Профессиональное выгорание педагога

Синдром хронической усталости

 

Нам дивидентов  не платили,

                                          И не спешили награждать.

Мы только грамоты копили,

                                           Теперь их некуда девать.

Но для меня они признанье

                                           Моих успехов и трудов.

       Они - свидетельство призвания

                                           Учить добру учеников.

 

Потребность в успехе – одна из базовых потребностей человека. Воспитание и становление человека, способного достичь успеха в жизненно важных для него аспектах и на благо общества – приоритетная задача любой страны, где человек является главным.

Искать лучшее в ученике – одна из основных забот учителя. Любая похвала открывает в ученике большие способности. Необходимо отмечать малейший успех школьника, создавать хорошую репутацию, чтобы ему захотелось её оправдать.

Для развития творческого потенциала своих учеников учитель постоянно использует разные формы работы, как защита творческих проектов, интеллектуальные игры, турниры, конкурсы, праздники. До мелочей продумывает каждый урок, особенно индивидуальные и творческие задания. Доброжелательная атмосфера на уроке – обязательное условие для творчества.

Успех  любых перемен в сфере образования невозможен без твёрдых позиций современного учителя, роста его педагогического мастерства. Нет плохих учеников, можно научить учиться и получать удовольствие от учения каждого ученика.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения.

Какой  мы представляем школу ближайшего будущего? Об этом подробно написано в инициативе Президента РФ «Наша новая школа». Главной заботой школы становится преображение учителя, который сумеет результативно работать с детьми нового поколения через применение технологий, развивающих в ученике самостоятельность, инициативность, умение учиться с увлечением, владеть навыками исследовательской работы.

 Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

 

Я учитель с большим педагогическим стажем, работаю в ГОУ СОШ № 311 более 44 лет с 1967 года.  Продолжаю работать и по настоящее время. Часто задумываюсь о своей профессии, которой отдала большую часть своей жизни. Многому я научилась за эти годы у  своих коллег, многое приобрела, совершенствуя своё мастерство.

Часто слышу от своих коллег по работе, что  в педагогической деятельности наступает такой момент, когда учитель уже не может работать так, как работал раньше, некоторое время тому назад. Так ли это?

Чтобы ответить для себя на этот вопрос мне пришлось познакомиться с педагогической        литературой по данной проблеме.

 

Литература, используемая для создания данной работы:

 

1. Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. -1988. -№5,-с. 71-77

2. Ангеловски К.Учителя и инновации: Кн. Для учителя: Пер. с макед.-М., 1991. 159с.

3. Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности. Дисс. .канд.пед.наук. Шуя, 2000,с. 75

4. Басов М. Я. Личность и профессия. — М.—Л., 1926. — 146 с.-С.17

5. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В.В.Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н.Панферов. М.: Мысль, 1983 -203с, с. 132-153

6. Боллз Э. В., Боллз Э. В. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости — М., 1995.

7. П.Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. - № 12

8. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.: Прогресс, 1990. —С. 13, 113

9. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1991, с. 32

10. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752с.)

11. Ефименко О.Г. Хван A.A. К психологическому портрету учителя//Психологическое обеспечение инновационных процессов. -Новокузнецк, 1993

12. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980

13. Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации. Учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 148с.

14. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2001

15. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Дисс. канд.пед.наук. Кострома, 2000

 

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда, утрата песпектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение:

б) нравственно-этическое старение:

в) профессиональное старение:

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы

Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания. 

 Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Пофессиональное выгорание — это не блажь, а серьезное заболевание, которое может привести к неприятным последствиям, если его запустить. При первых симптомах профессионального выгорания стоит обратиться к специалисту –психологу, если эти симптомы физические, может понадобиться консультация терапевта. Для диагностики профессионального выгорания психологи используют специальные тесты, а для борьбы с ним — особые тренинги и упражнения.

К сожалению, борьба с профессиональным выгоранием иногда невозможна без смены работы.

Восстановление (реабилитация) здоровья педагога – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность.

 К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику 

В качестве профилактического и реабилитирующего средства применяются в практике психотехнические игры и специальные упражнения.

Нахождение в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.

Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о выполнении своих психоэнергетических и социально – психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.

 

 

Инновационная деятельность является фактором предупреждения наступления у педагога эмоционального выгорания, способствующим его личностному саморазвитию. Одновременно с этим, совершенствование педагогом своих личностных и профессиональных качеств - важное условие успешности его инновационной деятельности.

Педагоги, занимающиеся инновационной деятельностью, имеют значительно меньшую, по сравнению со своими коллегами, работающими по традиционной обучающей программе, степень эмоционального выгорания. При равном уровне самоактуализации, учителя экспериментальных образовательных учреждений обнаруживают большую восприимчивость к работе с психологом и желание заниматься своим саморазвитием, чем учителя традиционных образовательных учреждений.