Урок окружающего мира по теме "В лес по ягоды пойдем" 1 класс

Урок окружающего мира  в 1 классе по технологии «Диалоговая взаимопомощь»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема.    В лес по ягоды пойдём.

Цели:

  1. Познакомить детей с лесными ягодами, их питательными и целе6ными свойствами с помощью технологии «Диалоговая взаимопомощь».
  2. Продолжить ознакомление с разнообразием растений.
  3. Научить детей распознавать ядовитые растения своего края.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям.
  5. Продолжить работу по развитию навыка осознанного чтения.
  6. Учить детей взаимопониманию, взаимоуважению.

 

 

  1. Сообщение темы урока.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

 

Лето

Евгения Трутнева

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

 

Сколько солнца! Сколько света! 
Сколько зелени кругом! 
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом. 
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!
Татьяна Бокова

-Мы с вами отправляемся солнечным летним утром на прогулку  в лес. Берём с собой корзинки. А что мы будем собирать, вы узнаете, отгадав ребус.

 

Я   365 дней  Ы

(ягоды)

СЛАЙД №1 (В лес по ягоды пойдём)

 

 

  1. Изучение нового материала

-Отгадайте загадки:

*Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети. птицы и медведи.   (СЛАЙД №2 – Малина)

 

*Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.     (СЛАЙД №3 – Черника)

 

*Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.      (СЛАЙД №4 – Земляника)

*Что за бусинка вот тут на стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут, а раскусишь – кисло!

(СЛАЙД №5 – Клюква)

*Много ягоды в лукошках:

Тут и клюква, и морошка.

Вот и спелая черника,

Рядом – красная (брусника).

(СЛАЙД № 6 – Брусника)

 

*Что за ягода лесная, будто небо, голубая?

(СЛАЙД №7 – Голубика)

*Цветёт он майскою порой.

Го найдёшь в глуши лесной.

На стебельках, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

(СЛАЙД №8 – Ландыш)

- Посмотрите на следующие растения. Может быть они вам знакомы?

СЛАЙД №9 – Вороний глаз

СЛАЙД №10 – Волчье лыко

-Почему рядом с ландышем, вороньим глазом и волчьим лыком стоит «!»?

-Узнавать секреты лесных ягод вы будете сами, обучая  друг друга. Помогут нам в этом маленькие карточки и игра «Ручеёк». На доске есть схема-помощник, которая поможет нам правильно передвигаться по классу.

 

Чтение карточек и передвижение детей по команде учителя

  1. Малина – сладкая, сочная, ароматная ягода. Растёт по лесным опушкам и вырубкам. Поспевает в конце июля. Малина – самое вкусное лекарство при простуде.

 

Когда поспевает малина?

 

 

  1. Земляника растёт там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам. Поспевает в конце июня. Ягоды земляники содержат много витаминов, они очень ароматные. Ведь не зря землянику называют «королевой ягод».

Где обычно растёт земляника?

 

 

  1. Черника – ягода тёмно-фиолетового цвета. В старину из сока черники готовили фиолетовые чернила. Черника любит расти в сыром еловом лесу. Поспевает в июле. Полезна для зрения.

Чем полезна черника?

 

 

  1. Клюква растёт на болоте во мху. Это вечно-зелёное растение. Клюква поспевает в конце лета. Ягоды тёмно-красные, очень кислые, содержат много витаминов. Помогает при простуде.

Где растёт клюква?

 

 

  1. Брусника – вечнозелёное невысокое растение с твёрдыми блестящими листочками. Растёт в сухих и сырых лесах. Ягоды брусники красные, полезные и для человека , и для животных. Поспевают в августе.

Чем интересны листья брусники?

__________________________________________

 

  1. Ландыш – ядовитое растение. В мае на ландыше распускаются белые душистые цветы-колокольчики. Осенью цветы превращаются в оранжево-красные крупные ягоды.

Почему нельзя есть ягоды ландыша?

 

 

 

  1. Вороний глаз – ядовитое растение. У него крупная чёрная ягода, похожая на вороний глаз. Ягода лежит будто на тарелочке из четырёх широких листьев. Имеет длинный прямой стебель.

Какого цвета ягода у вороньего глаза?

 

  1. Волчье лыко – красивое, но очень опасное растение. Его сок содержит яд. Ягоды ярко-красного цвета называются волчьими.

Почему нельзя трогать волчье лыко?

 

 

  1. Из всех ядовитых растений делают лекарства от разных болезней. Кроме этого многими ядовитыми ягодами питаются птицы и звери. Для животных они не опасны.

Почему нельзя уничтожать ядовитые растения?

 

 

 

10. Много полезных для человека ягод растёт в лесу. Но есть и ядовитые ягоды, опасные для человека. Поэтому собирать можно только известные нам ягоды.

Почему можно собирать только известные нам ягоды?

_________________________________________

 

  1. Закрепление изученного материала

Проверочная работа по теме «В лес по ягоды пойдём.»

 

Фамилия, имя _______________________________

 

 

  1. Выдели жёлтым цветом ядовитые растения:

 

1) земляника                                3) ландыш

2) вороний глаз                            4) брусника

 

  1. Выдели растения, которые помогают при простуде:

 

1) клюква                                      3) малина

2) голубика                                   4) черника

 

  1. Отгадай загадку:

И красна, и кисла

На болоте росла.

________________

 

  1. Выдели ягоду, которая поспевает самая первая:

 

1) малина                                    3) клюква

2) земляника                               4) брусника

 

 

 

Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 56 – 57.

Рассмотрите рисунки. О каких растениях мы не говорили? (о рябине и о крушине)

Узнай дома об этих растениях.

 

  1. 5. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?