Строим город Дружбы

Конспект внеурочного занятия «Строим город Дружбы»

(Внеурочная деятельность курса «Классный калейдоскоп»)

 15 октября 2016 года

Цель:

Формирование у младших школьников духовно-нравственных качеств и ценностных отношений личности через расширение знаний детей о взаимоотношениях людей; о дружбе.

Задачи:

1.Формировать классный коллектив как благоприятную среду для развития и жизнедеятельности школьников через работу в творческих группах, игровые и жизненные ситуации.
2. Пробудить в учениках желание помогать товарищам решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними посредством активных форм воспитания (групповая работа, диалог, тренинг и др.).
3. Содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка через игровые и творческие задания.

4. Способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины,   выдержки,    через  игры и  игровые задания.

5. Содействовать воспитанию   чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.

 

Тип занятия: классный час с элементами тренинга (использование проектной деятельности)

Форма проведения: «мозговой штурм» 

Оборудование:

1. Презентация "Праздник Дружбы",  фильм, созданный совместно с родителями «Наш город Дружбы»

2. Карточки с картинками (солнце, облако, сердце, цветы, звезда)
3. Макеты дома
4. Раздаточный материал (конверты с заданиями)
5. Фломастеры, цветные карандаши
6. Клей

7. Музыкальные записи

8. Шары

9. Нарисованные дома

10. Ступеньки с законами дружбы

11. Карточки с пословицами

12. Разноцветные камешки

 

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой

 

Здравствуйте, ребята,
Здравствуйте, друзья,
В день осенний рада
Вас увидеть я.
Рада я приветствовать дорогих друзей и наших гостей (родителей).

- Сегодня занятие посвящено нам, коллективу, нам, одноклассникам, и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ. Наш дом — это не только наша крепость, но и наш внутренний мир.

  1. Этап актуализации

- Ребята, предлагаю разделиться на творческие группы. Найдите своих друзей и соберитесь в дружную команду. (Команды: Солнышко, Облако, Цветы, Сердечко, Звезда).

- У некоторых из вас на стульях лежат солнышки.  С обратной стороны солнышка спрятались буквы. Прочитайте буквы, посовещайтесь друг с другом и постарайтесь из этих букв составить слово. (Дети составляют слово «Дружба».) (слайд 1)

- А как, по-вашему, что такое дружба?

- Наша  сегодняшняя встреча посвящена дружбе.

-  Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы открыть эту тайну, мы немного потрудимся - построим удивительный и особенный …….ДОМ (появляется кадр в/ф дом – домик и вдруг дом  рассыпается)

- А мы будем строить большой ДОМ, а потом город  ДРУЖБЫ.

Загадка

 Вот огромный шумный мир, 
В нём четыреста квартир, 
Пять подъездов, домофоны, 
Остеклённые балконы.                                                      Домик -Дом
ДОМ (Дом Дружбы).

- А что такое дружба? (Ответы детей)

- Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чём ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. Давайте вместе поразмышляем о том, что может быть дороже дружбы и почему важно уметь дружить?

(ответы детей и родителей)

- Какой герой мультфильма говорил о дружбе?
Знаменитый кот Леопольд всегда говорил: «Ребята, давайте жить дружно».

- А как вы понимаете «жить дружно»? (ответы детей)

- Почему важно уметь дружить? (ответы детей) 

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии,   привязанности, общности интересов.                         

Чтение стихотворения о дружбе (Аборкина Л.)

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

(Прослушивание песни о дружбе.)

(кадры видеофильма до момента, когда дом рушится-  №2) -  гроза!!!


3. Основной (содержательный) этап – материал для решения вопроса

 

Кто знает, как построить дом?

Чтоб было нам уютно в нём,

Чтобы он тёплым был и прочным.

Строитель это знает точно.

 

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома?

- Читают инструкцию и распределяют работу в группе. (инструкция к работе в группе)
- Наши дружные команды,  сегодня будете строителями, архитекторами, ….  . Вам необходимо построить заново Дом Дружбы.

 

Чтоб построить крепкий дом

В нём…  фундамент нужен в нём.

- Чтобы дом был крепким и долго служил людям, фундамент должен быть прочным, как дружба. Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. Обычно для фундамента используются бетон, камни, каменные блоки, и мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать камни — посмотрите, какие. Фундаментом нашего Дома дружбы будут мудрые мысли – пословицы.

Задание1: (конверт №1) собрать пословицу и приклеить ее на место фундамента дома

1. Нет друга ищи, а нашёл береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
4. Человек без друзей, что дерево без корней.
5. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
6. Сам погибай, а товарища выручай.

7. Старый друг, лучше новых двух.

8. Без друга - на душе вьюга.

9. Друг за друга стой - выиграешь бой.

 

- Продолжим строить наш Дом Дружбы.

Возведём стены.      Стены

- Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит построить стены нашего дома.

- Какую функцию выполняют стены и крыша? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. Что может разрушить хорошие отношения в коллективе? (Ответы детей: обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и пр.)

Задание 2: (конверт №2) определить качества и записать их, которые, по вашему мнению, важны для настоящей дружбы,    которые помогут сохранить комфорт и спокойствие в коллективе..

Например, дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум.

Список: доброта, злость, вражда, честность, верность, ответственность, надёжность, жадность, трусость, грубость, взаимовыручка, ложь, справедливость, ненависть, отзывчивость, сострадание, вежливость, юмор)

(Исполнение песни о доброте)

- Вы прекрасно выполнили сложное и важное задание, но все же чего-то в доме не хватает.

- Отгадайте загадку:

Стоит бычище, проклеваны бочища  (Дом и окна).

(Ответы детей: не хватает окон и двери.)

Окна — это глаза на мир. Посмотрите, какие красивые, яркие камушки у меня в коробке, именно из них мы будем создавать наши окна. Скажите, почему я предлагаю вам разноцветные камушки?

(Учитель  подводит детей к мысли, что в коллективе каждый человек — личность, индивидуальная, неповторимая, как эти разноцветные камушки.)

- Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, таланты и способности.

Все дети сидят  вокруг дома (стола, где лежит шаблон дома), каждый ребёнок по очереди высказывается.

Дверь

- Молодцы, но дом наш все еще не закончен.

- Я загадаю вам еще загадку:

Загадка.

По сеням и так и сяк,

А в избу никак;

Не шагает, а ходит.

Что это?...  (ДВЕРЬ)

- Правильно, дверь. Дверь — это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только с одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации: конфликтные и бесконфликтные.

Задание 3.

Учитель  раздаёт карточки, на которых описаны типичные школьные ситуации. Необходимо обсудить в группе данную ситуацию и вынести решение.

• Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то как объясните свой отказ?

• В  вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится. Ваши действия.

• Одноклассники обвиняют вас в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.

Обсуждение.

Чердак

 - Ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено, — это место между потолком и крышей, оно называется чердак.

- Что в реальной жизни обычно хранится в доме на чердаке?

- Правильно, люди хранят там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить их жалко, потому что они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущим. В отношениях между людьми так же существуют невидимые нити — правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе.

- Ребята, а какую роль выполняет труба в доме? Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека. В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении, рядом с людьми, а вредный для здоровья угарный газ выходит наружу. В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, негативное отбрасываем, забываем, прощаем.

Создание   синквейна  на тему «ДРУЖБА»

- Вот и готов наш Дом Дружбы.

 - Кто из вас хотел бы поселиться в этом доме?

- Но в каждом доме должны быть свои порядки, свои   правила.  Ребята, какие правила дружбы помогли вам в работе? (Переворачиваем ступеньки в домик)

1. Не ссориться

2. Уступать друг другу

3. Не жадничать

4.  Помогайте друг другу.

5. Уметь прощать

6. Уметь   просить прощение

6. Быть честным

7. Быть вежливым

- Ребята, посмотрите наш Дом Дружбы совсем готов. Теперь мы можем в него  поселиться. - Давайте  вспомним   все законы, которые узнали.

-  Кто из вас желает поселиться в нашем домике и выполнять все законы? Создание городаДружбы.

 

4. Этап. Рефлексия

- Давайте объединим наши дома в Город Дружбы.

 

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.


- Вот и подошёл к концу наш классный час. Дорогие мои друзья, жители нашего города Дружбы, приглашаю вас встать в круг и сказать друг другу слова добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно»

Встаньте дети, встаньте в круг, 
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.

 

-  Итак, Дом дружбы готов, в нем всегда открыты двери для всех друзей! (кадры видеофильма) и исполнение песни

 (Исполнение песни «Вместе весело шагать» или  «Настоящий друг»  или муз.

В. Шаинского, сл. М. Пляцковского из мультфильма «Однажды утром» - караоки) – исполнение песни вместе с родителями

ЛИТЕРАТУРА

Даль В.И. Пословицы русского языка. — М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2000.