- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Урок окружающего мира с использованием технологии диалоговой взаимопомощи ( 2 класс )
Тема: Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
Учитель нач. кл.: Самигулина С. Ю.
Дата проведения: 11.01.13.
Цели: 1. Обобщить знания о дикорастущих, культурных, сельскохозяйственных растениях;
2. Развивать умение работать с текстом, отвечать на вопросы;
3. Совершенствовать умение работать в парах.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений, рабочие карточки, листы ответов, контрольные листы
Ход урока
1. Организационный момент
- Отгадайте загадки:
По округе славится зеленая красавица:
Сарафан, как колокол, по земле, да волоком,
Шапочка с опушкой, с острою макушкой. (Ель.)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен)
Стоит стол до небес, а на нем шатер-навес,
Красной меди ствол точёный, а навес сквозной, зелёный. (Сосна)
Кора – горючая, ветка – плакучая, семя – летучее. (Берёза)
Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)
- На какие две группы можно разделить эти деревья? (Хвойные и лиственные)
- Какие это деревья: дикорастущие или культурные? (Дикорастущие)
- Приведите примеры культурных растений.
2. Работа по карточкам (Лист №1)
3. Совместное заполнение Листа ответов (Лист №2)
4. Самостоятельная работа (Лист №3 – контрольный)
5. Подведение итогов
Загадки-рисунки
Слайд №1 Пшеница Слайд №4 Овёс Слайд №7 Сеялка
Слайд №2 Рожь Слайд №5 Арахис Слайд №8 Комбайн
Слайд №3 Просо Слайд №6 Плуг Слайд №4 Ревень
ЛИСТ №1 Карточка 1
Зерновые растения имеют большое значение в жизни людей. Из пшеницы получают белый хлеб, вермишель, макароны, манную крупу. Из овса – геркулес, овсяное печенье. Из ржи – ржаной хлеб. Из кукурузы – кукурузные хлопья. К зерновым культурам также относятся просо, рис, гречиха, ячмень.
Вопрос: Для чего человек выращивает зерновые растения?
____________________________________________________
ЛИСТ №1 Карточка 2
Чтобы получить хороший урожай зерновых, для посева берут самое крупное, целое зерно. Весной поле вспахивают с помощью плуга. Затем разрыхляют (боронуют). Сажает зёрна машина сеялка. Летом всё поле в колосьях. Осенью урожай убирает комбайн. На машинах зерно везут на элеватор, где зерно хранят, очищают, сушат.
Вопрос: Где хранят зерно?
___________________________________________________
ЛИСТ №1 Карточка 3
Растения, которые живут много лет, называют многолетними. К ним относятся все деревья, все кустарники и некоторые травянистые растения. Например, много лет живут крапива, ревень, щавель, пионы, хрен. Их надземные органы к зиме засыхают и отмирают. А их корни или другие подземные органы с почками сохраняются под снегом, а весной развиваются новые побеги.
Вопрос: Какая особенность развития многолетних травянистых
растений?
ЛИСТ №1 Карточка 4
К двулетним относятся растения, живущие два года. Это свёкла, редька, капуста, лук, морковь. В первый год у них развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и погибают.
Вопрос: Какие растения относятся к двулетним?
__________________________________________________________
ЛИСТ №1 Карточка 5
Однолетними называются растения, живущие одно лето. К однолетним относятся: редис, горох, укроп, огурцы, кабачки, томаты, овёс, пшеница и другие. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуя плоды с семенами, после этого погибают.
Вопрос: Сколько живут однолетние растения?
__________________________________________________________
ЛИСТ №1 Карточка 6
У овощных растений человек использует листья (капуста, щавель, укроп), плоды (огурцы, помидоры), корнеплоды (морковь, свёкла, редис), клубни (картофель).
Клубень картофеля – это видоизменённый подземный побег.
Корнеплод – хорошо разросшийся корень.
Вопрос: Какую часть картофеля человек употребляет в пищу.
ЛИСТ №1 Карточка 7
К бобовым растениям относятся горох, фасоль, чечевица, бобы, арахис. Арахис называют земляным орехом, так как его семена находятся в земле. Человек выращивает бобовые растения ради семян-бобов, которые помещаются в стручке.
Вопрос: Почему арахис называют земляным орехом?
______________________________________________________
ЛИСТ №1 Карточка 8
Многие растения размножаются семенами. У каждого семечка свой «транспорт». Жёлуди и орехи разносят белки, мыши. Колючки репейника путешествуют на шерсти животных. Многие семена крылаты. Их подхватывает ветер и уносит. Но некоторые растения могут размножаться не только семенами. Картофель размножается клубнями. Фиалка – листьями. Землянка – усами. Чёрная смородина – с помощью стебля. Малина – корнями.
Вопрос: Чем могут размножаться растения кроме семян?
__________________________________________________________
ЛИСТ №1 Карточка 9
Чтобы получить хороший урожай в саду, надо ухаживать за садовыми растениями. Весной стволы деревьев белят, перекапывают почву, обрезают сухие сучья. Летом, после сбора урожая почву удобряют. Зимой стволы деревьев обвязывают соломой и еловыми ветками, чтобы к дереву не пробрались мыши и зайцы.
Вопрос: Зачем белят стволы деревьев?
ЛИСТ №2 ЛИСТ ОТВЕТОВ
Фамилия, имя__________________________________
Карточка 1
Вопрос: Для чего человек выращивает зерновые растения?
____________________________________________________
Карточка 2
Вопрос: Где хранят зерно?
___________________________________________________
Карточка 3
Вопрос: Какая особенность развития многолетних травянистых
растений?
Карточка 4
Вопрос: Какие растения относятся к двулетним?
__________________________________________________________
Карточка 5
Вопрос: Сколько живут однолетние растения?
__________________________________________________________
Карточка 6
Вопрос: Какую часть картофеля человек употребляет в пищу.
Карточка 7
Вопрос: Почему арахис называют земляным орехом?
______________________________________________________
Карточка 8
Вопрос: Чем могут размножаться растения кроме семян?
__________________________________________________________
Карточка 9
Вопрос: Зачем белят стволы деревьев?
__________________________________________________________
_______________________________________________
ЛИСТ №3 КОНТРОЛЬНЫЙ
Фамилия, имя__________________________________
1) Горох, фасоль, чечевица - ____________________растения.
2) С помощью _______________собирают урожай зерновых на полях.
3) Картофель размножается __________________.
4) Многолетними растениями являются _______________________
_______________________________________________.
5) У свёклы, редиса , моркови в пищу употребляют __________________.
6) Приведи 3 примера двулетних растений: ________________________
__________________________.
7) Арахис называют _______________________________.
8) Белый хлеб, макароны, манную крупу изготовляют из ______________.