады Семирамиды.