Экскурсия в природу “Осень, осень...” 3»А» класс

Экскурсия в природу “Осень, осень...” 3»А»  класс

 

Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Оборудование: блокноты, карандаши, папки для сбора осенних листьев. 
Задачи:

обучающие

развивающие

воспитывающие

 

Ход экскурсии:

 

Учитель:     Дети, сегодня с вами мы пойдём в осенний сад. А когда я шла в школу, то мне на ладонь опустился вот этот осенний листочек, а листок этот не простой, а волшебный, на нём что-то написано, я сейчас почитаю, а вы скажете от кого это письмо.

Как мальчишка озорной,
в предвечерней просини
ветерок листок резной
прямо в руки бросил мне.
И, прикрыв моё окно,
Вежливо заметил:
- Вам от осени письмо,
В золотом конверте.

- От кого письмо?  А, где же она?

Учитель. Бродит осень по дорогам, 
Ищет осень, где присесть, 
Чтобы с грустью и тревогой 
О себе оставить весть...
- Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.

- Ребята что же меняется в лесу,  из которого уходит лето? (ответы детей)

- А что вы можете сказать о погоде? Изменилась ли она? Почему автор в стихотворении говорит о том, что «остается где-то теплая земля»? и почему теперь не будет « жужжания шмеля»? (ответы ребят)

Конечно же,  вы абсолютно правы, когда встречаются лето и осень в лесу,  мы можем наблюдать удивительную картину: березках шелестят рядом зеленые и желтые листочки, на рябинках - зеленые и розово-красные. На земле кое-где наблюдается просто необыкновенное буйство красок: здесь и красные листья княженики и коричневые стебельки грушанок, и зеленые листочки костяники, и бледно- желтая  кисличка, а еще рыже-коричневый папоротник, салатово-желтый хвощ. И погода уже не та, что раньше. Отдает нам лето последние теплые денечки, в народе их называют « бабье лето»

Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года

« бабье лето». Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы. По другой, бабье лето так же коротко, как молодость и беззаботная жизнь крестьянки. Наконец, по третьей,  сельских женщин, без устали трудившихся все лето, наконец-то есть возможность передохнуть.

Первенец осени-сентябрь-изменчив нравом, горазд на причуды. Ревуном и дождезвоном прозывали его на Руси за гон сохатых, непогоду и дожди-водолеи.

Хмурнем величали сентябрь за угасание солнца и частое ненастье. А поэты нарекли его вечером года - за обилие облаков и ранние сумерки. Однако в начале месяца тепло еще держится, ушедшему лету в след кланяется. Поэтому он и внук знойного июля.

Сентябрь - рябинник: рябина становится вкусной. По ее урожаю можно предсказывать погоду и на осень, и на зиму. Много рябины - к сырой осени и морозной зиме. На Руси рябина - особо почитаемое дерево, оно упоминается во множестве обрядов и заговоров, призванных спасти человека от болезней и порчи. Большим грехом было сломать рябину.

Сентябрь - золотой месяц осени, красивейшая пора года. Рубинами рдеют  ягоды калины и рябины. Черемуха пылает красно-вишневым пламенем. Клены и осины выделяются ярко- красной кроной. Задумчивые березы красуются в золотисто - желтом наряде.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золото не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Фенологи уверены, что осеннее время начинается с 27 августа. Астрономы же считают началом осени день осеннего равноденствия – 23 сентября.

Но уже никто не сомневается, что осень властно вступила в свои права.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща, золотом одета!

А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о растениях, для которых осень подобрала удивительные наряды.

Загадки о растениях.

  1. В белесом сарафанчике

С красивыми застежками

С кудрявыми косичками

С зелеными сережками  (береза).

 

  1. Кто дерево это успел испугать?

Оно никогда не устанет дрожать

Рубашка одета, но все же

Дрожит, и согреться не может.  (осина).

  1. Красным нарядом осень встречает

Гроздьями ягод птиц угощает.  (рябина).

 

  1. В лесу кустом она растет

И белым зонтиком цветет,

Созреет красной, как малина,

Но это горькая… (калина).

  1. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (ива).

 

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять, и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (ель).

23 сентября - Петр и Павел - рябинники.

В этот день было принято срывать кисти рябины и развешивать их под крышу, люди верили,  что это защитит их от нечистой силы. А часть рябины оставляли на деревьях для пернатых друзей. По народному поверью, с этого дня «солнце умирает».


II. Любование осенней природой 
Учитель: Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени. 
Дети подходят, берут с пенька осенние листья клена, дуба и любуются ими. 
– На что похожи осенние листочки? 
Дети. На желтые кораблики. 
– Последние послания лета и первые – осени. 
– Слезы осени. 
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье. 
- А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? 

Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина,  В.Семенова,  А.Пушкина. 

Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный... 
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”. 
– ...В багрец и золото одетые леса. 

Учитель: Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова: 
Затерялась осень где-то. 
Уж кончается сентябрь. 
А теплом все дарит лето. 
Не спешит с дождем октябрь. 
III. Звуки осени

-  Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали. 
Дети: Листья шуршат под ногами. 
– Листья опадают, как будто осень плачет. 
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем. 
– Птицы тоскливо переговариваются. 
– Ветерок еле шелестит листвой. 
– Прошуршала мышка. 
– Солнышко тихо и ласково греет щеку... 
Учитель:. Какая музыка подходит под эту осень? 
Дети: Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс. 
Учитель: А какие инструменты могут озвучить осень? 
Дети: Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев. 
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде. 
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо. 
IV. Наброски плана сочинения 
Учитель: Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень...”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план. 
Остальные строки пусть родит ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени. 
Условный план: 
1. Вот я любуюсь... 
2. У осени такие звуки... 
3. Я вижу осень... 
4. Я чувствую: мы с осенью близки... 
Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова. 
Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках. 
V. Спасибо, осень 
Учитель: За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо? 
Дети: За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада. 
Учитель: А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки? 
Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д. 
Затем дети собирают букеты из осенних листьев. 
VI. Домашнее задание 
Учитель: Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать. 

Приложение 
Я приведу примеры только двух сочинений, которые дети написали после этой экскурсии. Все сочинения получились абсолютно разными. Это не шаблоны, а творческие работы! 

1. Осень, осень... 
Если признаться честно, такой осени я не видел. Это не то осень, не то лето. В прошлом году осень была пасмурная и дождливая. А в этом году она как будто переродилась. Уже кончается сентябрь, но стоит жара. 
Два дня назад мы с мамой и бабушкой ходили в лес. Я люблю осенний лес. Но ничто не говорило в лесу о том, что в него пришла осень. Даже грибов не было ни одного. Не растут они в жару! Мы подышали свежим воздухом и поехали домой на велосипедах. Где же ты заблудилась, осень? И ни одной весточки от тебя нет! 
Я думаю, что осени в этом году и не будет. Сразу придет зима. Это, наверное, она держит осень и не хочет ее отпускать. Но и у позднего лета есть осенние приметы. Это мягкая паутина повсюду и стаи птиц, которые все равно улетают. Осень, осень...

2. В этом году очень красивая осень. Она больше похожа на лето, чем на осень. Листья на деревьях – будто золото. Я смотрю на тебя, осень, и радуюсь. Какая же ты красивая! Но ты куда-нибудь умчишься от меня вдаль.

Осень золотая, желтые листья, 
Как прекрасна ты сейчас! 
Мне б хотелось с тобою умчаться 
На твоих желтых сияниях в глазах!

Это стихотворение я придумала, потому что я люблю осень. Я собираю в парке листья и дружу с осенью. Никто этого не понимает. А я все равно дружу. Мне с ней хорошо, как с моей подругой Танюшкой. Я не знаю, любит ли кто-нибудь осень, как люблю ее я. Красоту нельзя не любить!