Пройдёт ещё совсем немного времени, и Ваш ребёнок станет школьником. Казалось бы, что разделяет дошкольника и ребёнка, который, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу? Одна ночь, новая форменная одежда, волнение и ожидание нового, неизвестного? Однако переход к учебной деятельности, к новым отношениям «ученик - учитель» означает новую ступень в развитии малыша.

Жизнь дошкольника протекает под созвездием «Хочу». Прежде всего, это касается игры. Ни один малыш не будет играть, если игра его не интересует, не привлекает. Свободным временем дошкольник распоряжается по собственному усмотрению и заполняет его активной познавательной деятельностью, шалостями, играми, развлечениями.

Иное дело ученик. Ему надо уметь заниматься тем, что предложено учителем, и столько времени, сколько ему на это отведено. Школьник не может по собственному желанию выбрать себе занятие, не может по своему усмотрению поменять себе класс, соседа по парте. То есть вместо созвездия «Хочу» появляется другое созвездие «Надо». Надо ходить на уроки и выполнять домашние задания, надо слушать учителя, а не смотреть в окно, надо содержать в порядке свои школьные принадлежности, надо стараться всё понимать и всё делать вовремя. Казалось бы наступает безрадостная жизнь, но не всё так просто. Частичная утрата свободы - это лишь мизерная плата за право ребёнка становиться взрослым. Школьник – это человек, имеющий более высокий социальный статус, чем дошкольник. У него появляются не только новые обязанности, но и новые права: гордиться личными успехами, заниматься тем, что вызывает уважение со стороны взрослых, своими успехами влиять на семейный климат.

Школа для ребёнка – это микромодель общества. Здесь он не просто расширяет свой кругозор, обзаводится новыми друзьями, здесь познаются законы социального взаимодействия. Поэтому ребёнок так тянется к школе, любит её, находит в ней новый источник радости и удовольствия. Школа – символ дальнейшего развития ребёнка. А что он разовьёт в себе, чего достигнет, обучаясь в школе, во многом зависит от нас, учителей и родителей.

Время перед началом первого школьного года – важный этап в жизни ребёнка и его родителей. Ведь нужно не только своевременно выбрать школу, обеспечить ребёнка всем необходимым – следует позаботиться и о его психологическом настрое на предстоящую учебную деятельность, а при необходимости вовремя обратиться к специалистам, которые помогут выявить и устранить тот или иной недостаток в развитии дошкольника. Поэтому забот хватит всем. В основном они приятные, потому что многие дошкольники с большим желанием собираются идти в школу. Интерес детей к школе выражается в игре «В школу». Играя с игрушками «В школу», он одновременно представляет себя и учеником, и учителем, проводит грань между этими различными позициями. Увлечённость детей этой игрой, открытое выражение интереса к таким занятиям, желание приблизить момент наступления школьной поры являются хорошим показателем их развития.

Многие родители опасаются, что желание ребёнка учиться пропадёт раньше, чем он станет учеником. Обычно эти страхи ничем не обоснованы. Стремление детей к новым знаниям – это их устойчивая и естественная черта. Если любопытство ребёнка сочетается с готовностью осваивать с помощью взрослых грамматику, счёт, премудрость общения, то этот ребёнок вполне готов к роли ученика. Обычно такие дети могут самостоятельно удовлетворить свой познавательный интерес. А мы, учителя и родители, должны лишь помочь им в развитии их активности.

Надо сказать и о детях, которые не хотят идти в школу. Это связано с тем, что они ещё психологически не успели «дозреть», дорасти до готовности принять на себя роль ученика. А, может быть, просто не наигрались.Такие дети могут опережать своих сверстников в темпе эмоционального развития, но отставать в темпе развития социального.Таких детей даже трудно представить за партой. Но в этом возрасте психическое развитие очень пластично, и такие дети, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учёбы. Они быстро нагоняют своих сверстников, а часто опережают их по успеваемости, дисциплине, ответственному отношению к учёбе.

Школа – это всегда определённый круг обязанностей, возлагаемых на учеников, система требований по отношению к ним. Поэтому некоторые дети не хотят принимать на себя лишнюю ответственность и требуют помощи со стороны взрослых, которые должны объяснить им, что есть такое слово «надо». Достаточно дать понять ребёнку, что учёба в школе – это обязанность каждого современного человека и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих людей. Такая установка помогает легче привыкнуть к школе, к режиму работы в ней, помогает получать удовольствие от добросовестного отношения к своим обязанностям. Поэтому, если ребёнок не хочет в школу, то не надо его в этом винить. Лучше помочь ему обрести уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, даже если не испытывает сильного желания делать её. А интерес, как известно, дело наживное. Ведь недаром говорят: аппетит приходит во время еды. Поэтому пусть дошкольники исчерпают возможности своего возраста, играют, резвятся до последнего дня, если у них есть такое стремление, а став учеником научатся с нашей помощью обретать уверенность в себе, в собственных силах, опираясь на поддержку взрослых.

Многих родителей заботит вопрос, готов ли их ребёнок к школе. На подготовку к учебной деятельности направлена работа детских дошкольных учреждений, при каждой школе открыты «Школы раннего развития», которые оказывают помощь «домашним» детям. И там с детьми проводятся специальные занятия по обучению грамоте, математике, их знакомят с окружающим миром, развивают у них творческие способности, формируют ряд других умений и навыков. Однако школьное обучение предъявляет к детям много различных требований, поэтому и надо говорить о наличии признаков готовности ребёнка к школе.

Во-первых, обучение в школе – это достаточно тяжёлая в умственном и физическом плане нагрузка, поэтому, прежде всего необходимо, чтобы ребёнок был готов физически. А значит, консультации у медиков – это обязательный этап подготовки ребёнка к школе

Вторую группу признаков готовности составляют признаки социальной готовности: ребёнок должен уметь общаться со сверстниками, интересоваться происходящими вокруг него событиями, любить задавать вопросы. Чрезмерная робость, безразличие к происходящему могут на первых порах усложнить процесс адаптации в школе, но опять-таки это не означает невозможность обучения такого ребёнка. Таким детям потребуется более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителя.

Очень важной является интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Это владение определённой системой знаний и умений. Однако чрезмерно осведомлённый ребёнок может быстро утратить интерес, поэтому везде хороша мера.

Самым важным критерием готовности ребёнка к школе является желание в ней учиться. Поэтому, когда Ваши дети увидят себя нарядными, с портфелями или ранцами, подтянутыми и торжественными, немного растерянными на пороге своего нового дома, когда они улыбнуться Вам по дороге в школу, считайте, что главный признак готовности к школе налицо.