О недопустимости перегрузки младших школьников

О  недопустимости  перегрузки  младшего  школьника.

 

 

«Хотим  больше  общаться  со  своими  детьми,  ребёнку  в  субботу  лучше  выехать  за  город,  чем  сидеть  в  классе…». – Так  считают  родители,  сторонники  пятидневной  рабочей  недели  в  школе.  Согласно  Закону  об  образовании  ОУ  самостоятельно  в  выборе  программы  и  режима  обучения.  Правда,  при  этом  необходимо  руководствоваться  санитарными  нормами  и  правилами,  которые  определяют  максимально  допустимую  нагрузку.

Однако  большинство  родителей  хотят,  чтобы  их  дети  учились  по  программе  расширенного  обучения,  в  том  числе,  и  начального,  углублённо  изучали  некоторые  предметы.  И  всё  это  по  пятидневке!

Заказ  родителей,  практически,  выполнен:  90%  начальных  классов  города  занимаются  по  пятидневной  неделе.

Вместе  с  тем  возросла  ответственность  всех  участников  образовательного  процесса  за  здоровье  детей.  Во  избежание  перегрузок  очень  важно,  чтобы  учителя  в  своей  работе  использовали  новые  технологии,  современные  методики  преподавания,  особенно  тщательно  следили  за  продолжительностью  уроков  и  перемен,  а  также  времени  приготовления  домашних  заданий,  за  чередованием  динамических  пауз,  позаботились  о  наличии  удобной  мебели,  нормальной  освещённости  класса,  сбалансированном  питании  детей.

Однако  перегрузка  ребёнка  начинается  тогда,  когда  его  жизнь  течёт  хаотично,  безо  всякого  режима  дня.  Доказывать  лишний  раз  пользу  режима  нет  необходимости.  Мы  все  знаем,  что  режим  дня – это  режим  суток:  все  24 часа  должны  быть  спланированы  определённым  образом,  и  план  этот,  как  и  любой  план,  имеет  смысл  лишь  тогда,  когда  он  выдерживается.  Ясно,  что  день  на  день  не  приходится.  Состояние  ребёнка  в  понедельник  не  такое  как  в  субботу,  что  после  каникул  не  такое  как  перед  ними.  А  ведь  ещё  и  праздники,  болезни  ребёнка  и  всякие  неожиданности.  Всё  это,  конечно,  не  отменяет  режим,  а  наоборот,  заставляет  ребёнка  относиться  к  нему  сознательно  и  ответственно.  Суть  режима – рациональное  чередование  работы  и  отдыха.  Учебные  занятия  занимают  в  жизни  школьника  значительное  место,  требуют  усиленной  работы.  Поэтому  важно  наладить  правильную  смену  умственного  труда  и  отдыха  детей.  А  ведь  нередко  школьные  занятия  и  подготовка  к  ним  отнимают  столько  времени,  что  у  ребёнка  не  остаётся  времени  для  того,  чтобы  поиграть,  почитать,  заняться  любимым  делом  да  и  просто  погулять.  Более  того  некоторые  наиболее  добросовестные  ученики  отрывают  время  даже  ото сна,  что,  конечно,  совершенно  недопустимо.  Стоит  ли  удивляться,  что  такие  чрезмерные  физические  перегрузки  приводят  к  резкому  снижению  работоспособности  ребёнка,  к  серьёзному  расстройству  здоровья:  появляются  головные  боли,  раздражительность,  ухудшается  аппетит,  открывается  дорога  ко  многим  болезням.

Итак,  говоря  о  недопустимости  перегрузки  учащихся,  следует  правильно  построить  режим  дня  наших  детей,  а  также  правильно  настроить  на  серьёзное  отношение  к  режиму  родителей.

Перегрузка  детей  в  школе  начинается  с  неправильно  составленного  расписания  уроков.  Расписание  должно  быть  составлено  так,  чтобы  предметы,  требующие  больших  усилий,  чередовались  с  теми,  которые  легче  усваиваются,  а  также  с  уроками  физической  культуры  и  музыки.  В  сами  же  уроки  необходимо  внедрять  активные  методы  преподавания,  заметно  меньше  утомляющие  детей.

Серьёзное  внимание  следует  уделять  и  домашним  заданиям.  Необходимо  строго  регулировать  объём  заданий.  В  первом  классе  домашних  заданий  нет.  Однако  творческие  задания,  давая  достаточно  времени  на  них,  детям  давать  можно.  Эти  задания  не  переутомляют  детей,  так  как  даются    по  желанию  и  в  необычной  форме  (поделки,  рисунки,  прогулки  с  родителями  и  рассказы  о  них),  а  развивают  в  ребёнке  потребность  уделять  время  работе  помимо  школьных  уроков.  Кроме  того  необходимо  при  выполнении  этих  заданий  выполнять  некоторые  правила:  время  начала  занятий  должно  быть  постоянным,  в  ходе  занятий  необходимы  перерывы  через  каждые  45 минут,  перед  началом  приготовления  уроков  необходимо  пообедать  и  отдохнуть  не  менее  1,5 часов,  лучше  на  свежем  воздухе.  Каждый  учитель  должен  строго  регламентировать  время  для  самоподготовки:  2-ой  класс – не  более  часа,  3-ий  класс – не  более  1,5 часов,  4-ый  класс – не  более  2-х часов.