МОЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

Автор: Смирнова Нина Евгеньевна

 

Меняется время, меняется общество, меняется человек. Работая в школе много лет, я наблюдаю, как меняется и мой ученик. То, что еще десять лет назад   могло заинтересовать и «научить» наших детей, сейчас перестает работать. Дети не стали хуже или лучше – они стали другими. Современный ученик    более мобилен и развит в техническом отношении,   меняется тип его мышления – все чаще мы сталкиваемся с таким явлением, как «клиповое мышление», вытесняющее понятийное, меняется   быстрота восприятия  жизненных событий младшими школьниками. Зачастую современные дети испытывают дефицит общения, они перестают читать книги, им трудно сформулировать свои мысли, но  при этом они быстрее ориентируются в потоках информации. Смартфоны, планшеты, другие гаджеты   появляются в руках наших детей еще задолго до прихода в школу. Не рассуждая сейчас о том, чего больше принес компьютер  – пользы или вреда, просто признаем тот факт, что он стал неотъемлемой частью жизни современного ребенка, современного ученика, а значит, и современного учителя.

Говоря о сегодняшнем дне, безусловно, невозможно представить себе  урок без использования информационных технологий. Компьютер в мою жизнь как учителя вошел уже много лет назад и с тех пор является    незаменимым помощником практически на  каждом уроке и при подготовке к нему. Информационные технологии идут в ногу со временем, совершенствуется не только  техническая составляющая, но и подход к использованию этих технологий в целом. Если несколько лет тому назад современным считался показ  в качестве наглядного средства на  уроке презентаций и  других  мультимедийных продуктов, то сейчас  это является примером скорее  репродуктивного использования компьютерных технологий  в обучении. Сегодня современный урок требует такого применения ИКТ, которое также бы ставило ученика в позицию активного участника образовательного процесса. Следовательно, передо мной   встал вопрос: как организовать урок, используя средства ИКТ так,  чтобы ученик выступал не в роли зрителя и потребителя мультимедийного продукта, а в роли активного  участника обучения.

Эту задачу, безусловно, помогает решать как организация деятельности учащихся, так и активное использование имеющегося в   школе  современного электронного оборудования. Интерактивная система Mimio,    включающая в себя  интерактивную приставку и систему голосования, позволяет включать ребят в активную работу на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Система голосования дает возможность каждому ученику не только проверить уровень своего знания, но и осуществлять самоконтроль и самооценку, значительно повышает мотивацию учащихся, снижает тревожность. Я использую эту систему на уроках, а мои ученики уже овладели навыками самостоятельного составления тестов и пользуются этой системой для подготовки и проведения опросов в своих исследовательских работах.   Презентации, созданные в программе MimioStudio,  носят интерактивный характер и позволяют не только повысить познавательный интерес учащихся, но и включить их в мыслительный процесс. Эффективность работы с интерактивными презентациями значительно возрастает благодаря возможностям использования мобильного класса. Когда учащиеся   работают с ноутбуками, каждый имеет возможность выполнить задания самостоятельно. Количество таких заданий многочисленно и их виды разнообразны.  При этом можно организовать как совместную работу, так и работу в режиме взаимоконтроля. Наличие в школе мобильного класса  дает  мне возможность  также применять на уроках элементы  Интернет-технологий.  На внеурочном занятии  курса «Юный петербуржец», готовимся с ребятами  к походу в Русский  музей.   Для посещения музея необходимо   уточнить, где он находится, как работает, стоимость билетов. Эту задачу группы ребят решают  разными способами, в том числе и используя сайт Русского музея в сети Интернет.  На уроке литературного   учащиеся  должны были  найти на подобранных мною сайтах  определенные сказки, познакомиться с ними и выполнить задания.  Правильно выполняя задания, ребята собирали кодовое слово, которое в конце урока необходимо было расшифровать. Такую работу на уроках  мои ученики выполняют с огромным  интересом.

Конечно, продумывая использование на своем уроке различных средств информатизации, учитель в первую очередь должен руководствоваться принципом «Не навреди». Проведение уроков в начальной школе  с использованием ИКТ, требует от педагога строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм, и это следует обязательно учитывать при организации деятельности учащихся.

Главная задача учителя, идущего в ногу со временем – сделать компьютер на уроке своим союзником в работе, показать ребенку, что интересным может быть не только развлечение, но и учение. Учение, организованное на основе грамотного и разумного использования различных современных средств информатизации.