Урок по теме « Животные – часть природы»

1 класс  Окружающий мир

Пояснительная записка: Данный урок проводится в первой четверти 1 класса и открывает раздел «Живая природа». На предыдущих уроках учащиеся познакомились с понятиями «Окружающий мир», «Органы чувств», «Мир изделий и мир природы», «Живая и неживая природа». В начале урока этап целеполагания осуществляется  с опорой  на ранее полученные знания детей по предмету. В ход  урока включены игровые моменты, работа в парах и группах, проблемные вопросы, обсуждения в форме фронтальной беседы. Компьютерная презентация используется не только как средство наглядного представления материала, но и вносит в урок элемент игры, создает возможность задуматься над решением тех или иных вопросов на уроке. 

Цели урока:

Предметные: выявить признаки живых организмов на примере животных и познакомить учащихся со способом классификации животных

Метапредметные: учить осуществлять логические действия «обобщение» и  «классификация», учить навыкам коммуникативной культуры

Личностные:  создать условия для мотивации учебной деятельности, для повышения интереса к новому содержанию и приобретению новых знаний.

Задачи урока:

  1. Научиться выделять существенные признаки живых организмов;

Уточнить знания учащихся о названиях детенышей различных животных;

Познакомить с развитием животных на примере птицы;

Научиться распознавать животных, принадлежащих разным группам (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые)

  1. Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Учиться ориентироваться в строении учебника;

Учиться понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы, рисунка, фильма.

Приобретать навыки сотрудничества с товарищами при совместной работе;

Учиться строить речевые высказывания.

  1. Формировать положительное отношение к процессу обучения, овладению новыми знаниями и компетенциями;

Учиться оценивать результаты своей работы

 

Этапы урока:

Этапы урока

Решаемые задачи (планируемые результаты)

Формы и

методы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Диагностика

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Актуализация знаний

Установление понимания границ «Что я знаю»

Понимание информации, представленной в виде схемы; построение речевых высказываний

Закрепление умений сравнивать и различать объекты живой и неживой природы, мира изделий; повторение названий органов чувств

Опрос с моделирова-

нием схемы

 

Высказываются по изученной теме; обобщают изученное; приводят примеры

Организует работу по повторению; моделирует на экране  обобщающую схему

Диагностика по схеме «Согласен – не согласен» (дети хлопают)

Самооценка

2. Целеполагание

Мотивация на учебную деятельность

Умение выделять существенные признаки; определение и формирование целей работы с помощью учителя; умение высказывать предположения

Определение примерного круга знаний о животном мире

Игра

Проблемный вопрос

Участвуют в игровой деятельности;

Высказывают предположения, определяют цели работы

Организует игровую деятельность; подводит учащихся к определению цели работы

Диагностика по схеме «Согласен – не согласен»

3.Работа по достижению цели урока

3.1 Коллективное обсуждение

Учебно-познавательный интерес к новому учебному

материалу

Умение формулировать точку зрения

Определение особенностей живых организмов

Обсуждение

Высказывают предположения,     учатся   выражать свои мысли,   делать  выводы в результате  совместной  работы   всего класса

Организует обсуждение в режиме «Мозговой штурм»

 Диагностика по схеме «Согласен – не согласен»

3.2 Игра «Кто чей ребенок». Работа в парах

Установление понимания границ «Что я знаю»

Умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  умение работать        с информацией, представленной в виде таблицы;

Умение правильно называть детенышей разных животных

Работа в парах

Работают в парах с таблицей, учатся распознавать известное и неизвестное, приходить к единому мнению

Учитель организует работу,  коллективную проверку, обсуждение, анализ  полученных результатов

Диагностика по схеме

« Согласен – Не согласен»

(пары поднимают руки)

Самооценка

3.3 Работа с учебником

Установление понимания границ «Что я знаю»

Умение ориентироваться в учебнике; понимание информации, представленной в виде схемы; построение речевых высказываний;

Знакомство с циклом развития животных на примере птиц

Работа в парах

Составление устного ответа по рисунку-схеме

Учатся ориентироваться в учебнике; обсуждают рисунок  в парах; строят устные речевые высказывания

Создает ситуацию информационно

го поиска; корректирует (в случае необходимости) ответ ученика

Самопроверка

3.4 Работа в группах

Классификация животных

Учебно-познавательный интерес к новому учебному

материалу

Умение осуществлять логическое действие «классификация» по самостоятельно выбранному признаку; умение выделять и обобщать существенные признаки объектов; умение учиться высказывать предположения; Умение сотрудничать при выполнении работы в группе и участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Умение сравнивать и различать представителей разных групп животных

Работа в группе

Работают в группе, совместно обсуждают и решают поставленную задачу по классификации животных; составляют речевые высказывания

Организует групповую форму работы; оказывает помощь (в случае необходимости); организует обобщение результатов работы групп

Коллективное подведение итогов

3.5 Закрепление. Работа с учебником

 

Умение осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; умение находить информацию по иллюстрации; сотрудничать при работе в парах

Умение сравнивать и различать представителей разных групп животных

Работа в парах

Фронтальная работа

Работают в парах с иллюстрацией учебника; проверяют результат своей работы

Организует работу по поиску информации

Самопроверка

Самооценка

4. Обобщение

Мотивация на достижение результата

Умение осуществлять логическое действие «обобщение»; умение понимать информацию, представленную в аудиовизуальном виде

Умение называть группы животных

Игровая деятельность Обсуждение

Просмотр видеофрагмента

 

Обобщают и расширяют свои знания при просмотре видеофрагмента

Предоставляет возможность обобщить, закрепить и расширить знания учащихся; организует обсуждение просмотренного

Коллективное подведение итогов

5. Итог урока. Рефлексия

Мотивация на достижение результата

Умение оценивать учебные действия; осознавать причины, приведшие к успеху или неуспеху; умение строить речевые высказывания

 

Беседа

Анализируют выполнение поставленных целей; оценивают свою работу и настроение

Помогает проанализировать достижение целей урока; предлагает форму самооценки

Коллективное подведение итогов; индивидуальная самооценка с помощью шаблонов

 

 

 

 

Ход урока

  1. Актуализация знаний

СЛАЙД 1  (изображения появляются после ответов детей)

-Давайте вспомним, какие знания мы уже приобрели на уроках окружающего мира. Что мы знаем об окружающем мире? (Все, что нас окружает, либо создано человеком, либо природой).

- Как называется то, что создано человеком? (Изделия) Приведите примеры

- На какие части можно разделить то, что создано природой? (Живая и неживая природа) Приведите примеры. Встаньте, кто считает, что хорошо разобрался в этих темах.

 

 

 

-Сегодня на уроке мы поговорим об очень большой части окружающего нас мира. А вот какова тема нашего урока, вам помогут узнать ваши помощники. Что помогает человеку познавать окружающий мир? (Органы чувств) Вспомните их.

 СЛАЙД 2

 

 

- Определить тему урока вам сегодня поможет один из них. Назовите орган слуха, быстро, дружно, это….(ухо)

  1. Определение темы  и  постановка цели урока

СЛАЙД 3

 

 

 

Поочередно появляются значки, при нажатии на которые раздается какой-либо звук. Дети определяют, кто издает такой звук (собака, волк, петух, свинья, пчелы, птицы, комар, труба, лошадь, муха).       

 -Какой рисунок на экране вам кажется лишним и почему? (Труба)

-Посмотрите на оставшиеся рисунки. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Животные)
 СЛАЙД 4

 

 

                                               

-Вы что-нибудь уже знаете о животных?  О чем можете рассказать? А   можем мы ещё что-то узнать о животных? Что вы хотели бы узнать?  (Ответы детей. Дети убеждаются, что их знания сводятся к знаниям о конкретных животных)  -Посмотрите, как сформулирована тема нашего урока. Что мы должны будем сегодня обсудить? (Что животные являются частью живой природы). Как вы думаете, много ли разных животных на Земле? Есть ли среди них похожие? Как вы думаете, можно ли всех животных разделить на какие-то группы? Мы можем попробовать это сделать с вами? Подумайте, каковы же цели нашей работы на уроке? (Доказать, что животные – часть живой природы и подумать, на какие группы их можно разделить)

3. Работа по теме урока

-Кто же такие животные? Кого так называют на Земле? Они все такие разные, а какими общими признаками они обладают? Как доказать, что животные – часть живой природы? Что отличает их от предметов неживой природы? (После ответов детей на слайде появляются обобщающие слова: рождаются, питаются, дышат, растут, оставляют потомство)

СЛАЙД 5

 

 

- Смогли мы выполнить нашу первую задачу? (Да, мы доказали, что животные – это представители живой природы)

Игра «Кто чей ребенок»

- Животные оставляют после себя потомство, то  есть размножаются. У них у всех на свет появляются детеныши. А вы знаете, как называются детеныши разных животных? Давайте поиграем. Я бросаю мяч и называю животное, а вы называете его детеныша. (Лиса, лось, кошка, лев, слон, олень, кукушка, утка, ёж, рысь, медведь, коза и т. д.)

Работа в парах

-У всех ли животных детеныши называются так же, как мама? Посмотрите на таблички на ваших партах. Какие животные изображены на рисунке? (Белка, корова, лошадь, овца, свинья, волк, собака, курица). Вспомните, как зовут детенышей этих животных.  Подумайте и обсудите с соседом, у всех ли детей такие же названия, как у их родителей. Отмечайте то, что вы знаете, плюсами.
-Проверим, что у вас получилось. Представители от разных пар называют по одному ответу, остальные пары сигнализируют совместно поднятыми руками, если у них есть такой же вариант ответа. У кого все верно? А кто узнал названия, которых не знал раньше? Оцените себя на карточке смайликом.

СЛАЙД  6

                                                 

 

Работа с учебником

-А кто среди   животных  на вашей карточке лишний и почему? (Могут быть разные ответы. Остановимся на варианте «Курица»)

-Для того, чтобы узнать больше об этом животном, обратимся к учебнику. Как нам найти страницу с темой нашего урока? (По содержанию). Откройте Содержание учебника. Кто может найти тему нашего урока и назвать страницу? Откройте учебник на этой странице. Найдите иллюстрацию.

- Обсудите друг с другом, как происходит развитие этих животных. (Рассказ детей по иллюстрации)

СЛАЙД 7

 

 

Работа в группах

-Мы доказали, что животные являются живыми организмами. Вспомните, какую еще задачу мы должны решить на сегодняшнем уроке? (Подумать, на какие группы можно разделить животных). – Это непростое задание. А как проще справиться с трудной задачей? (Вместе). Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила совместной работы. (Опора на Памятку)
- Итак, вы уже заметили, что животные, несмотря на общие признаки, различаются между собой. Некоторые виды животных имеют общие черты, отличные от других видов животных. Поэтому ученые-зоологи разделяют животных на группы. Сейчас вы попробуете себя в роли ученых - зоологов и распределите наших животных по группам по каким-либо общим внешним признакам.

(Дети раскладывают картинки с изображением животных в группы и приклеивают в разные части листа).

Далее происходит обсуждение, по каким признакам были распределены животные, дети делают вывод, что по внешним признакам животных следует разделить на птиц, насекомых и млекопитающих, уточняются названия    групп и объясняется, почему они так названы. (Птицы – пернатые, насекомые, млекопитающие) (При проверке на слайде животные тоже объединятся в группы)

СЛАЙД 8

 

 

 

                                                                                                 

 

Работа с учебником

-Откройте учебник по закладке.Рассмотрите картинку.

СЛАЙД 9 (На слайде – иллюстрация из учебника)

 

 

 

-Какие животные спрятались за забором? Как вы их узнали? Рассмотрите всех животных.

-Ребята с первой колонки найдут и покажут  друг другу млекопитающих, со второй – птиц, с третьей – насекомых.  (Проверка – показ на доске) Каких животных больше всего? Встаньте, кто нашел всех животных своей группы правильно. Молодцы.

- На нашей картинке есть еще несколько животных, которых нельзя отнести ни к птицам, ни к насекомым, ни к млекопитающим. Кто это? (рыбы)

СЛАЙД 10

                                                  

 

-Почему рыб выделили в отдельную группу? Какие у них общие признаки? (Обсуждение)

4.Обобщение

                                                        Какие группы животных вы знаете? Какие у них есть отличительные признаки? Что общего у всех животных?

                                                        СЛАЙД 11

 

-А это что за животное? (Фантастическое животное) Кого вы в нем узнали? Какое название ему можно придумать?

Динамическая пауза (Песня про следы из м/ф «Маша и Медведь», дети показывают упражнения под музыку)

СЛАЙД 12 (видеофрагмент из мультфильма Р. Саакянца «Природоведение для самых маленьких»)

-Сегодня мы познакомились с несколькими группами животных, но на самом деле их больше, ведь животный мир нашей планеты очень разнообразен. Посмотрите фрагмент мультфильма и постарайтесь запомнить, какие еще бывают

группы животных. (Обсуждение после просмотра)

5. Итог урока. Рефлексия

-Какие задачи мы должны были решить на сегодняшнем уроке?

- Почему животных относят к живой природе? На какие группы их можно разделить? Какие еще бывают группы животных? А для чего нам нужно уметь определять группы животных? (Разных животных очень много, так  будет удобнее их изучать;  когда будем говорить о них на других уроках окружающего мира, можно будет сравнивать их  жизнь и т.д.)  Смогли мы сегодня решить задачи нашего урока?  Что вам запомнилось? Показалось трудным? Интересным?

СЛАЙД 13

-У вас на партах лежат желтые кружки. Оцените свою работу на уроке, а главное, ее результат. На обратной стороне нарисуйте цветным карандашом кружок: зеленый  - я работал хорошо и много узнал, синий – я мог бы работать лучше, не все мне было понятно, красный – я недоволен своей работой на уроке.

А теперь переверните кружки и нарисуйте, какое настроение у вас было на уроке.

 

 

 

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а значит и у меня после нашего урока будет хорошее настроение!

  1. Использованные  материалы:
  2. «Окружающий мир. 1 класс»:  / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – М.: Академкнига/Учебник, 2011
  3. «Окружающий мир. 1 класс» Электронное приложение к учебнику –М.: Академкнига/Учебник, 2012
  4. «Окружающий мир. 1 класс»:  /Автор-составитель Н.В. Лободина – Волгоград: «Учитель»,2011
  5.  «Природоведение для самых маленьких», анимационный фильм, режиссер  Р. Саакянц
  6. http://images.yandex.ru/ (картинки)
  7. http://www.audiopoisk.com (песня для динамической паузы)