ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.


Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над звонкой чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

На международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух  словах – БИОСФЕРА  В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет.

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая техноцивилизацию, вошла в противоречие с  законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное.

Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей  изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут  исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей  во взаимоотношении с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует  тот факт, что нынешний  ХХI век объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование,  и культуру.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой  информации и даже  стихийного воспитания.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна; состояние экологии  отражает  тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой  лежат жизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте вечных общечеловеческих  ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности - задача воспитания.

Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости  в детской среде и числа молодых людей, ставшими  жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений  с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, самоограничении, созидании.

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание  представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Содержание термина «экология» понимается так широко, что оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому,  к природе.

Весь окружающий детей мир разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики, техники, мир вещей, слов, мимики, жестов, и наконец, мир самого ребенка.

Школа, урок берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их  к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства  отзывчивости  и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.

Хочется привести слова первого президента Римского клуба А.Печчеи:

«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей».

Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры является перевод их сознания в другую ипостась - из  природопотребительской в природосберегающую.

И суть состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности.

В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья - ее образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой  для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха.

Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. И задача учителя и состоит в том, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии.

На своих уроках я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы он позволил подвести учащихся к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечивать высокий интерес учащихся при изучении биологии.

Познавательный интерес является важным компонентом  эмоционального отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности процесса.

Познавательный интерес – это глубокий  внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса,  повышает работоспособность.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, а формирование представлений о предмете, устанавливается связью  между знаниями об окружающей среде, развивается интерес к изучению природы с первых уроков естествознания в пятом классе. Я очень люблю эти уроки. Дети пришли  после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться. У меня каждый урок с ними – это восторг от их энергии. Поэтому я стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при  объяснении материала  литературную страничку.

Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения  Солнцу – источнику света и тепла:

Позволь отдать тебе поклон,

Великое светило,

За то, что в этот год теплом

Ты нас не обделило,

И  в том, что нива не пуста,

Что небывало рожь густа,

И тянет медом с луга,-

Твоя, конечно, доброта…

Но и моя заслуга.

При изучении курса биологии в 6, 7 ,8 классах стараюсь больше уделять внимания  практической части урока (работа с гербариями, коллекциями,  живым материалом на лабораторных занятиях), провожу экскурсии  в Ботанический сад; в 10-11 классах провожу обобщающие уроки в зоологическом музее. Наш город предоставляет такие возможности.

Музей  Гигиены помогает нам провести занятия по курсу  анатомии, физиологии и гигиены человека, по вопросам истории развития медицины, о влиянии курения и алкоголя на организм; при изучении темы « Иммунитет» - опираюсь на материал музея  «СПИД и его профилактика».

Данные уроки дают большой воспитательный и познавательный эффект. После данных уроков очень важно узнать мнение детей, их отношение к изученному материалу. Поэтому контрольно-обобщающие уроки  я люблю проводить по двум направлениям: «Я узнал, что….»,  «Меня удивило…».

Экологические проблемы современности, их значение для сохранения и развития здоровья людей обуславливают необходимость  создания комплексного научного направления – Экология человека.

Лично для меня эта наука представляет большой интерес. Поэтому со старшеклассниками я веду элективный курс «Экология человека».

ЧЕЛОВЕК – единственное на земле существо, которое стало сознательно и целеустремленно изменять и подчинять себе окружающую среду. С расширением сферы хозяйственной и производственной деятельности необычайно раздвинулись границы его обитания. Новые производственные и природные условия нередко оказывали и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье настоящего и будущего поколения людей.

Примером тому может служить катастрофа в Чернобыле, трагедия  Аральского моря, загрязнения почвы, воды, воздуха бытовыми отходами.

Наибольший интерес у учащихся  вызывают темы:

«Экологически опасные факторы»,

« Радиоэкология человека»,

«Стресс и здоровье человека»,

«Биологический возраст человека».

Достижения экологии и наши не пропали даром. Мы делаем сообщения, выпускаем информационные бюллетени, проводим уроки здоровья и, конечно, делаем выводы.

Наука  экология показывает нам,

Что в мире все завязано по 4 углам:

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек.

Земля в круг  солнца вертится,

И жизнь идет по кругу,

А «стол» наш тем и держится,

Что мы «едим» друг друга.

Чтоб в мире не было беды,

Не рви больших кусков,

Ты – царь природы,

И один из четырех углов!

В экологическом образовании наиболее полно осуществляются прогрессивные направления образовательного процесса:

  • соединение различных форм постижения мира, прежде всего науки и искусства;
  • развитие гуманистических  качеств  личности;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к миру, понимания своей включенности во все природные и социоприродные процессы.
  • обращенность к различным планам человеческой личности: ее познавательной, эмоциональной, трудовой, волевой и т.д.

Все это позволит в диалоге с учащимися развивать мыслительную,  познавательную и творческую деятельность. Все дает свои результаты - у детей появляется интерес, стремление, азарт.

Учитель высшей категории ГОУ №311

Тетерева Ирина Витальевна.