Технологическая карта урока по русскому языку «Орфограммы в окончаниях прилагательных»
Технологическая карта урока
Автор, разработчик:
|
Самигулина Светлана Юрьевна |
Предмет |
Русский язык (Программа: ПНШ Учебник: М.Л. Каленчук., Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова). |
Класс |
4 |
Тип урока |
Урок обобщения и закрепления знаний |
Технология урока |
|
Тема |
Орфограммы в окончаниях прилагательных |
Цель |
Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных
Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты: – умение определять окончания прилагательных; – усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных; – умение определять мягкую и твердую основу прилагательных; – обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; – умение формулировать вопросы к прилагательному – умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного
Метапредметные результаты: – Уметь определять и формулировать цель урока;. проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Личностные УУД: – Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: – Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре и в группе; формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные УУД: – Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
Этапы урока |
Формируемые умения
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
I этап Организационный момент |
Метапредметные результаты:
Готовность обучающихся, их настрой на работу
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок: – Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Я надеюсь, что этот урок будет полезен для нашей дальнейшей работы. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
II этап. Формулировка темы урока, постановка цели |
Метапредметные результаты: Уметь определять и формулировать цель урока
|
– По содержанию учебника найдите тему сегодняшнего урока.
– Вспомните, как называлась тема предыдущего урока.
– Уточните формулировку темы нашего урока.
– Все ли понятия в теме вам понятны или есть новые?
– Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель каждый себе поставит? |
– Прилагательные.
– Орфограммы в окончаниях слов. Существительные.
– Орфограммы в окончаниях прилагательных. – Мы изучали эту тему.
– Мы вспомним, что такое имя прилагательное, будем тренироваться в правильном написании окончаний прилагательных. |
|
III этап. Актуализация опорных знаний
|
Уметь работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме, учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию |
–Что такое имя прилагательное? В группах вы должны сформулировать определение имени прилагательного, опираясь на план в карточке. (1.Что обозначает. 2.На какие вопросы отвечает. 3.Как изменяется (непостоянные признаки). 4.Чем обычно является в предложении. 5.Почему так называется).
|
– Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении обычно является определением. Зависит от имени существительного |
|
IV этап Работа по теме урока |
Отработка навыков правописания безударного падежного окончания прилагательных. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Взаимопроверка выполненной работы. |
– Составьте словосочетание прилагательного морозный с существительными утро, вечер, ночь, дни. – Давайте проверим, что у вас получилось. (на интерактивной доске ) морозн... утро ая яя морозн... вечер ое ее морозн... ночь ые ие морозн...дни ый ий – Поставьте в прилагательные нужные окончания. – Как вы определили нужное окончание?
– В парах сформулируйте правило определения безударного окончания прилагательного.
– Всегда ли окончание прилагательного будет совпадать с окончанием вопроса? Например: морозные дни морозный вечер
– Откройте учебник упр. 112, прочитайте задание. – На какие прилагательные в тексте вы будете обращать внимание?
– Как вы будете работать с этими прилагательными?
– Взаимопроверка у доски (обмен тетрадями)
– Посмотрите на доску и подберите к словосочетаниям из упражнения нужные вопросы.
|
Самостоятельное выполнение в тетрадях.
Обучающиеся поочереди перетаскивают окончания в прилагательные.
– Мы задавали вопрос от существительного к прилагательному и смотрели на окончание вопроса.
– Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного надо: 1. Найти существительное, с которым связано прилагательное. 2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному. 3. Посмотреть на окончание вопроса. 4. Написать в прилагательном такое же окончание, как и в вопросе.
– Окончание прилагательных зависит от мягкого или твердого окончания основы. – В именительном падеже единственного числа мужского рода будем писать безударное окончание –ый или –ий
Читают задание про себя.
– Мы будем рассматривать прилагательные с безударными окончаниями.
– Найдем словосочетания, в которые входят прилагательные. Стрелкой покажем, с каким существительным связано прилагательное, над стрелкой поставим вопрос. Выделим окончание вопроса и окончание прилагательного.
Те кто завершил работу выходят к доске, меняются тетрадями и проверяют.
На черную землю (какую?) Тяжелым холодным одеялом (каким?) В сыпучем снежном болоте (каком?) Колючий февральский снег (какой?) С низкого мглистого небо (какого?) По дырявому снегу (какому?) |
|
V этап Заключительный |
Обобщение знаний, полученных на уроке. |
– На какие правила опирались при выполнении задания?
– Чтобы легче было запомнить, как определить окончание прилагательных предлагаю вам стихотворение: Когда есть прилагательное И нужно обязательно Узнать про окончание, – Внимание, внимание! Правил легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе. –Что бы вы добавили к этому правилу? |
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания
– В И. п. ед. ч. м.р. в безударных окончаниях прилагательных пишется –ый или –ий |
|
VI этап Рефлексия |
Формулировать конечный результат своей работы на уроке. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
– Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? – А какая была цель нашего урока?
– Как вы оцениваете свою работу? Нарисуйте в тетрадях соответствующий смайлик. Ваши впечатления от урока. Есть ли у вас вопросы? |
– Достигли.
– Мы вспомнили, что такое имя прилагательное, потренировались в правильном написании окончаний прилагательных.
Каждый ставит соответствующий значок. |
|
Домашнее задание |
|
По выбору: 1. Доделать упр. 112 из учебника. 2. Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного окончания. 3. Составить текст на тему весна с использованием прилагательных с безударными окончаниями.
|
Записывают домашнее задание в дневник. |
|