Тематическое мероприятие, проведённое  ко  Дню снятия блокады Ленинграда

«Дети блокадного города»

17.01.15

Цели и задачи:

1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;

3. Воспитывать любовь и уважение  к  ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, рисунки учащихся, фонограммы (минусовки), клипы о блокаде.

До проведения проекта дети рисуют блокаду, войну, все, что связано с этим. Рисунки развешиваются в зале.

(Под музыку песни о Ладоге дети входят в зал).

Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

1-й чтец:
Город Петра — Гордость России и славы, —
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе,
Приколола держава,
На  защитного  цвета -   гимнастерку твою.

2-й чтец:
В истории — не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают — было по плечу лишь им.

Ведущий. Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая,  правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Ю. Воронов «Блокада»

Ведущ. Скоро у всех ленинградцев большой праздник.  71 год  назад 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.

Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Мы собрались, чтобы вспомнить подвиг защитников Ленинграда. Так назывался наш город Санкт-Петербург во время второй Мировой войны. Мы должны почтить память погибших защитников нашего города. С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

Звучит грамзапись «Гимн Великому  городу»

Фонограмма «Голос Левитана» (О начале войны)

На фоне музыки «Вставай, страна огромная», дети читают стихи

3-й чтец:
Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети

Гитлер дал войскам приказ, и послал солдат немецких

Против всех людей советских - это значит - против нас.

4-й чтец:
Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли,

Все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели, наших песен петь не смели

Возле дома своего.

Чтобы было все для фрицев, для фашистов-иноземцев,

А для русских ничего.

5-й чтец:
Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.

6-й чтец:
Наш город в снег,
До пояса закопан.
И если с крыш,
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.

Ведущ. Ленинград был окружен фашистскими войсками, не давая ни уехать из города, ни ввезти продукты в него. В эти дни стояли сильные морозы. Постепенно продукты в городе закончились. Люди стали умирать прямо на улицах, дети оставались одни в необогреваемых домах. Людям нечего было есть. Каждому человеку выдавали маленький кусочек хлеба на целый день, но чтобы его получить, приходилось простоять в очереди в сильный мороз даже целую ночь. Но не все выдерживали. Немцы бомбили город, но жители не сдавались. Они старались спасти свой город. Убирали обломки, подметали дворы, и даже маленькие дети залезали на крыши домов и сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, не давая загореться домам.

Ведущ. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.
Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Так продолжалось 900 дней.

7-й чтец:
Горят Бабаевские склады

В огне пожаров Ленинград

Пришел он - первый, день блокады

Гудят воздушные тревоги

И все отрезаны дороги

В кольце, в осаде Ленинград.

8-й чтец:
Вот первый день блокады

Их будет много - девятьсот

Но город наш, со смертью споря

Все одолеет, все снесет.

9-й чтец:
Обстрелы, голод, холод, горе

С тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот страшный и жестокий,

Мы не забудем никогда!

(Слушают песню о блокаде)

10-й чтец:
Ах, война, что ты сделала подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Поседели они до поры.

Ведущ. Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил.

Слайд 3.

Ведущ. Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированную, многополосную оборону. В главной полосе обороны была создана широко разветвлённая сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских заводов, дзоты и хорошо оборудованные открытые огневые точки давали возможность простреливать все подступы к переднему краю. Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов.

Слайд 4.

Ведущ. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага (Звучит звук сирены).

Ведущ. Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 -60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи.

Ведущ. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли войска. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400г, а все остальные - по 200г недоброкачественного хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов. На декаду полагалось 50 грамм сахару, 100 грамм конфет, 200 грамм крупы, 100 грамм растительного масла, 100 грамм рыбы и 100 грамм мяса. 8.  Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой.

Ведущ. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.  В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили  к Неве.

11-й чтец:
В метельной ночи Ленинграда,
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым,
Чуть движется, а за Невою,
Клубится пожарища дым.

Слайд 5.

Ведущ. В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г хлеба, а все остальные - по 150 г. Немцы разбомбили главные продовольственные  склады. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные. Ведущая рассказывает о хлебе и показывает кусочек черного хлеба в 125 грамм

(Фонограмма метронома).

Ведущ. Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.

Слайд 6.

Ведущ. "Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину" (из воспоминаний воспитателей детского дома).

Ведущ. Постепенно продукты в городе закончились. Люди стали умирать прямо на улицах, дети оставались одни в необогреваемых домах. Людям нечего было есть. Каждому человеку выдавали маленький кусочек хлеба на целый день, но чтобы его получить, приходилось простоять в очереди в сильный мороз даже целую ночь. Но не все выдерживали.

Ведущ. Немцы бомбили город, но жители не сдавались. Они старались спасти свой город. Убирали обломки, подметали дворы, и даже маленькие дети залезали на крыши домов и сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, не давая загореться домам.

Ведущ. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.
Ведущ. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Так продолжалось 900 дней.

12-й чтец:
Горят Бабаевские склады

В огне пожаров Ленинград

Пришел он - первый, день блокады

Гудят воздушные тревоги

И все отрезаны дороги

В кольце, в осаде Ленинград.

13-й чтец:
Вот первый день блокады

Их будет много - девятьсот

Но город наш, со смертью споря

Все одолеет, все снесет.

 

14-й чтец:
Обстрелы, голод, холод, горе

С тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот страшный и жестокий,

Мы не забудем никогда!

(Слушают песню о блокаде)

Слайд 7.

Ведущ. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.

Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, в филармонии звучала музыка.

Слайд 8.

Ведущ. Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской. » Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.

Ведущ. В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И.Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонад, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.

(Звучит отрывок из Седьмой симфонии)

Ведущ. Город не сдался, через лед, по замершему озеру Ладога, все-таки прошли грузовики с продовольствием. 
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

13-й чтец:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

14-й чтец:
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!

15-й чтец:
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно?

16-й чтец:
Ах, война, что ты сделала подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Поседели они до поры.

17-й чтец:
Гудят воздушные тревоги

И все отрезаны дороги

В кольце, в осаде Ленинград.

18-й чтец:
Вот первый день блокады

Их будет много - девятьсот

Но город наш, со смертью споря

Все одолеет, все снесет.

19-й чтец:
Обстрелы, голод, холод, горе

С тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот страшный и жестокий,

Мы не забудем никогда!

Ведущ. Город бомбили все чаще и чаще. Люди прятались в бомбоубежищах. Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежки.

Ведущ. А Невский проспект, главный проспект нашего города, изменился.

Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

20-й чтец:

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

 

21-й чтец:

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти!

Ведущ. Наши войска отогнали противника и разорвали кольцо блокады. Люди радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил.

27 января 1944 года блокада была снята.

Ведущ. Вместе со взрослыми боролись и дети. Они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, работали на заводах и фабриках, помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.

Дети исполняют песню о Ленинградских мальчишках.

22-й чтец:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта…

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

Ведущ. 18 января 1943года советские войска прорвали кольцо блокады, и по дороге через Ладожское озеро стал поступать в Ленинград первый хлеб. Эту дорогу называли «Дорогой жизни», она спасла жизнь многим людям. По этой дороге вывозили из города маленьких детей, самых больных и слабых.

Я прочитаю вам небольшое стихотворение, которое написала сама участница этих событий, ее вместе с детьми вывезли из города на «большую землю».

Дороги, дороги, вас много кругом:

Широких, веселых и гулких, как гром.

Проносятся ветры, весенние грозы,

На кромках растут тополя и березы.

Я помню и знаю дорогу иную,

Дорогу по Ладоге, всю ледяную,

По ней вывозили людей из блокады…

Дети читают стихотворения:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Давайте послушаем песню об этой дороге «Ладога».

В исполнении взрослых звучит песня «Ладога»

Ведущ. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

В честь победы в нашем городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

23-й чтец:
И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат

О, это полной грудью дышит

Освобожденный Ленинград.

24-й чтец:
За залпом залп, гремит салют,

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

Ни успокаивать, пока,

Ни утешать людей не надо.

25-й чтец:
Их радость слишком велика

Рыдают люди и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Ведущ. Люди плакали, потому что очень много Ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в нашем городе поставлены памятники на братских могилах на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Ведущ. Наш народ перенес страшную и тяжелую войну. Много трудностей и горя испытали люди в годы В. О. войны. Многие не вернулись с фронта. Так давайте встанем и почтим их память минутой молчания.

Звучит фонограмма песни «Обелиск»

Дети выкладывают из ленты «вечный огонь» - в форме звезды

(лента-  10 метров заранее выкладывается на полу форме звезды, на соединениях сшивается. По углам пришиваются маленькие палочки.  Когда надо выкладывать звезду, 5 детей берутся за заранее выбранные палочки и выносят звезду в центр зала, кладут на ковер.) Ведущая ставит в середину звезды чашу со свечой и зажигает ее. В зале приглушается свет.  Двое детей выходят с цветами, идут через зал к звезде и возлагают перед ней цветы.

Все встают. Минута молчания под фонограмму «Блокадный метроном»

В зале зажигается свет, выходят дети, читают стихи:

26-й чтец:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

27-й чтец:

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

28-й чтец:
Окруженный  врагами, в военные дни,

Город выстоял в битве с врагом.

Это мы никогда забывать не должны,

Мы о городе славном споем.

 

Дети поют песню «Мой боевой Петербург» муз. и  сл. Сидоровой

 

Ведущ. Нашему городу, который сейчас носит имя Санкт – Петербург уже более 300 лет, наши прабабушки и прадедушки сберегли для нас с вами наш чудесный город.  Давайте и мы с вами будем любить его и беречь.

29-й чтец:

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

Мы благодарны ветеранам за их подвиг, и никогда мы не должны забывать об этом.

Дети дарят цветы блокадникам, присутствующим на празднике.

30-й чтец:
Нам нужен мир на голубой планете!

Его хотят и взрослые и дети,

Им хочется, проснувшись на рассвете

Не вспоминать, ни думать о войне

31-й чтец:
Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле

Его хотят все люди доброй воли

Нам нужен мир навеки, навсегда!

Звучит фонограмма песни «Дети 21 века», дети танцуют с шарами.

Фонограммы:

1. Голос Левитана

2. «Вставай, страна огромная»

3. Песня о блокаде

4.«Катюша»

5.«Обелиск»

6. Звук блокадного метронома

7.»Дети 21 века» (группа Непоседы)

8. «Мой боевой Петербург» муз. и  сл. Сидоровой

9. Песня  о «Ленинградских мальчишках»