Конспект открытого урока по ОРКСЭ

Составила учитель ОРКСЭ ГБОУ СОШ №311

Гончаренко Наталья Сергеевна

Тема:  

Священные книги мировых религий.

 Священная книга мусульман - «Коран»

Главные цели:

- Формирование понятия священные книги, через ознакомление со священной книгой мусульман –«Коран»

-Формирование осознанного нравственного поведения через знакомства со священными книгами-источниками нравственности.

-Формирования навыка чтения сложных текстов и обогащения на этой основе языкового опыта учащихся и приёмов речи.

Задачи:

- Закрепить название пройденных  священных книг мировых религий.

- Введение новых понятий для изучения курса, усвоение новых терминов.

- Расширить представление о понятиях культура ,духовно-нравственные ценности, культурные традиции.

- Формировать навыки самостоятельной работы с текстом, умение анализировать и группировать информацию, слушать, обобщать ,сравнивать.

Ожидаемые результаты урока:

-Учащиеся познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут  использовать их в устной и письменной речи;

-Вспомнят названия пройденных священных текстов  мировых религий;

- Узнают, что такое Коран;

Основные термины и понятия: Веды, Типитака, Библия, Евангелие, Тора;

Оборудование : Компьютер, проектор.

Основные средства наглядности : презентация к уроку, викторина, работа с текстом по карточкам, притча.

 

 

Ход урока

 Учитель :  

Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш предмет «Основы мировых религий» . Мы с вами у же знаем что такое религия, какие религии называются мировыми, кто их основатели и на прошлом уроке познакомились с главными священными книгами религий мира.  Давайте откроим наши записи в тетрадях и вспомним, про какие книги мы говорили?

Ученики :

Веды - одни из древнейших текстов, которые считаются священными, были написаны в Индии.

Священная книга буддизма называется – Типитака, что означает  «Три корзины мудрости» .

Учитель:

Кто запомнил , на чем их записывали  ?  ( На пальмовых листьях)

Следующая Священная книга, с которой мы познакомились, называется ?

Ученики:

Танах, Тора – священная книга иудеев (еврейского народа)

Учитель:

А как же называется священная книга Христианства?

Ученики отвечают, учитель дополняет

 ( Библия , состоящая  из Ветхого завета, который пришел к нам от иудеев и назывался Пятикнижие (Тора) и Нового завета или Евангелие- в переводе Благая весть(которое рассказывает от лица Апостолов-учеников Ис.Христа ,от том что  Иисус-Сын Бога, что Он является Мессией, о том чему Христос учил людей.

Учитель:

А сейчас мы поведем небольшую викторину, после чего познакомимся с еще одной книгой мировой религии. На столах у вас лежать листочки. Выбрать викторину. Я называю вопрос, вы из предложенных ответов , выбираете на ваш взгляд , правильный и поднимаете руку.

ВИКТОРИНА

1)     Какой народ впервые поверил в Единого Бога?

Евреи           Африканцы        Индусы   Арабы

 

2)     Кому из перечисленных пророков были переданы Богом скрижали?

Петру          Моисею               Мухаммаду

 

3)     Кем, по своему собственному мнению, считал себя Мухаммад?

Сыном Бога         Пророком      Просветленным

 

4)     Какой город мусульмане считают священным?

Мекка             Иерусалим                 Казань

 

5)     Как переводится буддийское священное писание Типитака?

«Три корзины мудрости»       Завет        Веда

 

6)     Как, с греческого переводится «Евангелие (euaggelion) »?

«Благая весть»    «Богодухновенная книга»   Бытие

 

7)     Что всегда сопровождает православную службу?

Колокольный звон     Звучание органа     Хоровое песнопение

 8) Какие из перечисленных религий являются мировыми?

         Ислам           Буддизм       Язычество         Христианство

8)     На чем была написана священная книга буддизма «Типитака»?

На скрижалях            На бересте       На пальмовых листьях

 

9)     Священная книга Христианства называется?

Тора        Новый завет      Библия          Евангелие       Ветхий Завет

 

10)  Кто такой Иисус Христос ?

Просветленный       Пророк     Мессия     Сын Божий

 

Учитель:

Просмотр презентации: Священная книга «Коран»

А теперь возьмите лист, на котором написано слово Коран.

Сейчас мы будем работать с текстом. Ваша задача прочитать текст и заполнить  на втором листе пропущенные места в предложении.

Кто готов поднимает руку. Читаем текст  по колонкам, у кого что получилось. О чем это текс ? О Коране - священной книге мусульманского народа религии Ислам.

 

Коран

 

Это священная книга мусульман, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку Мухаммеду.

Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

 

Коран делится на 114 глав, называемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Аят - это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

 

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. После  того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

 

В 651 году все аяты Корана в виде отдельных записей были собраны воедино. Полученный текст дошёл до наших дней в неизменном виде.

Коран для всех мусульман является главным источником вероучения.

 Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.

 

 

 

1        _______________ - священная книга__________________, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку ____________________.

Слово «Коран» происходит от арабского «______________________», «____________________».

 

 

2        Коран делится на ________ глав, называемых__________. Каждая сура делится на аяты. ____________ - это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана ________________________________, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

 

 

3        По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на _____________________________________________

_______________________________________________________ . После  того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники ___________________ Откровения ____________________, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

 

 

4         В ________ году все аяты Корана в виде отдельных записей были _________________________________. Полученный текст дошёл до наших дней в ___________________________ виде.

 

5        

_____________________ для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит _____________________, ______________________, _______________________,повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.

 

 

И в завершении нашего урока мы с вами почитаем притчу.

Читаем притчу и обсуждаем ее.

                                                           

 

 

 

 

 

 

                                                            Восточная притча

 

«Один старик жил вместе со своим внуком высоко в горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук старался быть похожим на него и во всём подражал дедушке. Однажды мальчик спросил: «Дедушка, я стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но не понимаю их. Так какая польза в их чтении?»

    Дед, клавший  уголь в печь, остановился и ответил: « Возьми корзину для угля, спустись к реке, наполни её водой и принеси сюда». Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекала из корзины до того, как он успел вернуться домой. Рассмеявшись, дел сказал: « Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой. Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине, мальчик отправился за ведром.

     Дед возразил: Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно стараешься». Мальчик снова набрал воды  в реке и побежал так быстро, как только мог. Но кода он увидел деда, корзина была пустой. «Видишь, дедушка, это бесполезно!»- подытожил выдохшийся внук. Так ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину!»- ответил дед.

 Мальчик посмотрел на неё и увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно чистой.

-Сынок, вот что происходит, когда ты читаешь священные книги. Они меняют тебя как внешне, так и внутренне».

 

Рефлексия:

Учитель:

Узнали ли вы что-то новое на уроке ?

- Задайте вопросы своим одноклассникам по теме сегодняшнего урока.

Ученики:

-Какие книги называются священными?

- С какими священными книгами вы уже познакомились?

- Как называется священная книга мусульман?

- Для чего верующие люди читают священные книги?