Урок литературного чтения (диалоговая взаимопомощь) по теме "Сказки-цепочки"

Конспект  пробного  урока  по  технологии  «Диалоговая  взаимопомощь»,  проведённого  в  1-а классе  на  уроке  литературного  чтения  06.03.12.

Тема.     Сказки – цепочки. Русские  народные  сказки  «Репка»,  «Теремок»,  «Колобок».

Цели:

-   познакомить  детей  с  новым  видом  сказок – «сказки – цепочки»  с  помощью  новой  технологии  «Диалоговая  взаимопомощь»;

-   продолжить  работу  по  развитию  навыка  осознанного  чтения;

-   учить  детей  взаимопониманию,  взаимоуважению;

-   развивать  у  детей  любовь  к  чтению  произведений  народного  творчества.

Материал  для  работы  на  уроке.

  1. Звучит  1-ый куплет  песни  «Страна  волшебная», после  которого  сообщается  тема  урока: «Сегодня  мы  продолжим  с  вами  путешествие  в   волшебный  мир  сказок.  Некоторые  из  них  у  нас  уже  были  в  гостях,  а  вот  сегодня  к  нам  придут  и  другие  сказки,  но  сначала  нам  надо  узнать,  какого  они  вида,  а  уже  потом  и   читать  их.  Но  секрет  новой  группы  сказок  вы  будете  открывать  сами,  помогая  друг  другу».
  2. Знакомство  детей  с  технологией «Диалоговая  взаимопомощь»,  не  называя  её.

У  каждого  на  парте  лежит  маленькая  карточка,  на  которой  напечатано  предложение.  Мы  будем  не  просто  читать – мы  будем  играть  в  «Ручеёк».  Поскольку  мы  играем  в  первый,  надеюсь,  не  в  последний  раз,  сегодня  «ручеёк»  будет  двигаться  по  моей  команде,  выполняя  её  очень  точно.  Посмотрите  на  наш  экран – там  есть  схема-помощница.

(на  экране  схема  передвижения  детей)

  1. 3. Чтение  карточек  и  передвижение  детей  по  команде  учителя.

1)     Сказки  появились  давным – давно.

2)    Сказки  придумывали  сами  люди.

3)    Сказки  рассказывали  о  жизни  людей  и  животных.

4)    Иногда  в  сказке  один  и  тот  же  герой  повторяет  без  конца  одно  и  то  же  действие.

5)    Повторение  надоедает – докучает,  поэтому  такие  сказки  назвали  докучными.

6)    Иногда  действия  в  сказке  напоминает  цепочку.

7)    В  цепочку  приходят  всё  новые  герои,  и  цепочка  когда-нибудь  заканчивается.

8)    Такой  вид  сказок  назвали  «сказки - цепочки».

  1. 4. Подведение  итогов  работы  с  карточками  (фронтальный  опрос).

-  О  каком  знакомом  виде  сказок  вы  вспомнили?

-   В  чём  особенность  таких  сказок?

-   Какие  докучные  сказки  мы  читали  или  даже  сочиняли  сами?

-   А  о  каком  новом  виде  сказок  вы  узнали?

-   Почему  их  так  назвали?

-   Чем  отличаются  они  от  докучных  сказок?

-   Послушайте  загадку  об  одном  из  сказочных  героев.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали?                    (КОЛОБОК)         (картинка  с  изображением  героя)

5.   Просмотр  отрывка  из  сказки  «Колобок».

-  К  какому  виду  сказок  можно  отнести  эту  сказку?

-   Почему?     (герои  появляются  по  цепочке,  есть  конец – завершение  сказки)

6.    Работа  с  учебником.

1)   Чтение  сказки  «Репка»  по  цепочке  (стр.  36).

2)   Так  к  какому  виду  сказок  можно  отнести  эту  сказку?  Почему?

3)   Ответы  на  вопросы  Кота  (стр. 37).

7.     Творческое  задание  на  дом: вспомнить  ещё  сказки-цепочки  и  нарисовать  к  своей  сказке  рисунок  (можно  использовать  приём  аппликации).

8.    Подведение  итогов  работы: заполнение  карточки  «Моё  настроение».