Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская  деятельность  учащихся.

 Учебная  исследовательская  деятельность – это  специально  организованная  творческая  деятельность  учащихся,  по  своей  структуре  соответствующая  научной  деятельности,  характеризующаяся  целенаправленностью,  активностью,  мотивированностью  и  сознательностью,  результатом  которой  является  формирование  познавательных  мотивов,  исследовательских  умений,  субъективно  новых  для  учащихся  знаний  или  способов  деятельности.

          Основы  исследовательского  обучения  можно  найти  в  учениях  педагогов-гуманистов  эпохи  Возрождения,  в  работах  классиков  педагогики  Я.Каменского,  Ж.Руссо,  И.Песталоцци  и  других.  В  России  впервые  идея  исследовательского  подхода  в  обучении  была  выдвинута  просветителем  Н.И.Новиковым  во  второй  половине  XVIII века.  Великие  деятели  и  педагоги  России  Н.И.Пирогов,  Н.Г.Чернышевский,  Д.И.Писарев,  Н.А.Добролюбов,  К.Д.Ушинский  и  другие  имели  огромное  значение  в  теоретической  деятельности.  В  послереволюционное  время  в  нашей  стране  пропагандировали  исследовательский  метод  в  современной  школе  Н.К.Крупская,  С.Т.Шацкий,  Б.Е.Райков.  В  50-70-х  годах  XX века  в  России  вопросам  исследовательского  метода  посвящён  ряд  работ  дидактов  и  методистов.

          Огромную  роль  играет  детская  исследовательская  деятельность  в  современных  школьных  программах.  Подобная  деятельность,  ставящая  учащихся  в  позиции  «исследователя»,  занимает  ведущее  место  в  системах  развивающего  обучения.  Для  развития  умений  исследовательской  деятельности,  как  и  любых  других  умений,  необходимо  найти  и  реализовать  такие  условия,  которые  отвечают  поставленной  цели.

          Были  разработаны  следующие  условия  формирования  исследовательских  умений  младших  школьников.

Целенаправленность  и  систематичность.  Работа  по  развитию  исследовательских  умений  должна  проходить  в  классе  постоянно  как  в  урочной,  так  и  во  внеурочной  деятельности.  Учитель  должен  использовать  материал  уроков  чтения,  риторики,  русского  языка  с  целью  формирования  умений  исследовательской  деятельности,  постоянно  использовать  исследовательский  метод  в  преподавании  тем.

Мотивированность.  Необходимо  помогать  учащимся  видеть  смысл  их  творческой  исследовательской  деятельности,  видеть  в  этом  возможность  реализации  собственных  талантов  и  возможностей,  способ  саморазвития  и  самосовершенствования.

Творческая  среда.  Учитель  должен  способствовать  созданию  творческой,  рабочей  атмосферы,  поддерживать  интерес  к  исследовательской  работе.

Психологический  комфорт.  Одна  из  задач  учителя – поощрять  творческие  проявления  учащихся,  стремление  к  творческому  поиску.  Важно,  чтобы  они  не  боялись  допустить  ошибку,  воздерживаться  от  негативных  оценок.  Задача  учителя – не  подавлять  желания  порывы,  творческие  идеи  учащихся,  а  поддерживать  и  направлять  их.  Каждому  ученику  необходимо  дать  возможность  ощутить  свои  силы,  поверить  в  себя.

Личность  педагога.  Для  развития  творческих  способностей,  к  которым  относятся  и  исследовательские,  нужен  творчески  работающий  учитель,  стремящийся  к  созданию  творческой,  рабочей  обстановки  и  обладающий  определёнными  знаниями  и  подготовкой  для  ведения  занятий  по  исследовательской  деятельности.

Учёт  возрастных  особенностей.  Так  как  речь  идёт  об  учащихся  младшего  школьного  возраста,  вопрос  об  учёте  их  возрастных  особенностей  очень  важен.  Обучение  исследовательским  умениям  должно  осуществляться  на  доступном  для  детского  восприятия  уровне,  само  исследование  бытьпосильным  и  интересным.

Сейчас  разработана  и  реализуется  технология  развития  исследовательских  умений  младших  школьников,  подразумевающая  соблюдение  данных  организационно-педагогических  условий.

В  основе  технологии  лежат  идеи  гуманистической  педагогики,  личностно-ориентированного  и  деятельностно-ориентированного  подходов.  Занятия,  предусмотренные  технологией,  проходят  в  основном  в  классно-урочной  форме,  другая  форма  организации – консультирование  учащихся.

Цель  технологии – осуществить  пропедевтическую  работу  по  развитию  исследовательских  умений.

Содержание  обучения  рассчитано  на  обеспечение  следующих  аспектов:

-          возможность  освоения  методов  исследования  и  использование  их  при  изучении  материалов  любых  дисциплин;

-          возможность  применения  полученных  знаний  и  умений  в  реализации  собственных  интересов,  что  способствует  дальнейшему  самоопределению  учащихся;

-          возможность  развития  интересов  к  различным  наукам,  школьным  дисциплинам  и  процессам  познания  в  целом.

Было  выделено  4 блока  умений,  необходимых  для  организации  учебной  деятельности:

-          умение  организовать  свою  работу  (организация  рабочего  места,  планирование  работы);

-          умение  и  знание  исследовательского  характера  (выбор  темы  исследования,  целеполагание  как  этап  деятельности,  умение  выстроить  структуру  исследования,  методы  исследования,  общелогические  методы,  поиск  информации);

-          умение  работать  с  информацией  (виды  информации,  источники  информации,  научный  текст,  термин,  понятие,  смысловые  части  текста:  абзацы,  главы,  параграфы,  умение  выделять  главное,  краткое  изложение,  цитата,  ссылка,  план  определения,  формулирование  определения,  вывод,  формулирование  вывода,  логика  изложения,  конспект,  приёмы  конспектирования,  условные  знаки,  доказательство:  аргументы,  факты,  вступление  и  заключение);

-          умение  представить  результат  своей  работы  (формы  представления  результатов,  формы  научных  собраний,  требования  к  докладу,  речи  докладчика).

 

В  I классе  отдельных  занятий  не  проводится.  Пропедевтическая  работа  ведётся  следующими  средствами:

-          проблемным,  частично-поисковым,  эвристическим  обучением  под  руководством  учителя;

-          уроком-исследованием  (в  начале  года  постановка  проблемы  осуществляется  учителем,  поиск  решения  осуществляется  учащимися  по  наводящим  вопросам;  далее  постановка  проблемы  по  возможности  осуществляется  самостоятельно,  с  некоторой  помощью  учителя;  предположения,  поиск  решений  максимально  самостоятельно;  выводы  под  руководством  учителя);

-          кратковременными  исследованиями – наблюдениями  с  описаниями  (под  руководством  учителя).

В  I классе  на  уроках  возможно  включение  заданий,  направленных  на  овладение  общелогическими  умениями  (анализ,  синтез,  классификация,  сравнение,  обобщение).  Подобные  задания  могут  иметь  место  на  уроках  математики,  обучения  грамоте,  естествознания.

 

Со  II класса  можно  организовывать  специальные  занятия  по  исследовательской  деятельности – 1 час  в  неделю.  Наличие  занятий  позволит  систематически,  целенаправленно  формировать  исследовательские  умения  учащихся.  Работа  осуществляется  по  следующим  направлениям:

  1. знакомство  с  теоретическими  понятиями  исследовательской  деятельности,  такими,  как  исследование,  информация,  знание  и  другие;
  2. осуществление  коллективных  исследований  по  определённому  плану  (с  соблюдением  всех  этапов),  по  различным  темам;  учитель  организует  совместную  деятельность,  направляя  её  на  осуществление  исследования,  в  процессе  которого  учащиеся  овладевают  практическими  умениями  исследовательской  деятельности.

Например,  учитель  подводит  детей  к  теме  исследования  «Наша  школа».  Ставится  цель:  организовать  поиск  сведений,  связанных  с  разными  сторонами  существования  школы.  Учащиеся  определяют  задачи  исследования:  найти  информацию  об  истории  школы,  сведения  о  кружках  и  секциях,  существующих  в  школе,  выяснить  количественные  характеристики,  изучить  строение  школы  и  её  окрестностей.  Выбираются  методы  исследования:  поиск  литературы,  наблюдения  и  т.д..  С  целью  выполнения  каждой  задачи  назначаются  группы  учащихся,  работающих  по  исследованию  определённого  направления.  Учащиеся  имеют  возможность  выбора  наиболее  интересной  для  них  задачи.

Таким  образом,  в  процессе  осуществления  исследования  вырабатываются  и  теоретические  знания  об  исследовательской  деятельности  и  происходит  формирование  соответствующих  исследовательских  умений.

  1. Продолжается  работа  по  проведению  кратковременных  исследований  в  контексте  изучения  материалов  различных  дисциплин.
  2. На  уроках  используются  проблемные  и  поисковые  методы,  на  которых  также  происходит  знакомство  с  терминологией  и  некоторыми  понятиями  о  методах  исследования,  работа  со  словарями  и  другими  источниками  информации.
  3. На  занятиях  прелагаются  задания,  направленные  на  выявление  различных  свойств  предметов,  множества  предметов,  составление  последовательности  действий;  сравнение  предметов  и  множеств  предметов;  изучаются  логические  понятия  «истина»,  «ложь»,  «дерево»;  предлагаются  для  решения  простые  задачи  по  комбинаторике,  логические  задачи.  Проводится  работа  по  выявлению  причинно-следственных  связей,  по  обучению  приёмам  наблюдения  и  описания.
  4. Осуществляется  подготовка  самостоятельного  долговременного  исследования  по  интересующим  учащихся  темам.  Исследование  проводится  под  руководством  учителя  и  с  помощью  родителей.

Наблюдаемые  результаты:  учащиеся  имеют  достаточно  широкое  представление  об  исследовательской  деятельности  учёных,  о  её  назначении,  имеют  представление  о  планировании  работы,  проводят  вместе  со  взрослыми  учебные  исследования,  осуществляют  поиск  информации  в  литературе  по  интересующей  теме,  имеют  желание  и  возможность  поделиться  с  одноклассниками  результатами  своей  исследовательской  работы.

 

В  III классе.

  1. На  теоретических  и  практических  занятиях  по  исследовательской  деятельности  (1 раз  в  неделю)  учащиеся  продолжают  знакомиться  с  теорией  исследования,  структурой,  методами  исследований  (история  исследований,  предназначение  исследований,  место  в  жизни  человека,  человечества  в  целом,  требования  к  выбору  темы  исследования,  планирование  исследования,  задачи  исследования).  На  уроках  используются  игровые  методы,  путешествия,  сказочный  материал.
  2. Проводятся  коллективные  исследования  на  заданную  тему.  У  третьеклассников  активность  выше,  больше  интересных  неординарных  подходов  и  предложений  в  осуществлении  исследовательской  деятельности.
  3. Осуществляется  учащимися  самостоятельное  долговременное  исследование  с  применением  имеющихся  знаний  и  умений.  Учащиеся  проводят  опросы,  анкетирования.  Опрос  проводится  по  предварительно  составленным  вопросам.
  4. Ход  исследований  обсуждается  на  занятиях  по  исследовательской  деятельности,  учителем  оказывается  консультативная  помощь.  К  концу  года  учащиеся  способны  самостоятельно  выбрать  тему  исследования,  составить  план  исследования,  определить  1-2 задачи,  найти  материал,  представить  доклад.

 

В  IV классе  обобщаются  полученные  знания.  Уделяется  внимание  умению  работать  с  источниками  информации,  с  самой  информацией,  обрабатывать  тексты,  представлять  результаты  своей  работы  в  виде  текста,  графика,  модели.  Учащиеся  должны  самостоятельно  уметь  осуществлять  исследовательскую  работу  по  выбранной  теме.

Существенным  дополнением  являются  уроки  компьютерной  грамотности.

 

Виды  учебных  исследований,  проводимых  в  начальной  школе:

-          по  количеству  участников:  индивидуальные  или  групповые;

-          по  месту  проведения:  урочные  или  внеурочные;

-          по  времени:  краткосрочные  или  долговременные;

-          по  теме:  предметные  или  свободные.

 

Важным  этапом  считается  представление  результатов.  Он  позволяет  способствовать  развитию  научной  речи  детей,  развитию  умений  работать  с  текстом,  развитию  умений  оценки  и  самооценки  результатов  исследования.

Оценка  по  баллам  не  должна  иметь  место,  потому  что:

-          учащиеся  должны  себя  чувствовать  успешно;

-          учащиеся  лишь  учатся  проводить  исследования,  любое  их  достижение  уже  является  движением  вперёд;

-          исследовательская  работа – желание  самих  учащихся  достичь  новых  знаний,  расширить  свой  кругозор  или  достичь  другой  какой-то  цели.

 

Предлагаемые  формы  представления  результатов:

-          конференции;

-          презентации;

-          выступления,  доклады;

-          выставка  достижений.

 

На  занятиях  рекомендуется  использовать:

-          загадки,  ребусы,  шарады,  задачи-шутки,  логические  задачи  и  задания;

-          игровые  моменты  с  введением  сказочных  героев;

-          наглядно-образный  игровой  материал;

-          сказочный  литературный  материал;

-          игры-исследования,  фантастические  исследования;

-          сюжетно-ролевые  игры;

-          игры-путешествия.

 

Предлагаемые  темы  для  исследований:

-          «Моя  семья»;

-          «История  моего  города»;

-          «Мой  домашний  любимец»;

-          «Свойства  …………..»;

-          «История  ……………..»;

-          «Игры  на  уроках  математики»;

-          «Как  люди  научились  измерять?»;

-          «История  чисел»;

-          «Вулканы»;

-          «Кактусы»;

-          «Животные»;

-          «Что  мы  знаем  о  календаре?»;

-          «Динозавры»;

-          «Разные  кошки – разные  характеры»;

-          «Великие  учёные»  и  т.д..