Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений». Урок окружающего мира.

Урок окружающего мира с использованием технологии диалоговой взаимопомощи ( 2 класс )

Тема: Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

Учитель нач. кл.: Самигулина С. Ю.

Дата проведения: 11.01.13.

 

Цели: 1. Обобщить знания о дикорастущих, культурных,           сельскохозяйственных растениях;

2. Развивать умение работать с текстом, отвечать на вопросы;

3. Совершенствовать умение работать в парах.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением растений, рабочие карточки,       листы ответов, контрольные листы

 

Ход урока

1. Организационный момент

- Отгадайте загадки:

По округе славится зеленая красавица:

Сарафан, как колокол, по земле, да волоком,

Шапочка с опушкой, с острою макушкой.          (Ель.)

 

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист ладошкой, с длинной ножкой.                    (Клен)

 

Стоит стол до небес, а на нем шатер-навес,

Красной меди ствол точёный, а навес сквозной, зелёный.     (Сосна)

 

Кора – горючая, ветка – плакучая, семя – летучее.   (Берёза)

 

Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие.     (Тополь)

- На какие две группы можно разделить эти деревья? (Хвойные и лиственные)

- Какие это деревья: дикорастущие или культурные? (Дикорастущие)

- Приведите примеры культурных растений.

 

2. Работа по карточкам (Лист №1)

 

3. Совместное заполнение Листа ответов (Лист №2)

 

4. Самостоятельная работа (Лист №3 – контрольный)

 

5. Подведение итогов

Загадки-рисунки

Слайд №1 Пшеница       Слайд №4 Овёс              Слайд №7 Сеялка

Слайд №2 Рожь            Слайд №5 Арахис           Слайд №8 Комбайн

Слайд №3 Просо          Слайд №6 Плуг               Слайд №4 Ревень

ЛИСТ №1                       Карточка 1

 

Зерновые растения имеют большое значение в жизни людей. Из пшеницы получают  белый хлеб, вермишель, макароны, манную крупу. Из овса – геркулес, овсяное печенье. Из ржи – ржаной хлеб. Из кукурузы – кукурузные хлопья. К зерновым культурам также относятся просо, рис, гречиха, ячмень.

 

Вопрос: Для чего человек выращивает зерновые растения?

____________________________________________________

 

ЛИСТ №1                       Карточка 2

 

Чтобы получить хороший урожай зерновых, для посева берут самое крупное, целое зерно. Весной поле вспахивают с помощью плуга.  Затем разрыхляют (боронуют). Сажает зёрна машина сеялка. Летом всё поле в колосьях. Осенью урожай убирает комбайн. На машинах зерно везут на элеватор, где зерно хранят, очищают, сушат.

 

Вопрос: Где хранят зерно?

___________________________________________________

 

ЛИСТ №1                       Карточка 3

 

Растения, которые живут много лет, называют многолетними. К ним относятся все деревья, все кустарники и некоторые травянистые растения. Например, много лет живут крапива, ревень, щавель, пионы, хрен. Их надземные органы к зиме засыхают и отмирают. А их корни или другие подземные органы с почками сохраняются под снегом, а весной развиваются новые побеги.

 

Вопрос: Какая особенность развития многолетних травянистых

растений?

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ №1                       Карточка 4

К двулетним относятся растения, живущие два года. Это свёкла, редька, капуста, лук, морковь. В первый год у них развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и погибают.

Вопрос: Какие растения относятся к двулетним?

__________________________________________________________

 

 

ЛИСТ №1                       Карточка 5

Однолетними называются растения, живущие одно лето. К однолетним относятся: редис, горох, укроп, огурцы, кабачки, томаты, овёс, пшеница и другие. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуя плоды с семенами, после этого погибают.

Вопрос: Сколько живут однолетние растения?

__________________________________________________________

 

 

ЛИСТ №1                       Карточка 6

 

У овощных растений человек использует листья (капуста, щавель, укроп), плоды (огурцы, помидоры), корнеплоды (морковь, свёкла, редис), клубни (картофель).

Клубень картофеля – это видоизменённый подземный побег.

Корнеплод – хорошо разросшийся корень.

 

Вопрос: Какую часть картофеля человек употребляет в пищу.

ЛИСТ №1                       Карточка 7

 

К бобовым растениям относятся горох, фасоль, чечевица, бобы, арахис. Арахис называют земляным орехом, так как его семена находятся в земле. Человек выращивает бобовые растения ради семян-бобов, которые помещаются в стручке.

 

Вопрос: Почему арахис называют земляным орехом?

______________________________________________________


ЛИСТ №1                       Карточка 8

 

Многие растения размножаются семенами. У каждого семечка свой «транспорт». Жёлуди и орехи разносят белки, мыши. Колючки репейника путешествуют на шерсти животных. Многие семена крылаты. Их подхватывает ветер и уносит. Но некоторые растения могут размножаться не только семенами. Картофель размножается клубнями. Фиалка – листьями. Землянка – усами. Чёрная смородина – с помощью стебля. Малина – корнями.

Вопрос: Чем могут размножаться растения кроме семян?

__________________________________________________________

 

 

ЛИСТ №1                       Карточка 9

 

Чтобы получить хороший урожай в саду, надо ухаживать за садовыми растениями. Весной стволы деревьев белят, перекапывают почву, обрезают сухие сучья. Летом, после сбора урожая почву удобряют. Зимой стволы деревьев обвязывают соломой и еловыми ветками, чтобы к дереву не пробрались мыши и зайцы.

 

Вопрос: Зачем белят стволы деревьев?

 

 

 

 

 

ЛИСТ №2 ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Фамилия, имя__________________________________

 

Карточка 1

Вопрос: Для чего человек выращивает зерновые растения?

____________________________________________________

 

Карточка 2

Вопрос: Где хранят зерно?

___________________________________________________

 

Карточка 3

Вопрос: Какая особенность развития многолетних травянистых

растений?

 

Карточка 4

Вопрос: Какие растения относятся к двулетним?

__________________________________________________________

 

Карточка 5

Вопрос: Сколько живут однолетние растения?

__________________________________________________________

 

Карточка 6

 

Вопрос: Какую часть картофеля человек употребляет в пищу.

Карточка 7

Вопрос: Почему арахис называют земляным орехом?

______________________________________________________

 

Карточка 8

Вопрос: Чем могут размножаться растения кроме семян?

__________________________________________________________

 

Карточка 9

 

Вопрос: Зачем белят стволы деревьев?

__________________________________________________________

_______________________________________________

ЛИСТ №3 КОНТРОЛЬНЫЙ

 

Фамилия, имя__________________________________

 

1)  Горох, фасоль, чечевица - ____________________растения.

2)  С помощью _______________собирают урожай зерновых на полях.

3)  Картофель размножается __________________.

4)  Многолетними растениями являются _______________________

_______________________________________________.

5)  У свёклы, редиса , моркови в пищу употребляют  __________________.

6)  Приведи 3 примера двулетних растений: ________________________
__________________________.

7)  Арахис называют _______________________________.

8)  Белый хлеб, макароны, манную крупу изготовляют из ______________.