Цель : создать условия для расширения представлений о сезонных изменениях в природе

          Планируемые результаты:

         Личностные: отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли органов чувств для человека.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в малых группах, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты: иметь представление о разном состоянии воды

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

Х о д у р о к а

  1. Организация начала урока

2. Актуализация знаний

У ч и т е л ь. Скажите, какое время года уже наступило? (Зима)слайд

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)слайд

Какие изменения должны произойти в природе зимой? (Стало холодно, морозно, выпал снег, водоёмы покрыты льдом)слайд

Послушайте внимательно стихотворение, после чтения расскажите, о чём оно:

Туча по небу гуляла и случайно задремала.

Ветры буйные на воле увидали: туча спит,

Как перину, распороли –

И оттуда пух летит…

Пух летит, в глазах рябит,

А поймаешь – холодит.

Что это за пух? (Это снежинки)слайд

3. Постановка учебной задачи

У ч и т е л ь. Ребята, вспомните, как на прогулке вы рассматривали снежинки. Опишите их. Какие снежинки встречаются в природе?

Может ли кто-то из вас ответить на вопрос, где рождаются снежинки? Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

У ч е н и к. Тема урока: «Где и как рождаются снежинки».слайд

У ч и т е л ь. Какую цель поставим на уроке?

У ч е н и к. Узнать, где рождаются снежинки.

4. Открытие нового знания

У ч и т е л ь. Ребята, давайте поиграем в «Угадай-ку!».

Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)слайд

У ч и т е л ь. Что же такое снег? (Ответы детей.)

И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.

У ч и т е л ь. Послушайте отрывок из рассказа З. Трофимовой «Снег – что это такое?».

«Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

У ч и т е л ь. Откройте учебник на с. 34-35. Рассмотрите центральный рисунок.

Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?

Что делают Маша и собака Жучка?

Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?

Чему так радуется собака Жучка?

Что собирается делать Маша?

Почему так весело Мише? (Ответы детей.)

Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? Когда идете по первому чистому снегу?

Когда снежинки падают на лицо?

Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

У ч е н и к. Холодно.

У ч и т е л ь. Снег – что это такое?

У ч е н и к. Замёрзшая вода.

5. Практическая работа в группах

На столах снег в стаканах. Он тает , образуется вода.

Дети подтверждают( делают) вывод, что снег состоит из воды.

видео снежинка-спасибо

У ч и т е л ь. Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь? Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку? Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?

У ч и т е л ь. Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя:слайд

 

Запонка

 

Столбик

 

Ёж

 

Игла

 

Звезда

У ч и т е л ь. Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)

Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе .

 

6. Ф и з м и н у т к а

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок –

И умчался весь снежок.

7. Работа в малых группах по 4 чел.(одновременно)

(задание на карточке)

«Как рождаются снежинки»

видеофильм «Как рождаются снежинки»

«Почему снег скрипит под ногами»

У ч и т е л ь. Как вы думаете, где рождаются снежинки? (Высоко-высоко над землей в облаках.)

Как образуются снежинки?

Вам необходимо прочитать текст, а потом рассказать, что нового вы узнали.

Хорошо читающие дети в каждой группе читают рассказ «Как рождаются снежинки»

(Окружающий мир. Хрестоматия с. 24).

У ч и т е л ь. Что нового вы узнали из рассказа?

(Дети рассказывают, как образуются снежинки)

У ч и т е л ь. Ребята, а можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие?

У ч е н и к. Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.

У ч и т е л ь. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?

Хорошо читающие дети читают текст «Почему снег скрипит под ногами» (Окружающий мир. Хрестоматия с. 24).

Группа находит ответ на поставленный вопрос.

У ч е н и к. Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение:

Первые снежинки в воздухе кружатся,

Упадут на землю, но не залежатся.

Первые снежинки на руке растают,

Холодят, волнуют и напоминают,

Что вот-вот настанут зимние деньки,

Что пора готовить лыжи и коньки,

Что пора готовить санки детворе…

Первые снежинки – от зимы привет,

Словно проверяет: ждёте или нет .

8.Творческая работа.

У ч и т е л ь. Мы с вами сейчас нарисуем снежинки.слайд

выполнение работы на черном картоне белой гуашью

9. Рефлексия деятельности

У ч и т е л ь. Какую ставили учебную цель?

Удалось её решить?

Каким способом? (Ответы детей.)слайд

Зимой происходит очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки те, кто любит рассматривать снежинки. Сегодня мы своими руками нарисовали снежинки, используя фантазию. Посмотрите, у каждого на парте снежинка. (знак)Возьмите их в руки, они помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали и у вас хорошее настроение, то ваша снежинка лёгкая и летит высоко над землёй. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая и летит она близко к земле.

Встаньте с места и прикрепите свою снежинку на доску.

Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже считаю и хочу всех поблагодарить за урок.