Тема урока: «Повторение ранее изученных орфограмм »

Урок русского языка, проведенный  в  3 «А» классе

для мам, бабушек

11.03.2012г. 

Тема урока: «Повторение ранее изученных орфограмм »

 

Цель:

- развивать внимательность, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать, анализировать и обобщать;

- учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

- создать условия для формирования опыта межличностного общения;

- формировать рефлексивные умения;

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

Создание эмоционального настроя

 

- Ребята! Доброе утро! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства - желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

Вдохните глубоко и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

Улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Улыбка - знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами.  Желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

Весною свежий ветер и светлее небеса,

Становятся задорнее и мягче голоса.

Весною столько света, столько солнечной любви,

Весною так прекрасны соловьи.

 

- Наш сегодняшний урок мы посвящаем Вам, дорогие мамы и бабушки.

 

Музыка. Песенка «Солнечная капель»

 

II. Актуализация ранее полученных знаний.

 

На доске слова:  март, весна, цветы, солнце, природа

-Что объединяет эти слова?

 

Показываю матрёшку.  Матрёшка- это символ части речи. Зовут её имя существительное. Заглянем внутрь имени существительного.

- Что мы знаем об этой части речи?

Ученики отвечают, а учитель открывает по одной матрёшке на каждый ответ и выставляет их в ряд:

1. Имя существительное-это часть речи.

2. Оно обозначает предмет, явление природы, событие.

3. Отвечает на вопрос «кто?» и «что?».

4. Бывает одушевленным и неодушевлённым.

5. Изменяются по числам и по вопросам.

6. Имеет 3 рода

 

III.Кроссворд

  

 Загадка

1. Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

(весна)

2, 3. Расшифруй слова, записав их справа налево: Ь Л  Е  Р П А (апрель)

                                                                               Д О Х О Д Е Л (ледоход)

4. Загадка

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

                       (сосулька)

5. Загадка

Мы бежим. Бежим с вершин

Вдоль лугов, лесов, долин.

Мы лепечем в тишине,

Пролагая путь весне.

                       (ручьи)

Ключевое слово - КАПЕЛЬ

 

Запись слов в тетради: весна, апрель, ледоход, сосулька, ручьи, капель.

 

- Какой частью речи являются эти слова?

Повторение ранее изученных орфограмм. Правило проверки данных слов.

Морфологический разбор слова КАПЕЛЬ,  как части речи.

Составить словосочетание со словом капель.

Грамзапись «Солнечная капель» Динамическая пауза

 

IV. Чистописание

 

- Мальчики, перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв переписать правильно, аккуратно в тетрадь:

П  С  П  И  П  Н  П  О  Н  П  И  П  М  П  Ы  П

 

- Девочки, задание для вас:

П  Ы  П  М  П  И  П  Н  П  О  П  Н  П  И  П  С  П

 

Эту цепочку нужно записать в тетрадь справа налево.

-О чем нужно не забывать после того, как запишите буквы в тетрадь? (нужно проверить)

- Возьмите карандаш и вычеркните букву «П».

- Что интересного заметили?

- Получилось слово «СИНОНИМЫ»

- Что такое синонимы?

(Это слова, близкие по значению, но не однородные)

 

V. Самостоятельная работа

 

1в. Подберите синонимы  к словам

1. Приятель   -… (товарищ)

2. Не произносить ни слова - …(быть неразговорчивым)

3. Невесёлый - …(печальный)

Дети объясняют правописание данных слов.

После выполнения задания делают запись в тетради.

2в.  Подберите к данным словам антонимы.

1. Друг -…(враг)

2. Молчать - …(кричать)

3. Грустный - …(радостный)

- Посмотрите на получившиеся пары слов.

- Что вы заметили? (Каждая пара слов выражена одной частью речи). В каждой паре слов  встретились  одинаковые орфограммы.

- Давайте повторим правила проверки этих орфограмм.

- Что обозначают слова «РАДОСТЬ», «ГРУСТЬ»? (Это чувства)

- Вы абсолютны правы. Это чувства, которые мы испытываем.

С какими чувствами вы знакомы?

Подберите однокоренные слова к слову «чувство» (предчувствовать, предчувствие).

 

VI. Разминка (под музыку)

 

VII.Творческая работа

 

1. Прочитай слова

В…сна, цв…точки, травушка, з…мля, подснежник, гр…чи, р…ка, зап…х

 

Выбери и выполни один из вариантов.

 

1. Составь из данных слов рассказ.

2. Разбери слова по составу.

3. К словам с пропущенной буквой подбери проверочные слова, запиши их.

 

VIII. Итог урока

 

-Оцените свои достижения за урок.

-Какие задания понравились больше всего?

-Какие задания показались более сложными?

- Какие задания хотели бы встретить ещё раз?

 

IХ. Домашнее задание

 

Карточка

 

Вставь пропущенные буквы. Собери новое слово, используя части данных слов.

 

Подска…ка,  …конце, л…сник, гри… = … (ПОДОКОННИК)

Выб…жать, са…. голу…ка, в…да      = …   (ВЫСАДКА)

Перехо…, смнить, стол…, праз…ник = …(ПЕРЕМЕНА)