Урок окружающего мира в 4 классе "Образование в XVIII веке" . Технология диалоговой взаимопомощи

 

Урок с использованием технологии диалоговой взаимопомощи

Предмет: Окружающий мир

Тема:   Образование в XVIII веке

Класс: 4

УМК «Планета Знаний»

Учитель: Смирнова Н.Е.

 

Оборудование:   Карточки с правилами

Листы ответов

Презентация к уроку

Блокноты для самоконтроля 

 

  1. Организационный  момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 

  1. Проверка домашнего задания

-С каким периодом жизни нашего государства мы познакомились на прошлом уроке?

(Эпоха правления Екатерины II)  Слайд1

- Какими событиями было отмечено это время?

-Посмотрите на  современников Екатерины. Кто из них здесь лишний и почему?

Слайд 2 (Е.Пугачев, А. Суворов, Ф. Ушаков)

-Что за памятник изображен на этой фотографии? Слайд 3 (Медный всадник)

- Какая надпись на нем сделана? (Петру Первому – Екатерина Вторая)

-Как называли Петра Первого ? (Петр Великий)

-Екатерину II считали продолжательницей дел Петра I. Как вы думаете, какое «звание» дали ей? (Екатерина Великая)

-Почему Екатерину Великую считали преемницей Петра Первого, хотя она правила задолго после его смерти? (Так же, как и Петр, провела много преобразований, реформ)

- Одной из областей, которая активно развивалась во второй половине XVIII века, в том числе и при Екатерине Великой, было образование.

-Какова тема нашего урока?  (Образование в XVIII веке) Слайд 4

-Кого вы узнаете на этой картине? (Екатерина II и М. Ломоносов)

-Сегодня на уроке мы изучаем тему «Образование и наука в XVIII веке». Изучать эту тему вы будете самостоятельно, работая совместно и помогая друг другу.

3 Повторение инструкции Слайд 5

-  Работать будете в шестерках.

-  На экране  записана инструкция. Прочитайте ее и вспомните порядок работы.

1. Прочитай свою карточку. Запомни ее содержание.

2. Найди и заполни свою карточку в листе ответов.

3. Перескажи свою карточку соседу.

4. Проверь, как твой сосед заполнил лист ответов.

5. Выслушай соседа и заполни лист ответов.

6. Пересядь по схеме «ручейка».

Повтори 3-6

 

Напоминаю:  каждый из вас сегодня – учитель и несет ответственность за знания своих «учеников».

 

4.Работа в парах.

Ребята работают индивидуально, затем в парах, пересаживаясь по инструкции.

Карточки с заданиями и лист ответов (Приложение1)

Если не все ученики могут сесть в «шестерки», они работают индивидуально по отдельным листам

с аналогичными правилами по особой инструкции (Приложение 2)

 

5. Взаимоконтроль и самооценка.

По окончании парной работы:

- Задайте друг другу вопросы по всем карточкам, начиная с самых сложных для вас.

- Оцените свои знания на листе ответов. Насколько хорошо, как вам кажется вы усвоили новую тему. (цветом)

 

6. Контроль

-А теперь давайте проверим, что вы сами и с помощью своих товарищей узнали и запомнили на сегодняшнем уроке. Кратко ответьте на вопросы: Слайд 6 (затем проверка)

  1. По чьей инициативе был открыт Московский Университет?
  2. На каком языке велось преподавание большинства предметов в нем?
  3. Какую книгу написал М.В. Ломоносов о русском языке?
  4. Приведи примеры терминов, которые ввел в нашу речь Ломоносов.
  5. Какие учебные учреждения открывались по приказу Екатерины в городах?
  6. Закончите название учебного заведения для дворянок: Смольный институт……………...        …………….. .
  7. На каком языке преподавали в Смольном институте?
  8. Перед кем отчитывались на экзаменах «смолянки»?
  9. Назовите известного изобретателя XVIII века.
  10. Какой удивительный  подарок он сделал Екатерине Великой?
  11. Кто был главой Академии наук в конце XVIII века?
  12. Какую букву она впервые предложила употребить?

7. Итог урока

Кому понравилось работать сегодня на уроке?   Кто не ошибся в своей оценке?

 

 

 

Приложение 1

Карточки для учащихся (  разрезаются по 1 на каждого ученика)

 

  1. 1. Московский Университет

1755 год – год основания Московского университета – главного учебного заведения России. Создание Университета связано с именем М.В. Ломоносова.

Он добился того, чтобы   большинство предметов в нем преподавали на русском языке,  и чтобы принимали туда детей всех сословий, а не только дворян.

  1. 2. М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов был выдающимся русским ученым. Он занимался химией и физикой, геологией, географией, историей, литературой, астрономией.

Он  преобразовывал русский язык и создал книгу «Российская грамматика».

Сделал много открытий, придумал термины: «чертеж», «маятник», «треугольник», «горизонт», «формула» и другие.

  1. 3. Образование в России

По приказу Екатерины в крупных городах открывались школы грамотности и уездные училища.
В Москве появился       Воспитательный дом – приют для сирот  и детей бедняков.
Впервые открывается учебное заведение для дворянок – Смольный институт благородных девиц.

  1. 4. Смольный институт

Воспитанниц Смольного называли «смолянками». Это были девочки из дворянских, в основном очень богатых семей.
Занятия велись на французском языке. Преподавали языки,  литературу,  закон Божий,  науки, танцы и рукоделие.

Экзамены смолянки сдавали перед членами царской семьи. Те, кто учился отлично, могли стать придворными фрейлинами в свите императрицы.

  1. 5. Изобретения

В XVIII веке вырос интерес к технике. Одним из  известных изобретателей был Иван Кулибин.

Он изготовил удивительные часы-куранты, подарил их императрице Екатерине II. После этого был назначен механиком при Академии Наук.

Он изобрел электрическую машину, фонарь с зеркалами, подъемное кресло-лифт и многое другое. Работал над идеей создания самоходного судна.

 

 

 

  1. 6. Академия наук

Во времена Екатерины II во главе Академии наук стояла Екатерина Дашкова. Она была прекрасно образована, знала много языков, рисовала, пела.

Дашкова открыла курсы лекций по разным наукам, выпустила первое собрание сочинений М. В. Ломоносова, создала словарь и грамматику русского языка.  Предложила употреблять новую букву «Ё».

 

 

Лист ответов (полностью выдается каждому ученику)

 

  1. 1. Московский Университет

Московский Университет был основан в …………году. Он был создан по инициативе ученого…………………………………..

Благодаря ему большинство предметов в Университете преподавали на………………………………………… В Университет принимали детей …………………………………………………….

  1. 2. М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов был выдающимся русским ученым. Он занимался химией и физикой, геологией, географией, историей, литературой, астрономией.

Он  преобразовывал ……….……………. и создал книгу ……………………………………

Сделал много открытий, придумал термины (запиши 2-3): ……………………………………………………………………………………………….. и другие.

  1. 3. Образование в России

По приказу Екатерины в крупных городах открывались школы грамотности  и ……………………………………………….
В Москве появился       Воспитательный дом – приют для ………………..………...
……………….   Впервые открывается учебное заведение для дворянок – Смольный институт ……………………………….…………...

  1. 4. Смольный институт

Воспитанниц Смольного называли «смолянками». Это были девочки из …………………………, в основном очень богатых семей.
Занятия велись на …………………… языке. Преподавали языки,  литературу,  закон Божий,  науки, танцы и рукоделие.

Экзамены смолянки сдавали перед ………………………………………………….. Те, кто учился отлично, могли стать придворными ………………. в свите императрицы.

  1. 5. Изобретения

В XVIII веке вырос интерес к технике. Одним из  известных изобретателей был ………………………………………..

Он изготовил удивительные ………………………, подарил их императрице Екатерине  После этого был назначен …………………………………при Академии Наук.

Он изобрел …………………………машину, фонарь с зеркалами, подъемное кресло-лифт и многое другое. Работал над идеей создания самоходного судна.

  1. 6. Академия наук

Во времена Екатерины II во главе Академии наук стояла ……………………………….... Она была прекрасно образована, знала много языков, рисовала, пела.

Дашкова открыла курсы лекций по разным наукам, выпустила первое собрание сочинений …………………………., создала ……………… и грамматику русского языка.  Предложила употреблять новую букву «……..».

 

Приложение 2

(Ученикам, работающим индивидуально, карточки с текстами не разрезаются, а выдаются комплектом)

Инструкция для индивидуальной работы

  1. Прочитай информацию на карточках.
  2. Заполни пропуски в листе ответов.
  3. Задай вопросы по содержанию урока соседу, ответь на его вопросы.
  4. Прочитай материал из учебника  на стр. 69 – 73