ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 311 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФИЗИКИ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Методическая разработка Конспект занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения Никитина Ирина Геннадьевна Воспитатель группы продленного дня Санкт- Петербург 2018 Методическая записка: Современное общество немыслимо без автомобилей. Автомобиль прочно вошёл в жизнь и быт многих семей. Из года в год увеличивается поток транспортных средств на улицах и дорогах нашего города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий(ДТП) становятся дети, их шалости, незнание или несоблюдение правил дорожного движения, неумение оценивать дорожную обстановку. Наши дети встречаются с машинами с утра до вечера: по дороге в школу, по дороге из школы домой, по дороге в библиотеку, клуб, магазин...Статистика говорит, что 70% уличных травм дети получают по дороге из школы домой. Потому что находясь в здании школы они чувствуют себя в безопасности, а выйдя за порог школы не сразу осознают реальную опасность дороги. Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растёт количество ДТП с участием детей. Но цифры статистики сухи. А ведь за ними стоят смерть, боль, страдания наших детей. Вот поэтому проблема безопасности дорожного движения и предотвращения ДТП становятся всё более важной задачей. Я как воспитатель понимаю, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и соблюдать правила дорожного движения, иметь навыки безопасного движения по улицам и дорогам города, чтобы не подвергать свою жизнь и здоровье опасности. Для решения этой проблемы среди учащихся начальных классов в качестве основной цели я выбрала : формирование у учащихся навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитание культуры дорожной безопасности. Почему именно эта цель? Я думаю, чтобы снизить количество ДТП с участием детей, чтобы предупредить детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ), надо, воспитывать у учащихся культуру, безопасного поведения на дороге, формировать мотивы, побуждающие детей к соблюдению норм и правил, развивать осознанную необходимость чётко выполнять все требования ПДД(правил дорожного движения). Для реализации, поставленной мною цели, я использую различные виды и формы внеклассной работы. Ведь именно во внеклассной работе создаются благоприятные условия для проявления творческих способностей учащихся, имеется возможность повышать, углублять, расширять знания по ПДД, применять теоретические знания в новых ситуациях, формировать ценностное отношение к этим правилам, к своему поведению на улицах и дорогах города, к своей жизни, здоровью, наконец, к сотрудникам ГИБДД(государственная инспекция безопасности дорожного движения), стоящим на страже безопасности дорожного движения. С учётом всех специфических особенностей младших школьников я использую разнообразные по форме и содержанию виды внеклассной работы с детьми: -экскурсии-практикумы по улицам родного города; -классные часы по ПДД: "Общие правила пешеходов", "Каждый должен знать правила дорожного движения"; -сочинения на тему:"Безопасный путь домой" Цель: пропаганда знаний дорожного движения среди учащихся младших классов. Задачи: -предупреждать детский дорожно-транспортный травматизм; -воспитывать у учащихся культуру поведения на улицах и дорогах города; -повторить правила дорожного движения, предупредить наиболее распространённые ошибки поведения детей на дороге; -развивать внимание и творческие способности учеников Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В одном государстве.." Воспитатель : В одном королевстве Жил добрый король И дочка принцесса, – Для папочки боль. Училась на «тройки» Капризна была, ну, в общем, Проблемным ребёнком росла. Принцесса: Компьютеры, плееры – Всё надоело! Вот если б машину, тогда это дело! Король: Ты дочка мала, да и правил не знаешь. Дорожную азбуку не разгадаешь. Случиться авария, что же тогда? Не выдержит сердце у старика. Принцесса: Я дочь королевская! Что мне до правил! Дорога сама, куда надо направит! Машину хочу! Кадиллак, Мерседес! Хочу повидать Всяческих мест. Воспитатель: Без правил дорожных прожить нам нельзя, Пусть знает на свете их вся детвора. Если правила дороги будешь знать и уважать, Можешь смело без тревоги Ты тогда на тормоз жать. Принцесса: Светофоры, перекрёстки это скучно не хочу! Подари скорей машину, не то знать вас не хочу! Король: Ты бы выучила доченька ПДД, А иначе спровоцируешь ДТП, Ну, хоть правило одно, ну хоть знак. Принцесса: Не хочу и будет так! (убегает). Воспитатель: А сейчас принцесса и ребята послушайте историю про Зайчонка , который тоже не хотел учить правила дорожного движения и вот что с ним произошло. Девочка Маша Жил в нашем городе маленький зайка, Был очень глупенький Зайка-Зазнайка: Нужно пройти по проспекту немножко- Здесь пролегла в белых шашках дорожка, Зелёная стрелка горит - переход, Дружно идёт по дорожке народ. Что в это время делает зайка? Зайка-зазнайка: Мне правил знать не надо, Я заяц с головой, Скачу я по проспекту, Скачу по мостовой, Скажу вам по секрету: Цепляться за трамвай, Перебегать дорогу, Когда машины едут, Я страсть люблю, ай – ай! Девочка Маша и Зайка-Зазнайка исполняют песенку на мотив мелодии песни «Антошка»(песенка – диалог) Зайка-зазнайка: Дили – дили, трали – вали, Я о правилах движения Никогда и не слыхал – Парам – пам – пам, парам – пам – пам. Девочка Маша Зайка-зазнайка, Внимательней немножко. Иначе машина Тебе отдавит ножку. Зайка-Зазнайка Дили – дили, трали – вали, Вашим глупеньким советом Я воспользуюсь едва ли. Парам – пам – пам, парам – пам –пам Девочка Маша: И бегал зайчишка в любую погоду, Там, где на улице нет перехода, Прыгал у самого носа машин, Возле сердито надувшихся шин. Слушаться старших он не хотел, И… на него грузовик налетел! Ведущий звонит в «Скорую помощь». Звучит сигнал скорой помощи, выходит Айболит с аптечкой. Вбегает Папа зайки: Ай- ай! Мой Зайчик, мой мальчик, попал в беду, и теперь он больной и хромой, маленький Зайка мой! Айболит: Осмотрю тебя. Где болит? Зайка-зазнайка: Болит нога – А – а – а! Айболит: Не кричи, потерпи. (накладывает бинт на ногу) Правил движения ты не соблюдал, Потому ты, Заинька, и в беду попал. Нужно слушаться без спора Указаний светофора. Нужно Правила движения Выполнять без промедления. Все готово! Папа зайчика: Мой Зайчик! Мой мальчик! Скоро ли будет здоров? Сможет ли он скоро встать, На больной ножке скакать? Айболит: На ножку Зайчонку я гипс наложу, Надолго в больницу его положу, Чтобы поправился Заинька твой И поскорее вернулся домой. Зайчишку-папу, Айболит увозит машина «Скорой помощи»(звучит сигнал) Учитель: С площадей и перекрёстков На меня глядит в упор С виду грозный и серьёзный, Очень важный светофор. Он и вежливый, и строгий, Он известен на весь мир. Он на улицах широких Самый главный командир. -Кто же это? -Что это за такой прибор светофор? -Какие сигналы светофора вы знаете? -Где устанавливают светофоры? Для чего? -Ребята , а вы знаете откуда появился светофор? Светофор: Мы три брата, мы три цвета. В мире всем известно это. Всем понятно с давних пор Наш цветастый разговор: Красный – СТОП, Зелёный – В ПУТЬ, Жёлтый – НЕ СПЕШИ, СО МНОЙ ПОБУДЬ! Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется "Да или нет!"Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать "Да" или "Нет".Готовы? 1.Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? Дети: Да. 2.Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? Дети: Нет. 3.Ну, а зелёный горит, вот тогда можно идти через улицу? Дети: Да. 4.Сел в трамвай, не взяв билет. Так поступать полагается ? Дети: Нет. 5.Старушка- преклонные очень года. Ты место ей уступишь? Дети: Да. Воспитатель: Молодцы ребята!Я пойду, позвоню, узнаю, как чувствует себя наш Зайка-зазнайка. Ведущий уходит, появляется Ссора .Цвета Светофора начинают между собой спорить. Ссора Чтобы невесело жили и не дружили Люди и автомобили, Существует с недавних пор Сломанный светофор. Красный: И что это я слушаюсь и зажигаюсь после жёлтого? Жёлтый: А я слушаюсь зелёного! Зелёный: А мне кажется: я главнее всех – всем разрешаю Ездить и идти! Красный: А я всем запрещаю! Захочу – не погасну, И всё движение замрёт! Жёлтый: Ну, ты даёшь! Вот начну мигать и не остановлюсь! (начинает мигать) Воспитатель: Возле площади затор, Поломался светофор, Загорелся желтый свет, А зеленого всё нет. Сто машин стоят, гудят, С места тронуться хотят. Три, четыре, пять минут Им проезда не дают. Отчего и почему, Ничего я не пойму: Почему стоит автобус, Почему застрял трамвай, Отчего широколобый Рассердился самосвал? У такси заглох мотор. Почему такой затор? Появляется Авария. Авария: С нарушителями очень я дружу, Всё, что хочешь, между прочим, покажу, Я немного погуляла, повидала свет, Натворила я немало бед. Ребятушки! Кто из вас смелый? Кто не боится к машине прицепиться? А на лыжах и коньках прокатиться? Очень здорово, прям загляденье – прицепиться и за борт, а потом – лечение! Кто со мной? Ты? Ты? Ты? Я вас научу всем мешать: и машинам и пешеходам! Пусть машины едут, где хотят. Хотите со мной дружит? Ну и не надо! Входит воспитатель: Дети! Что случилось? Объясните понятно! Хотите помочь светофору? Тогда давайте громко скажем: Красный, Желтый, Зеленый! Отзовитесь и скорее подружитесь! Не слышу! Давайте громче! Три цвета светофора: И что это на нас нашло? (чешут лбы) Воспитатель: Это всё Ссора-Авария виновата, она вас поссорила, а ещё они разогнала дорожные знаки. Знаки, знаки! Отзовитесь. К нам скорее возвратитесь! Где же они? - Ребята, для того, чтобы вернуть знаки назад вам необходимо их правильно угадать. Знак 1: - Шли из школы мы домой. Видим – знак на мостовой: Круг, внутри – велосипед, Ничего другого нет. Что это за знак? (Велосипедное движение запрещено) Знак 2: Где нет дорожки пешеходной, Там есть надземный переход. Ты по нему всегда свободно Иди, как ходит весь народ. Какой это знак? (Надземный переход) Знак 3: Это знак такого рода, Он на страже пешехода. Переходим с куклой вместе Мы дорогу в этом месте. Как называется мой знак? (Пешеходный переход) Знак 4: - Я хочу спросить про знак. Нарисован знак вот как: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. Что это за знак? (Осторожно, дети!) Знак 5: - Нарисован человек. Землю роет человек. Почему проезда нет? Может быть, здесь ищут клад? И старинные монеты В сундуке большом лежат? Их сюда, наверное, встарь Спрятал очень жадный царь? (Дорожные работы) Ведущий: - Вы, ребята молодцы, хорошо знаете дорожные знаки!А сейчас я проверю, как вы знаете виды дорожного транспорта.Готовы отгадывать загадки? 1.Сам не едет, не идёт, не подержишь- упадёт. А педали пустишь в ход- он помчит тебя вперёд. 2.Силач на четырёх ногах, в резиновых сапогах, Прямиком из магазина притащил нам пианино. 3.Дом по улице идёт, на работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. 4.Дзинь-дзинь-дзинь. Что за звон? По рельсам катится вагон, люди в креслицах сидят. Такой вагон, запоминай называется ... 5.Длинной шеей поверчу- груз тяжёлый подхвачу. Где прикажут, положу, человеку я служу. 6.Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить! Воспитатель : Сегодня к нам в гости пришёл инспектор ГИБДД. Ребята, внимательно послушайте то, что он вам сейчас будет рассказывать. Выступление инспектора ГИБДД. Воспитатель: Ребята нашей школы всегда стараются соблюдать правила дорожного движения, а некоторые из них уже решили для себя, что будут работать государственной инспекции безопасности дорожного движения. Вот такой один будущий инспектор поведёт небольшой урок для учеников нашей школы. Инспектор Зебра в Африке живет, полосата очень, воду Пьёт, траву жуёт, порезвиться хочет. А на улице у нас, здесь у перекрёстка, Словно зебра в самый раз – переход в полоску. Водители видят пешеходный переход и сбавляют скорость. Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора. Чтоб дорогу перейти – ты на лево посмотри. Для детворы должно быть ясно – На мостовой играть опасно! Чтоб тебя не задавили, не висни на автомобиле! Чтоб дорогу перейти, машину сзади обходи, Ты увидел путь свободен, смело в ход пускаешь ноги! Ведущий: А сейчас я проверю хорошо вы повторили правила дорожного движения. Ребята, вам будут предложены вопросы и варианты ответов к ним. Если верен первый вариант- вы хлопаете, если второй- топаете, а если третий- молчите и ничего не делаете. Готовы? Вопросы викторины: 1.Под какой цифрой правильно расположены сигналы светофора? 2.Какой цифрой обозначен знак «Пешеходный переход»? 3.Какой из этих знаков запрещает движение на велосипеде? 4.Со скольких лет можно ездить на велосипеде по проезжей части? 5.С какой стороны нужно обходить автобус? 6.На каком рисунке дети нарушают правила поведения на дороге? 7.Кто идёт правильно: бабушка или внук? 8.Переходя дорогу, куда нужно смотреть сначала, куда потом? Принцесса: До этого дня я правил не знала, жизнью бездумно своей рисковала. Я каждое правило в свиту беру. Инспектору – сердце своё подарю. Король: Твой выбор бесспорен родное дитя. Прими же подарок и от отца. (дарит игрушечную машину) Ведущий: Вы спросите :«Что стало с зайчонком?» Папа: - Вот ты где, Зайка! А я тебя ищу-ищу! Скорее ко мне беги! Зайка: - Нет, папа, не побегу. Я теперь умный, дождусь зеленого цвета светофора - Дорога не тропинка, Дорога не канава… Сперва смотрю налево, Потом смотрю направо. Учитель: Сказка ложь да в ней намёк, Помни правила движения ты Дружочек на зубок. На мелодию песни «Если с другом вышел в путь»(поют все участники театрального представления) Отправляясь в дальний путь, Отправляясь в дальний путь, Веселей дорога, Если правила всегда, Если правила всегда Знаешь очень строго. Припев: Не спеши, посмотри, Путь тебе пока закрыт, Красный свет сейчас горит, Не робей, пешеход, Ты вступай на переход, Когда зелёный свет зовёт. Службу нужную всегда, Службу нужную всегда Мы нести решили. Чтоб дорожных катастроф, Чтоб дорожных катастроф Вы не совершили. Припев: Не спеши, посмотри, Путь тебе пока закрыт, Красный свет сейчас горит, Не робей, пешеход, Ты вступай на переход, Когда зелёный свет зовёт