Урок русского языка. 4 класс. Технология диалоговой взаимопомощи
Тема: Написание О и Ё(Е) после шипящих
Цель: обобщить знания учащихся о правописании О и Ё(Е) после шипящих
Задачи: формировать умение писать О или Ё(Е) после шипящих в разных частях слова
совершенствовать умение работать в паре
формировать умение работать с алгоритмом
Ход урока
1.Организационный момент
2. Цель урока, актуализация знаний
– О чем мы говорили на предыдущих уроках?
– Сегодня мы должны обобщить наши знания по данной теме и потренироваться в написании слов орфограммой «О и Ё(Е) после шипящих
– Послушайте стихотворение и найдите слова на данное правило:
В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
"Мой капюшон! О, так ужасно!"
И Буратино был таков.
3. Работа по теме (технология диалоговой взаимопомощи)
Каждый ученик сначала читает правило и выполняет задание на своей карточке. Потом вписывает свой ответ в Лист ответов №1. Читает информацию своей карточки соседу по парте, сравнивает свои ответы с ответом соседа. Меняются в парах. Таким образом, в Листе ответов №1 выполняются все восемь заданий
Карточка № 1
Фамилия, имя _________________________
После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется О, без ударения Е.
Например: скворчОнок, овражЕк
Вопрос: Что пишется после шипящих в суффиксах существительных под ударением: О или Ё? ______________
Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс
Зайч…нок, пирож…к, доч…нька, береж…к, грибоч…к.
______________________________________________________________
Карточка № 2
Фамилия, имя ________________________
После шипящих в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е.
Например: мечОм, рощЕй, о большОй, о могучЕй
Вопрос: Что пишется после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных под ударением: О или Ё? ______________
Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели окончания
Камыш…м, крыш…й, свеч…й, врач…м, колюч…го, чуж…й.
________________________________________________________________
Карточка № 3
Фамилия, имя ________________________
После шипящих в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е.
Например: ежОвый, плюшЕвый, парчОвый
Вопрос: Что пишется после шипящих в суффиксах прилагательных под ударением: О или Ё? ______________
Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс
Алыч…вый, груш…вый, морж…вый, камыш…вый.
______________________________________________________________
Карточка № 4
Фамилия, имя ________________________
Чтобы правильно написать О или Е (Ё) после шипящих, надо определить в какой части слова находится эта буква.
Например: большОм – в окончании
Покажи графически, в какой части слова пропущена буква:
Ключ…м, ландыш…вый, ж…лтый, туч…й, пч…лка
Карточка № 5
Фамилия, имя ________________________
После шипящих в корне слова под ударением пишется О, если при изменении слова или в родственных словах нет чередования звуков (ударение остаётся на прежнем месте)
Например: капюшОн [о] – капюшОны [о] – капюшОнчик [о]
Вопрос: Какую гласную О или Ё надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова ударение падает на эту гласную? ______
Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:
Ш…рох, ш…рты, крыж…вник.
______________________________________________________
Карточка № 6
Фамилия, имя ________________________
После шипящих в корне слова под ударением пишется Ё, если при изменении слова или в родственных словах есть чередования звуков (гласная становиться безударной)
Например: бечЁвка [о] – бечЕва [и]
Вопрос: Какую гласную О или Ё надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова ударение переходит на другую гласную?_______
Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:
Ж…лудь, ч…рный, расч…ска.
______________________________________________________
Карточка № 7
Фамилия, имя ________________________
В словах пришедших из других языков, после шипяших пишется О
Например: жОккей
Вопрос: Какая буква пишется после шипящих в словах, пришедших из других языков? ____
Вставь пропущенные буквы:
Ш…ссе, ж…нглёр, ш…фёр.
________________________________________________________
Карточка № 8
Фамилия, имя ________________________
После шипящих в корне слова под ударением пишется Ё, если при изменении слова или в родственных словах есть чередования звуков (даже если гласная осталась ударной )
Например: щЁлка [о] – щЕль [э]
Какую гласную О или Ё надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова появляется чередование звуков?_______
Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:
Ш…пот, уч…ный, ш…рстка
Лист ответов №1
Фамилия, имя ___________________________
№1. Вопрос: Что пишется в суффиксах существительных под ударением: О или Ё? __________________
Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс
Зайч…нок, пирож…к, доч…нька, береж…к, грибоч…к.
__________________________________________________
№2. Вопрос: Что пишется в окончаниях существительных и прилагательных под ударением: О или Ё? ______________
Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели окончания
Камыш…м, крыш…й, свеч…й, врач…м, колюч…го, чуж…й.
__________________________________________________
№3. Вопрос: Что пишется после шипящих в суффиксах прилагательных под ударением: О или Ё? ______________
Поставь знак ударения, вставь пропущенные буквы, выдели суффикс
Алыч…вый, груш…вый, морж…вый, камыш…вый.
___________________________________________________
№ 4. Покажи графически, в какой части слова пропущена буква:
Ключ…м, ландыш…вый, ж…лтый, туч…й, пч…лка.
____________________________________________________
№5. Вопрос: Какую гласную О или Ё надо писать после шипящих в корне слова, если при измении слова ударение падает на эту гласную? ______
Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:
Ш…рох, ш…рты, крыж…вник.
____________________________________________________
№6. Вопрос: Какую гласную О или Ё надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова ударение переходит на другую гласную?_______
Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:
Ж…лудь, ч…рный, расч…ска
___________________________________________________________
№7. Вопрос: Какая буква пишется после шипящих в словах, пришедших из других языков? ____
Вставь пропущенные буквы: Ш…ссе, ж…нглёр, ш…фёр.
___________________________________________________________
№8. Какую гласную О или Ё надо писать после шипящих в корне слова, если при измени слова появляется чередование звуков?_______
Выдели корень, определи какую гласную надо вставить:
Ш…пот, уч…ный, ш…рстка
4. Проверка знаний
Самостоятельная работа. Заполнение листа ответов №2.
Лист ответов №2
Фамилия имя ____________________
1. Вставь пропущенные слова
Чтобы правильно вставить букву после шипящей, надо определить, в какой части __________________ пропущена буква. Если в корне, то изменяй _________________________ или подбирай _______________________ и следи за __________________ гласных звуков. Если в другой части слова, то следи за ____________________________
2. Выполни в тетради задание № 111 из учебника
(взаимопроверка)
– Послушайте рассказ. Найдите слова на изученное правило
К реке друзья шли чащей. По дороге они собирали жёлуди. Вдруг под дубом раздался лёгкий шорох сухих листьев. Мальчики испугались. Они думали, что к ним подкрадывается змея. Вскоре мальчики увидели маленькую чёрную мышь. Она быстро перебежала тропинку и спряталась в норке. Страх прошёл.
На мимиодоске в найденные слова ученики вставляют буквы и объясняют, почему выбрали такую букву.
5. Подведение итогов
– Чтобы правильно написать гласную после шипящего надо определить… (в какой части слова находится эта гласная)
– Если гласная в суффиксе или окончании, то … (посмотреть, куда падает ударение)
– Если ударение падает на эту гласную,…(то надо писать букву О)
– Если гласная в корне, то … (смотрим, есть ли чередование гласных при изменении слова)
– Если нет чередования, то… (надо писать букву О)
– Если есть чередование, то …(надо писать букву Ё)
6. Домашнее задание
Написать небольшой рассказ, в котором встретятся слова на изучаемое правило
7. Релаксация