- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
ГБОУ СОШ №311 с углубленным изучением физики
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГПД ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выступление на районном педагогическом форуме «Современное образование – открытое образование»
Доклад подготовила: Кирьянова Е.В.
Воспитатель ГПД
г. Санкт-Петербург
2015 – 2016 учебный год
Многие авторы, исследовавшие детскую игру, единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В детском возрасте, как говорил А.С.Макаренко, игра – это » норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».
Одно из положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий (далее УУД) – означает умение учиться, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности ребенка.
По ФГОС под универсальными учебными действиями ( УУД) понимается : « совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Главной целью формирования УУД в начальной школе является развитие умения учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, а также к совместной деятельности с учителем и одноклассниками, включая организацию этого процесса.
Традиционно УУД классифицируются как: ЛИЧНОСТНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
Каждое из УУД включает в себя ряд действий:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД включают в себя:
- личностное, (профессиональное), жизненное
самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные УУД включают в себя следующие действия:
1. Общеучебные, включая социально-предметные действия;
2. Логические, включая знаково-символические;
3. Постановка и решение проблем;
Регулятивные УУД включают в себя :
1. Целеполагание
2. Планирование
3. Прогнозирование
4. Контроль
5. Коррекцию
6. Оценку
7. Волевую саморегуляцию
- Регулятивные УУД включают навыки:
самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений.
Коммуникативные УУД включают в себя 4 компонента:
1.Планирование учебного сотрудничества;
2. Постановка вопроса;
3 Лидерство и согласование действий с партнером;
4. Построение речевых высказываний;
Сформированное уже положительное отношения к игре, т.к она всегда желанна, способность к самооценке и т.п. – составляют группу личностных УУД.
Самостоятельно планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в условия игры, адекватно воспринимать оценку воспитателя – составляет группу регулятивных УУД.
Применяя различные игровые формы, вовлекая ребенка в интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно, а именно:
- Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- Мысленное воспроизведение картины, ситуации, мультфильма – используется для формирования ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды игр:
- Развивающие игры: «найди отличия», «на что похоже?»,» поиск лишнего».
- Кроссворды
- Ребусы
Для формирования регулятивных УУД возможны следующие игры:
Игра в школу:
- Взаимоконтроль
- Взаимодиктант
Для диагностики и формирования коммуникативных УУД предлагаю следующие игры:
- составление кроссворда,
- отгадай, о ком говорим.
Игровая деятельность предусматривает формирование:
- РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ через:
- Разучивание игр;
- Введение правил игры;
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ через:
- Любознательность
- Творчество
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ через:
- Социальную компетентность;
- Коллективное обсуждение;
Игровая деятельность в ГПД позволяет не только снять эмоциональную напряженность после урочной деятельности, но и дает возможность для комфортного развития УУД у воспитанников ГПД. Процесс узнавания, открытия, освоения новых игр и ее правил - выполняет целый комплекс познавательных УУД.
Часть выше перечисленных действий будет осуществляться детьми в процессе коммуникации, т.е. в процессе игры они будут договариваться, стремиться к координации, формулировать свое мнение ,т.е. будут развиваться коммуникативные УУД.
ОГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет кругозор, усваивает социальный опыт.
- По окончании самоподготовки (2-4 кл.) необходимо организовать игровую деятельность.
- Необходимо чередовать подвижные игры с играми в классе, когда дети снова сидят за партами и играют в настольные игры.
УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Естественность
- Теплая забота и принятие
- Полный эмоциональный контакт
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Не дублировать деятельность 1-ой половины дня.
- Игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка.
- Игра не должна мешать тем, кто еще не закончил выполнение домашнего задания.
- Использовать рекомендуется только педагогические игры, психологические тренинги проводит психолог.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Исходя из собственного опыта, дети младшего школьного возраста очень любят и с большим интересом играют в подвижные игры, т.к именно они обеспечивают двигательную активность учеников во 2-ой половине дня.
Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР:
- Игры с мячом
- Игры со скакалкой
- Эмоциональные игры
- Игры-соревнования
. Эстафеты
Игровая деятельность – самая актуальная как для учителя, так и для воспитателя ГПД, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами, так как 1 год обучения является стартовым и крайне важен для формирования УУД, так как именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.