ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГПД ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Презентация

  ГБОУ СОШ №311 с углубленным изучением физики

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ В ГПД  ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выступление на районном педагогическом форуме «Современное образование – открытое образование»

 

 

 

Доклад подготовила: Кирьянова Е.В.

 

                   Воспитатель ГПД

 

 

г. Санкт-Петербург

2015 – 2016 учебный год

 

 

   Многие авторы, исследовавшие детскую игру, единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.  В детском возрасте, как говорил А.С.Макаренко, игра – это » норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».

Одно из положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий (далее УУД) – означает умение учиться, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности ребенка.

     По ФГОС под  универсальными учебными действиями ( УУД) понимается : « совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

     Главной целью формирования УУД в начальной школе является развитие умения учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, а также к совместной деятельности с учителем и одноклассниками, включая организацию этого процесса.

    Традиционно УУД классифицируются как: ЛИЧНОСТНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ.

    Каждое из УУД включает в себя ряд действий:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД включают в себя:

  • личностное, (профессиональное), жизненное

самоопределение;

  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД включают в себя следующие действия:

1. Общеучебные, включая социально-предметные действия;

2.     Логические, включая знаково-символические;

3.     Постановка и решение проблем;

Регулятивные УУД  включают в себя :

1. Целеполагание

2. Планирование

3. Прогнозирование

4. Контроль

5. Коррекцию

6. Оценку

7. Волевую саморегуляцию

  • Регулятивные УУД включают навыки:

самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений.

      Коммуникативные УУД включают в себя 4 компонента:

1.Планирование учебного сотрудничества;

2. Постановка вопроса;

3 Лидерство и согласование действий с партнером;

4. Построение речевых высказываний;

     Сформированное уже положительное отношения к игре, т.к она всегда желанна, способность к самооценке и т.п. – составляют группу личностных УУД.

     Самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в условия игры, адекватно воспринимать  оценку воспитателя – составляет группу регулятивных УУД.

     Применяя различные игровые формы, вовлекая ребенка в интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно, а именно:

  • Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • Мысленное воспроизведение картины, ситуации, мультфильма – используется для формирования ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие  виды игр:

  • Развивающие игры: «найди отличия»,  «на что похоже?»,» поиск лишнего».
  • Кроссворды
  • Ребусы

Для формирования регулятивных УУД возможны следующие игры:

Игра в школу:

  • Взаимоконтроль
  • Взаимодиктант

Для диагностики и формирования коммуникативных УУД предлагаю следующие  игры:

  • составление кроссворда,
  • отгадай, о ком говорим.

Игровая деятельность предусматривает формирование:

  • РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ  через:
  • Разучивание игр;
  • Введение правил игры;
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ  через:
  • Любознательность
  • Творчество

КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ  через:

  • Социальную компетентность;
  • Коллективное обсуждение;

 

Игровая деятельность в ГПД позволяет не только снять  эмоциональную напряженность после урочной деятельности, но и дает возможность  для комфортного развития УУД у воспитанников ГПД. Процесс узнавания, открытия, освоения новых игр и ее правил  - выполняет целый комплекс познавательных УУД.

 Часть выше перечисленных действий будет осуществляться детьми в процессе коммуникации, т.е. в процессе игры они будут договариваться, стремиться к координации, формулировать свое мнение ,т.е. будут развиваться коммуникативные УУД.

            ОГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  •  Игра  является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет кругозор, усваивает социальный опыт.
  •  По окончании самоподготовки  (2-4 кл.) необходимо организовать игровую деятельность.
  • Необходимо чередовать подвижные игры с играми в классе, когда дети снова сидят за партами и играют в настольные игры.

УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Естественность
  • Теплая забота и принятие
  • Полный эмоциональный контакт

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Не дублировать деятельность 1-ой половины дня.
  • Игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка.
  • Игра не должна мешать тем, кто еще не закончил выполнение домашнего задания.
  • Использовать рекомендуется только педагогические игры, психологические тренинги проводит психолог.

                          ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Исходя из собственного опыта, дети младшего школьного возраста очень любят и с большим интересом играют в подвижные игры, т.к именно они обеспечивают двигательную активность учеников во 2-ой половине дня.

Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР:

  • Игры с мячом
  • Игры со скакалкой
  • Эмоциональные игры
  • Игры-соревнования

  .   Эстафеты

     Игровая деятельность – самая актуальная как для учителя, так и для воспитателя ГПД, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами, так как 1 год обучения является стартовым и крайне важен для формирования  УУД, так как именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.