Конспект внеурочного занятия «Строим город Дружбы»
(Внеурочная деятельность курса «Классный калейдоскоп»)
15 октября 2016 года
Цель:
Формирование у младших школьников духовно-нравственных качеств и ценностных отношений личности через расширение знаний детей о взаимоотношениях людей; о дружбе.
Задачи:
1.Формировать классный коллектив как благоприятную среду для развития и жизнедеятельности школьников через работу в творческих группах, игровые и жизненные ситуации.
2. Пробудить в учениках желание помогать товарищам решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними посредством активных форм воспитания (групповая работа, диалог, тренинг и др.).
3. Содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка через игровые и творческие задания.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки, через игры и игровые задания.
5. Содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.
Тип занятия: классный час с элементами тренинга (использование проектной деятельности)
Форма проведения: «мозговой штурм»
Оборудование:
1. Презентация "Праздник Дружбы", фильм, созданный совместно с родителями «Наш город Дружбы»
2. Карточки с картинками (солнце, облако, сердце, цветы, звезда)
3. Макеты дома
4. Раздаточный материал (конверты с заданиями)
5. Фломастеры, цветные карандаши
6. Клей
7. Музыкальные записи
8. Шары
9. Нарисованные дома
10. Ступеньки с законами дружбы
11. Карточки с пословицами
12. Разноцветные камешки
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята,
Здравствуйте, друзья,
В день осенний рада
Вас увидеть я.
Рада я приветствовать дорогих друзей и наших гостей (родителей).
- Сегодня занятие посвящено нам, коллективу, нам, одноклассникам, и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ. Наш дом — это не только наша крепость, но и наш внутренний мир.
- Ребята, предлагаю разделиться на творческие группы. Найдите своих друзей и соберитесь в дружную команду. (Команды: Солнышко, Облако, Цветы, Сердечко, Звезда).
- У некоторых из вас на стульях лежат солнышки. С обратной стороны солнышка спрятались буквы. Прочитайте буквы, посовещайтесь друг с другом и постарайтесь из этих букв составить слово. (Дети составляют слово «Дружба».) (слайд 1)
- А как, по-вашему, что такое дружба?
- Наша сегодняшняя встреча посвящена дружбе.
- Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы открыть эту тайну, мы немного потрудимся - построим удивительный и особенный …….ДОМ (появляется кадр в/ф дом – домик и вдруг дом рассыпается)
- А мы будем строить большой ДОМ, а потом город ДРУЖБЫ.
Загадка
Вот огромный шумный мир,
В нём четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы. Домик -Дом
ДОМ (Дом Дружбы).
- А что такое дружба? (Ответы детей)
- Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чём ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. Давайте вместе поразмышляем о том, что может быть дороже дружбы и почему важно уметь дружить?
(ответы детей и родителей)
- Какой герой мультфильма говорил о дружбе?
Знаменитый кот Леопольд всегда говорил: «Ребята, давайте жить дружно».
- А как вы понимаете «жить дружно»? (ответы детей)
- Почему важно уметь дружить? (ответы детей)
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Чтение стихотворения о дружбе (Аборкина Л.)
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
(Прослушивание песни о дружбе.)
(кадры видеофильма до момента, когда дом рушится- №2) - гроза!!!
3. Основной (содержательный) этап – материал для решения вопроса
Кто знает, как построить дом?
Чтоб было нам уютно в нём,
Чтобы он тёплым был и прочным.
Строитель это знает точно.
- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома?
- Читают инструкцию и распределяют работу в группе. (инструкция к работе в группе)
- Наши дружные команды, сегодня будете строителями, архитекторами, …. . Вам необходимо построить заново Дом Дружбы.
Чтоб построить крепкий дом
В нём… фундамент нужен в нём.
- Чтобы дом был крепким и долго служил людям, фундамент должен быть прочным, как дружба. Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. Обычно для фундамента используются бетон, камни, каменные блоки, и мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать камни — посмотрите, какие. Фундаментом нашего Дома дружбы будут мудрые мысли – пословицы.
Задание1: (конверт №1) собрать пословицу и приклеить ее на место фундамента дома
1. Нет друга ищи, а нашёл береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
4. Человек без друзей, что дерево без корней.
5. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
6. Сам погибай, а товарища выручай.
7. Старый друг, лучше новых двух.
8. Без друга - на душе вьюга.
9. Друг за друга стой - выиграешь бой.
- Продолжим строить наш Дом Дружбы.
Возведём стены. Стены
- Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит построить стены нашего дома.
- Какую функцию выполняют стены и крыша? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. Что может разрушить хорошие отношения в коллективе? (Ответы детей: обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и пр.)
Задание 2: (конверт №2) определить качества и записать их, которые, по вашему мнению, важны для настоящей дружбы, которые помогут сохранить комфорт и спокойствие в коллективе..
Например, дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум.
Список: доброта, злость, вражда, честность, верность, ответственность, надёжность, жадность, трусость, грубость, взаимовыручка, ложь, справедливость, ненависть, отзывчивость, сострадание, вежливость, юмор)
(Исполнение песни о доброте)
- Вы прекрасно выполнили сложное и важное задание, но все же чего-то в доме не хватает.
- Отгадайте загадку:
Стоит бычище, проклеваны бочища (Дом и окна).
(Ответы детей: не хватает окон и двери.)
Окна — это глаза на мир. Посмотрите, какие красивые, яркие камушки у меня в коробке, именно из них мы будем создавать наши окна. Скажите, почему я предлагаю вам разноцветные камушки?
(Учитель подводит детей к мысли, что в коллективе каждый человек — личность, индивидуальная, неповторимая, как эти разноцветные камушки.)
- Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, таланты и способности.
Все дети сидят вокруг дома (стола, где лежит шаблон дома), каждый ребёнок по очереди высказывается.
Дверь
- Молодцы, но дом наш все еще не закончен.
- Я загадаю вам еще загадку:
Загадка.
По сеням и так и сяк,
А в избу никак;
Не шагает, а ходит.
Что это?... (ДВЕРЬ)
- Правильно, дверь. Дверь — это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только с одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации: конфликтные и бесконфликтные.
Задание 3.
Учитель раздаёт карточки, на которых описаны типичные школьные ситуации. Необходимо обсудить в группе данную ситуацию и вынести решение.
• Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то как объясните свой отказ?
• В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится. Ваши действия.
• Одноклассники обвиняют вас в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.
Обсуждение.
Чердак
- Ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено, — это место между потолком и крышей, оно называется чердак.
- Что в реальной жизни обычно хранится в доме на чердаке?
- Правильно, люди хранят там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить их жалко, потому что они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущим. В отношениях между людьми так же существуют невидимые нити — правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе.
- Ребята, а какую роль выполняет труба в доме? Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека. В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении, рядом с людьми, а вредный для здоровья угарный газ выходит наружу. В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, негативное отбрасываем, забываем, прощаем.
Создание синквейна на тему «ДРУЖБА»
- Вот и готов наш Дом Дружбы.
- Кто из вас хотел бы поселиться в этом доме?
- Но в каждом доме должны быть свои порядки, свои правила. Ребята, какие правила дружбы помогли вам в работе? (Переворачиваем ступеньки в домик)
1. Не ссориться
2. Уступать друг другу
3. Не жадничать
4. Помогайте друг другу.
5. Уметь прощать
6. Уметь просить прощение
6. Быть честным
7. Быть вежливым
- Ребята, посмотрите наш Дом Дружбы совсем готов. Теперь мы можем в него поселиться. - Давайте вспомним все законы, которые узнали.
- Кто из вас желает поселиться в нашем домике и выполнять все законы? Создание городаДружбы.
4. Этап. Рефлексия
- Давайте объединим наши дома в Город Дружбы.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Вот и подошёл к концу наш классный час. Дорогие мои друзья, жители нашего города Дружбы, приглашаю вас встать в круг и сказать друг другу слова добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно»
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Итак, Дом дружбы готов, в нем всегда открыты двери для всех друзей! (кадры видеофильма) и исполнение песни
(Исполнение песни «Вместе весело шагать» или «Настоящий друг» или муз.
В. Шаинского, сл. М. Пляцковского из мультфильма «Однажды утром» - караоки) – исполнение песни вместе с родителями
ЛИТЕРАТУРА
Даль В.И. Пословицы русского языка. — М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2000.