Мои размышления о первом классе

 

2018 – 2019 учебный год

 

«Человек никогда не творит добро или зло без того, чтобы ещё кого – нибудь не научить добру или злу, не рассеять в мире добро и зло»

Симон Соловейчик

 

«Педагогические аксиомы»

 

«Педагог не тот, кто учит: такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится, у которого в голове и светло – потому, что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветить его ум, просветить его».

 

«Чтобы ум и умственные способности развивались, ребёнок должен верить в успех своих занятий или хотя бы в справедливость учителя».

 

«Влияет на ребёнка не любовь сама по себе, а соотношение добра и зла воспитателя, будь то учитель, отец или мама. Злые  люди тоже любят своих детей, как любят они свою собственность,  им не понять, что же случилось. И старались, и любил - а что вышло?»

 

Концепция модернизации предполагает повышение качества общего образования, что потребует изменения целей образования содержания и образовательных технологий.

     Особое внимание в стандартах начального образования уделяется формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности при освоении учебного содержания.

Сколько  волнений и приятных надежд связывает каждая  семья с началом учёбы своего малыша! Родителям, как и учителю, хочется, чтобы их ребёнок учился хорошо, с желанием шёл в школу. А детям? Да спросите в первый же день у ребятишек, кто из них собирается учиться хорошо - поднимется лес рук. Каждый из учеников искренне хочет этого. И конечно, каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице. Мечтает о том, чтобы школа приносила детям радость. А радости без успехов, конечно, не бывает. И так много нужно приложить сил, прежде  чем увидишь эту радость!

      Учителю, как, может быть, никому другому, необходимо  обладать не только педагогическим даром, но и даром природным, воплотившим в себя работоспособность, тонкое чутьё индивидуальности каждого ребёнка. Учитель должен владеть методиками и быть профессионалом своего дела.

Притча о доброте

 

В сердце каждого ребёнка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из  которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.

    Растёт малыш и совершает добрые дела вместе  с хорошим гномиком. Сегодня сказал «спасибо», убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил урок; завтра - помог старикам, навестил учителя, посадил дерево…

      А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил « здрастье» учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме…

     Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе, и от  этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находиться с ним рядом, он радует своим присутствием окружающих.

    Когда же человек бывает груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать. Уклониться от какой-то работы - весел и  доволен плохой  гномик и очень страдает добрый. «Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом», - призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.

 

  Какого же гномика ты хочешь  взрастить в своей душе? Многое зависит от тебя. Не совершай необдуманных поступков. Всегда  подумай,  как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе. Ты и только ты -  контролёр своей души! А спрашивать  с себя всегда  нужно за каждый прожитый день. Перед самым сном, закрыв глаза, пробегись по прошедшему дню- какому гномику  ты помог больше- и постарайся завтра не повторять совершённых ошибок.

   От того, какому гномику мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.

   И я вновь пережила её вместе с ними, подумав, что буду очень стараться, чтобы в моей душе всегда находилось место доброте….

 

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

 

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

 

Главная цель современной школы -  формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

    Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Её суть определяется словами» образование» и «развитие» и состоит  в том, что ученик сам в своей личностно мотивированной деятельности создаёт, сотворяет свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которое ребёнок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности.

Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста.

    Учебная деятельность в младшем школьном возрасте только начинается. И какой она будет очень трудно сказать в самом начале развития. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными действиями, контролем и саморегуляцией.

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление - радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции  и самовоспитания.

 

   Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. И эту задачу я попыталась реализовать в первом учебном году. Буду счастлива, если мне это удалось.