Внеклассное мероприятие, посвященное

Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

27.01.18

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде.

Задачи:

  • расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, документальном, аудио и видеоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны.
  • развивать выразительность речи
  • воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

Предварительная работа: — чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет и разучивание песен; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ учителя о блокадном Ленинграде; работа с родителями: сбор информации и изготовление стенгазет о родственниках – жителях блокадного города; художественная деятельность по теме.

Ход занятия:

Звучит грамзапись песни «С чего начинается Родина» (вступление)

Учитель   напоминает детям, что сегодня, 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутора миллиона человек.

27 января – день особенный, ребята!

День памяти, торжественный, святой….

День снятия блокады Ленинграда ….

Отмечает город наш родной.

1 ученик:

Давайте вспомним о блокаде.

О ней никак нельзя забыть.

Тревожные те дни и ночи,

Что людям довелось прожить.

2 ученик:

Мы в городе славном родились с тобой.

Мы помним всегда, что наш город – герой!

Блокадной зимою в кольце огневом

Он выстоял в битве жестокой с врагом!

3 ученик:

Нам сейчас даже трудно представить

Как в огне полыхали дома.

Как летели на город снаряды

И горела родная земля.

 

Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу с врагами: "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною…».

"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни

В сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде. 900 черных блокадных дней и ночей опустились на город.  Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

 

4 ученик:

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Учитель: На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.

5 ученик:

В городе – воздушная тревога

Вой сирены слышится   опять.

Люди побежали по дорогам

Прятаться, детей своих спасать.

6 ученик:

Охваченный войною блокадный Ленинград-

На улицах трамваи  замёрзшие стоят.

Разрушенные зданья и надпись на стене-

«Опасно при обстреле на этой стороне!»

 

Учитель: Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

 

Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

Всех тех, кто в блокадном аду выживал.

Бороться, дышать и врагу не сдаваться-

Час испытаний настал!

метроном

Учитель: В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Но зимой начался сильный голод. Суточная норма хлеба – это маленький кусочек в 125 грамм. Люди падали от голода на улице и умирали. Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода. И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен. В нем были трещины и непроходимые снежные заносы – торосы. Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.  Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».

Звучит аудиозапись песни «Ладога» (фрагмент)

Наш город назывался Ленинградом.
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов

Дорогой жизни" Ладога была.

6 ученик:

Чтобы жизнь спасти ленинградцам

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

7 ученик:

«Дорогой Жизни» Ладогу назвали

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощённых

Везли «полуторки» из города по ней.

8 ученик:

И по снегу, и по льду

Шофёр- герой ведёт машину.

Как объехать полынью?

Не попасть ему на мину?

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд.

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что  город  любимый спасёт.

Звучит аудиозапись песни «Ладога» (фрагмент)

Учитель:И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.

Музыка звучала для воинов-ленинградцев. На площадях, в залах выступали оркестры. Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал "Ленинградской". Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Послушайте отрывок из симфонии Шостаковича.

Звучит запись "Седьмой симфонии». Д. Д. Шостаковича.

В городе блокадном люди выживали,

От голода и холода детей спасали.

9 ученик:

За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – блокада.

10 ученик:

Дети блокадного города

Как рано вы повзрослели.

И вместо галстуков- бантиков

Военную форму одели.

11 ученик:

Им бы в куклы ещё поиграть

Мяч футбольный по полю гонять.

А пришлось встать на место отцов

И снаряды точить для бойцов.

 

Учитель:Дети блокадного Ленинграда не только пережили блокаду, они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они   учились, сражались, трудились: 15 тысяч ленинградских детей и подростков за мужество и героизм были награждены медалью «За оборону Ленинграда». И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, 68 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш". И блокадное кольцо было разорвано.

 

12 ученик:

Хотели враги уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

13 ученик:

Страданья и боль, разруху и голод,

Ночные бомбёжки и горечь утрат.

Ты выдержал всё, любимый наш город

Мы можем гордиться тобой, Ленинград!

14 ученик:

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в эту страшную блокаду.

Кто восстанавливал, из пепла возрождал

Спасибо Вам, герои Ленинграда!

15 ученик:

Есть в нашем городе мемориал,

Который памятью народной стал.

В граните там застыла Родина – Мать,

Чтобы покой погибших охранять.

16 ученик:

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

 

 «Минута молчания»

Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал наш город.

17 ученик:

Клин белых  птиц по небу проплывает

В печальном сумраке их голоса слышны.

Глядим им в след и молча вспоминаем

Всех тех, кто не пришёл с войны.

18 ученик:

Вы все отстояли победу

Высокою самой ценой,

Чтоб жил Ленинград- победитель!

Город наш – Город- Герой!

19 ученик:

Пусть будет мир на всей планете

И пусть войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают,

А горя и беды не знают!

20 ученик:

Пусть солнце светит над землёй

И мир шагает по планете

И в каждый пусть семье большой

С любимой мамой будут дети!

 

Учитель: Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг».                 Дети поют песню «Солнечный круг»