Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках

 

(слайд 1)   Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем.  Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось — не сосчитать.

 Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

 В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

 «Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

 А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

                                  (В.Берестов)

(слайд 2)     Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Определение эффективности используемых в начальной школе образовательных технологий будет определяться тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно — исследовательская деятельность.

(слайд 3, прочитать первую и вторую части текста на слайде)

Для чего нужны проекты?

Прежде всего, работа над проектами является способом формирования регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных умений.

(слайд 4 – прочитать весь текст на слайде)

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:  обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, позволяет научиться применять полученные знания.

(слайд 5)  На сегодняшний день метод проектов распространён в школьном обучении не в полной мере и ориентирован в основном на старшеклассников и учащихся среднего звена. Лишь фрагментарно исследована и освещена проблема специфики и возможностей использования проектной деятельности на уроках в начальной школе. Как создать проект? С чего начать? Очень много вопросов возникает у педагога. В связи с этим использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах.

 Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем:

 - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.

(слайд 6)  Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач.

(слайд 7)  Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы на различных уроках, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене. Однако внедрение учителем начальных классов проектного метода в свою практику не должно происходить стихийно: следует проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся младшего школьного возраста к проектной деятельности. Готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений.

(слайд 8)  В 1 классе в качестве первого компонента готовности к проектной деятельности я занималась формированием коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся:

(слайд 9)  - умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);

 - умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией, (выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю);

 - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);

 - умение адресовывать свое высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);

-  умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его объяснять и доказывать);

 - умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Освоение учащимися правил общения на уроках возможно при систематической организации учителем различных видов взаимодействия в процессе обучения: работы в парах («ученик — ученик», «ученик — учитель»); в малых и средних группах от трех до шести человек («ученик — группа учеников», «учитель — группа учащихся»). Совместное решение учебных задач особенно проблемного характера, с недостающими данными, является необходимой подготовкой к дальнейшей проектной деятельности.

Возможно ли проведение урока — проекта уже в 1 классе? Отвечу, да.

Выполнение любого учебного проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, я выделяю следующие:

 - умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);

-  умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);

- умение составлять план своей работы и следовать ему;

- умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т. ч. адресовать информационный запрос к учителю и другим взрослым).

С первых занятий я знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. С 1-го классе практикую проектно-исследовательские задания: игра — исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Работа проходит под руководством учителя и обязательной помощи родителей. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой.

(слайд 10)  В качестве примера приведу индивидуальный проект «Маленькая дверь в большой мир». Очень интересная работа. Всем известно, что книги — наши самые верные спутники в жизни! Нас с ними знакомят родители, читая на ночь стихи и сказки. Мы познаем через них мир, продолжая встречаться с ними в школе.  Почти у всех литературных произведений есть автор — человек, подаривший свою историю нам. И этот реальный человек, как и мы учился в школе, заводил знакомства и дружбу, прогуливался по улицам своего города. А может быть, вы с ним ходили по одним улочкам? И дети собирали материал о разных детских писателях, оформляли их в виде рефератов, знакомили со своими материалами одноклассников. У нас в классе была оформлена выставка самых интересных работ.      (слайд 11)

Во 2 классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяла те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект... Работа проходила в основном под руководством учителя и при помощи родителей. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Со 2 класса с детьми организую тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

 Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная со 2 класса. Цель данного этапа работы: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности. Дети продолжают оформлять свои работы в виде докладов, но появляются и первые работы в виде презентаций.

 (слайд 12)    У нас были выполнены работы о свойствах воды и воздуха, собран и представлен материал об удивительных растениях. С этими материалами наши ученики выступили перед одноклассниками, перед первоклассниками и на школьном дне Науки.

(слайд 13)   В 3 классе исследовательские задания усложняются. Также дети знакомятся с этапами работы над проектом. Кроме того мы постепенно переходим от подбора материала на заданную тему к умению использовать найденный материал в практической деятельности. Например, группа детей при изучении темы «Твёрдые вещества, жидкости и газы» смогла самостоятельно смоделировать все виды этих веществ. Мы продолжаем учиться создавать свои презентации.

К концу 4-го класса учащиеся должны научиться:

-  принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  - планировать свои действия в соответствии с целью;

   - осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

    - осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

     - сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;

      - строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников;

       - установлению причинно-следственной связи изменений;

     -  сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации;

       - обобщать наблюдения, формулировать выводы;

        - систематизировать информацию, уметь публично представить.

В 4-ом классе мы добавим работу над проектами с использовании микроскопа и лабдиска, которые есть у нас в ЭНШ.

(слайд 14)   По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т. к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции.

(слайд 15)    Отмечу, что в процессе проектной деятельности в классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

(слайд 16 – прочитать первую часть текста на слайде)

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Я некий вдохновитель для проектно-исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе я сама предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 — ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа. Главное — увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности. Если ребёнку дать почувствовать свою умелость, право на авторство, произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Нельзя не отметить, что в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта. Дети испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских задач. Безусловно, главную помощь ребёнку оказывает педагог.

 (слайд 17)  Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время. Объединение в едином творческом процессе не только детей и педагога, но и их родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения.

(слайд 18 – прочитать текст на слайде)

Задача взрослых — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность — хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность.

Более того, работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и коллектив родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.

(слайд 19 – прочитать текст на слайде)

Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

«То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» (В. А. Сухомлинский).

    (слайд 20)