Внеурочное занятие по курсу «Вместе нас много, но все мы разные»

 

                                   Тема занятия: «Дружба дороже богатства»                                                     4 «А» класс

2016– 2017 уч. год

Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

 

Задачи:

 • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

 • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

 • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

 

Ход мероприятия

 

 - Уважаемые гости (родители)!  Мы рады вас приветствовать на классном часе, посвящённом нравственному воспитанию.

 Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

 Ключевыми понятиями нравственности являются … На одном из перечисленных понятий мы заострим сегодня своё внимание. А вот на каком, вы узнаете буквально через минуту.

Чтец:

 Кто верит в дружбу горячо,

 Кто рядом чувствует плечо,

 Тот никогда не упадет,

 В любой беде не пропадет,

 А если и споткнется вдруг,

 То встать ему поможет друг!

 Всегда в беде надежный друг

 Ему протянет руку.

 - Ребята, о чем это стихотворение?

 Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

 - Тема нашего занятия “Дружба дороже богатства”.

 - Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

 - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

 - Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

 В словаре В. Даля: дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

«Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее

И любая беда - не беда,

Если рядом – друзья настоящие!»

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе» 

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Учитель: 

Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Чтец:

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?

Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?

Учитель: А с чем вы не согласны?

 Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?

3. Рассказ учителя.

–  Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, «от обратного». Понятие противоположное дружбе – эгоизм.

Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

 - Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

 Чтец:

 Когда ещё никто не знал ни слова –

 Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

 Соседям древний человек привык

 Показывать кулак или язык

 И корчить рожи (что одно и тоже),

 Но, словом стал гортанный резкий звук,

 Осмысленней лицо, умнее руки,

 И человек придумал слово «друг»,

 Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

 Ему спокойно за друзей моих.

 Как жил бы я, что делал бы без них?

 Друзей – людей, которых я люблю,

 Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель читает эпиграф:

 «Дружба – главное чудо всегда,

 Сто открытий для всех нас таящее

 И любая беда - не беда,

 Если рядом – друзья настоящие!» (слайд 3)

Так что же такое дружба?

Продолжите фразу «Друг – это…»

друг – это человек, с которым тебе интересно играть,

друг – это девочка или мальчик, с которым можно посекретничать о чем-то,

друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,

друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,

друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,

друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо,

друг – это мой непослушный щенок,

друг – это тот, кого нам вечно не хватает,

 друг – это тот, кто встанет вместо меня,

друг – это тот,  вместо кого встану я,

друг – это тот, к кому можно ворваться даже в 12 часов ночи и сказать: «Мне больно!»

друг – это тот, с кем можно помолчать,

друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого,

друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»

друг – это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т. д.).

Чтец:

 Если есть друзья на свете –

 Все прекрасно, все цветет.

 Даже самый сильный ветер,

 Даже буря не согнет.

 Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

 Будем весело шагать.

 При любой погоде дружим –

 Дружбы этой не порвать.

 И любой из нас ответит,

 Скажут все, кто юн и смел:

 Мы с тобой живем на свете

 Для хороших, славных дел.

(Слайд 14)  Очень много существует пословиц о дружбе. 

Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания.

Послушайте одну притчу и подтвердите ее  пословицей с экрана или вспомните свою пословицу к ней.

 «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.         

Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.  

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».

Почему хозяин заплакал?

Чем вас удивила эта история? Почему «когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей»?

Какая пословица метко поясняет смысл притчи?

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Своя:  Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Учитель:  – А теперь я предлагаю вам закончить пословицы хором.

1. О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

Кто любит лгать, …/того нельзя в друзья брать/.

Лучше честный враг, …/чем коварный друг/.

Не бойся врага умного, …/бойся друга глупого/.

Скажи мне, кто твой друг,…/ и я скажу, кто ты/.

2. Существует много законов дружбы. Прочитайте и запомните еще несколько законов.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
  4. Не предавай своего друга.
  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:

граждане России;

предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.

Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём.

  1. С голубого ручейка начинается река, 
    Ну а дружба начинается с улыбки.
  2. Я иду и пою обо всём хорошем. 
    И улыбку свою я дарю прохожим.
  3. Тем, кто дружен, не страшны тревоги! 
    Нам любые дороги дороги!
  4. Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить.  

 Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружного коллектива. Существует много законов дружбы.

Понаблюдаем ситуации из школьной жизни и сформулируем закон дружного класса (на доску вывешиваю). (Ситуации инсценируют дети).

1.  «За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четвероклассников.

- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.

- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!

Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск».

- Как поступить в такой ситуации? Сделайте выбор:

Какой можно вывести закон дружбы по этой сцене?

Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.

2. (стих читает ученица) На школьном утреннике:

Клоун – на сцене!                      

Острит он неплохо,

Скажет словечко –

И слышится хохот.

Школа взрывается –

Залпами смеха:

Клоун – первоклассница! –

Ну и потеха!

Хохот девчонок

Особенно звонок!

 Но не смеется одна из девчонок.

 Что-то нахохлилась эта девица:

Мне не охота от смеха давится

Шепчутся девочки «Ей не до смеха!

Танька не терпит чужого успеха!»

                                          А. Барто

- Какое качество (черта характера) может помешать дружбе? (Не терпит чужого успеха. Зависть.)

Какой можно вывести закон  по этой сцене? Умей радоваться успехам другого.

З. (группа детей)

«За пять минут до первого урока все дети были в классе. Оля пришла последней.

У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.

- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.

- Что случилось? Почему слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами».

В чем была их ошибка?

(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко.

Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие. Можно помолчать вместе и человек успокоится))