Формирование основ самоуправления у младших школьников

  ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

 У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

           Первыми шагами к будущему самоуправлению становится работа над формированием коллектива, а также работа по самовоспитанию. Ведь для того, чтобы научиться управлять своей жизнью в коллективе, необходимо, в первую очередь, научиться управлять собой. Поэтому классные часы, построенные в форме игр, бесед, рассуждений, посвящены  умению организовать себя, свое время, свое рабочее место, умению отвечать за свои слова и дела, умению общаться, дружить, помогать. Об этом систематически говорится и на различных уроках. Этому способствует и работа в парах и группах, самооценка и взаимооценка работы ученика и его поступков.

          Начиная со второго класса, традиционно поздравляя каждого именинника в день его рождения, мы немного разнообразили ритуал поздравления: помимо традиционных пожеланий, подтягиваний за уши, ребята рассказали каждому имениннику, какой он хороший, и за что именно его любят в классе.

          Важный момент  в деле самоуправления – это умение планировать свою работу. Конечно, в начальной школе этот этап еще очень сложен для детей. Тем не менее, если в 1 и 2 классах работа полностью планировалась мной, то уже в 3 и 4 классе я имела возможность посоветоваться с ребятами. Какие дела стали уже традиционными и интересными,  что можно включить в план работы на этот год, что бы хотелось добавить нового.

.      Особое место в подготовке детей начальной школы к самоуправлению занимают поручения. Став школьниками, ребята почувствовали себя старше. И они хотят доказать это на деле, доказать себе и всем окружающим, что готовы к серьезной ответственности. Поручение показывает, что ребенку доверяют, на него надеются. Поручение воспитывает волю, настойчивость, самостоятельность и организованность, умение доводить всякое дело до конца.  Поручение, данное с учетом характера и склонностей, помогает развить интересы ребенка и избавиться от недостатков. Поручений в начальной школе можно придумать огромное количество. И каждый с удовольствием  и гордостью станет помощником учителя. Это и дежурство по классу, и дежурство по столовой, и ответственные за питание, и за раздачу и сбор тетрадей, книг, пособий, за подготовку к уроку труда, за чистоту в классе в конце дня, за подведение итогов  сбора макулатуры и т.д.

        Для того чтобы более пассивная часть коллектива (а она присутствует всегда) все-таки не оставалась в стороне от жизни класса, часто использую поручения не только индивидуальные, но и коллективные.  Их можно использовать и в организации повседневной работы, например, уборки класса, и в проведении и подготовке коллективных дел. При этом особое внимание уделяю созданию микроколлективов.

        Здесь важной задачей классного руководителя является правильная работа по формированию таких коллективов, исходя из особенностей детей, а также из конкретных задач данного дела. Я в своей работе впервые применила методики, с которыми нас познакомили на курсах. Это хорошо известная социометрия, основанная на взаимных выборах детей, это методика «Цветик-семицветик», позволяющая определить приоритеты детей в отношении к себе и людям, а также составление таблицы-характеристики класса, пользуясь которой достаточно просто выявить актив и пассив класса. В составленных группах, исходя из их состава и задач дела, ребята сами выбирали лидера, капитана, командира и сами распределяли обязанности. Вообще, предоставление возможности выбора чего-либо, или кого-либо тоже важный шаг на пути к самоуправлению. Всегда, когда предоставляется такая возможность, даю детям возможность выбрать самим: так мы выбираем участников школьных конкурсов для мальчиков и девочек, участников конкурса чтецов, рисунков и т.д.

         Я использовала работу микроколлективов при подготовке к нескольким  классным мероприятиям. В канун новогоднего праздника решили выпустить стенгазету, а чтобы никто не остался в стороне, разделила класс на группы, исходя из результатов диагностики. В каждой группе были ответственные за сбор материала, его отбор и оформление, на помощь ребятам пришли родители, но сами газеты создавались в классе, их делали ребята

          Традиционно в классе проводим дни именинников. Для подготовки класс   делился на две половины – именинников и гостей. А дальше начиналась подготовка. Гости делились на группы и готовили подарки и поздравления. Каждая группа приготовила свой номер. Ребята ходили в библиотеку, просмотрели книги, имеющиеся в классе, привлекли на помощь родителей. В итоге у нас получились поздравления в разных жанрах - песня, инсценировка, фокусы и театр моды. А именинники тоже готовились к приему гостей. Они готовили сладкий стол. Ввиду занятости родителей, решили все организовать сами. Спланировали, что нужно купить, сходили в магазин, принесли угощение и сами накрыли стол. Обе половинки класса готовились к празднику в тайне друг от друга, и все были довольны.

          Таким образом,   уже в начальной школе ребята готовятся к    более самостоятельной деятельности, учатся организовать себя и своих товарищей, работать сообща и быть заинтересованными в общем деле. Классному руководителю очень важно выбрать правильный стиль отношений между учителем и учениками, предоставлять им разумную самостоятельность, оказывать доверие и внимание, предоставлять возможность и право выбора, быть справедливым в оценке и суждениях, учитывать их интересы, склонности и привязанности. И тогда из наших малышей вырастут вполне самостоятельные личности, способные   организованности и самоуправлению.