Классный час в 10 классе по теме: «О какой семье я мечтаю».

Цель:

формирование у молодых людей понимания ценностей семьи, воспитание нравственных ценностей, помощь в моделировании будущей семьи; обсуждение приоритетов подрастающего поколения в вопросах планирования семьи.

Задачи:

- формирование у учащихся понимания роли семьи в обществе, своей роли в сохранении семейных      традиций предков.

- развитие и укрепление эмоциональной памяти, навыка работы с текстом документов, способности к работе в диалоговом режиме.

- воспитание у учащихся чувства ответственности за членов своей семьи, гордость за свой род, за свою Родину.

Оборудование:

- Конституция РФ;

- Семейный Кодекс РФ;

- выдержки из “ Домостроя”

- высказывания известных людей о семье;

- вопросы анкеты.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.

Семейный Кодекс РФ определяет семью, как важнейший социальный институт нашего общества. Основой семейных отношений является брак, который регулирует отношение только между супругами. Семья же регулирует отношения между родителями, детьми, родственниками.

Сегодня мы будем говорить о том, какую семью вы мечтаете создать в будущем.

Но прежде, чем мы начнем разговор, ответьте на вопросы предложенной анкеты, которая поможет нам в дальнейшем разговоре. (Смотри приложение).

Тихо играет музыка, учащиеся отвечают на вопросы анкеты.

Учитель:

Из вопросов анкеты вы поняли, что разговор пойдет о ваших планах по созданию собственной семьи, по воспроизведению рода, и воспитанию детей.

Это обязанность семьи законодательно закреплена Конституции РФ. На странице 13 статья 38 говорит об этом. Прочитайте ее.

Семейный Кодекс РФ, утвержденный 1 марта 1996 года, регулирует отношения в семье. Прочитайте статью 1, пункт 1 Семейного Кодекса РФ.

Но прежде, чем мы заговорим о будущем, совершим небольшой экскурс в историю.

Ученик:

Около 400 лет в нашей стране семьи строились и жили по основному житейскому укладу - “Домострой”

На ваших столах лежит очень краткое содержание “Домостроя”. (Смотри приложение).

Познакомьтесь с ним и подумайте: что, по-вашему, из этого документа подходит для современной жизни.

Учащиеся обсуждают прочитанное и отвечают на заданный вопрос.

Ученик:

Да! Этот уклад определенным образом скорректированный может быть использован и в современной жизни. Но после 1917 года в нашей стране меняется отношение к семье. Павка Корчагин все силы отдавал в строительство светлого будущего, для Паши Ангелиной самым близким существом был трактор, на котором она работала по 20 часов в сутки. Но началась Великая Отечественная война и оказалось, что воюют и умирают солдаты все - таки за свою семью, свой дом, а значит за Родину.

После войны нужно было увеличивать рождаемость, а значит укреплять семьи. Способы укрепления были различными:

- многодетным матерям давали звание Мать – Героиня.

- отцам парткомы запрещали бросать семьи;

- при рождении двойни давали квартиры;

- в конце 60х годов дорожает золото – предмет роскоши, но золотые обручальный кольца объявляют предметам первой необходимости и не дорожали.

Но несмотря на все старания, в стране все большее число людей не регистрируют браки, увеличивается число так называемых “гражданских браков”.

В чем их опасность?

Сообщение учащегося:

В последние десятилетия широкое распространение получил нерегистрируемый или гражданский брак. Хотя этот термин возник как характеристика брачного союза, регистрируемого в государственных органах, альтернативный церковному брачному венчанию.

Основополагающий признак гражданского брака:

- совместное проживание;

- введение общего хозяйства

- гораздо реже – наличие общих детей.

Такие браки редко бывают длительными, и, как правило, в него вступают очень молодые люди.

Причиной нерегистрируемого брака может быть желание проверить на практике свой выбор, но чаще в основе лежать негативные причины, как правило, желание уйти от ответственности, отсутствие жилищных и материальных условий. В таких браках более вероятен развод, рождение детей не планируется, а если они рождаются, то, как правило, бывают нежеланными.

Увеличение гражданских браков в обществе указывает на слабость государства, неспособность его поддерживать и укреплять законные брачные союзы, и как следствие – низкая рождаемость в обществе.

Учитель:

Что же делать?

Как сделать так, что бы семья – основа государства стала прочной и благополучной.

Может, все же, частично вернуться к “Домострою”? Но возможно ли это в 21 веке? Давайте мысленно перенесемся в будущее. Какими вы хотите увидеть свои семьи?

Учащиеся говорят о своих мечтах.

Ученик:

Почему у всех в мечтах примерно одинаковые счастливые семьи? Это подтверждает слова Льва Николаевича Толстого, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные несчастливы каждая по - своему.

Я думаю, что человек, способный нести на своих плечах тяготы семейной жизни, способный объединить интересы всех членов семьи – сильный человек. И, если в семье есть такой человек, семья счастливая.

Это способность переносить жизненные невзгоды, поддерживать близких людей в трудные минуты делает счастливые семьи похожими.

Но эту способность нужно в себе воспитывать.

Учитель:

Мы сейчас не будем говорить о том, как воспитывать в себе способность быть счастливым, но я напомню вам нашу последнюю встречу с чаепитием. Девочки угощали ребят приготовленными дома тортами, мальчики накрывали стол, и помогали мыть посуду. Все были возбуждены и веселы. Весь класс был похож на большую, счастливую семью. И нам не хотелось расходиться. Мы были счастливы от того, что нас много и мы вместе.

Заключение:

Учитель:

Из сегодняшнего нашего разговора можно сделать вывод, что молодые люди, в большинстве своем, считают семью неотъемлемой ячейкой общества, без которой обойтись в жизни очень трудно. Молодое поколение не мыслит свою жизнь без семьи, считая ее создание очень ответственным делом. И к этому делу надо быть готовым и морально, и духовно, и социально, и материально. Надо помнить, что мы в ответе за наших близких, и чем больше эта ответственность, тем счастливее человек.

Приложения:

Вопросы анкеты к классному часу на тему: “ О какой семье я мечтаю”.

1.Какой возраст по Вашему мнению, оптимален для создания семьи

- для мужчин

- для женщин

2.Считаете ли Вы, что для создания семьи нужна прочная материальная база?

3. Какой образовательный уровень должен быть у людей, вступающих в брак?

4. Сколько детей, по Вашему мнению должна иметь семья?

5. Кто должен воспитывать детей до школы: неработающая мать или детский сад?

6. Какое участие в воспитании ребенка должен принимать отец?
7. Какова роль, по Вашему мнению, бабушек и дедушек в семье?

8. Нужно ли сохранять семейные традиции и передавать их из поколения в поколение?

9. Хранятся ли в вашем доме старые семейные фотографии?

10. Считаете ли Вы, что семья у человека должна быть одна на всю жизнь?

Выдержки из Домостроя:

Кнуты и пряники Домостроя

Традиционные представления о Домострое у современного человека примерно таковы. Это исторический документ, закрепляющий женское бесправие и поощряющий телесные наказания. В Домострое прописан каждый шаг, который надлежит сделать в течение дня, своеволия недопустимы, свобода личности – куда уж там... Иными словами, Домострой – это плёточная азбука, выдуманная в средние века на пользу непонятно кому.

Но известно, что крепких семей во времена Домостроя было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плёточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд?

На эти и другие вопросы отвечает доцент кафедры Всемирной и отечественной истории МГИМО, кандидат исторических наук Татьяна Васильевна ЧЕРНИКОВА.

Сегодня "Домострою" часто ставят в вину чрезмерную консервативность. То же самое, кстати, было и в XIX веке. А началось это со спора славянофилов и западников – тогда про документ впервые после многих лет вспомнили и стали серьезно изучать. По мнению западников, Домострой цементировал всеобщее рабство: и женщин, и детей, и самого главы семьи. Славянофилы считали, что на самом-то деле на Руси все было гораздо мягче и красивее, чем описано в Домострое. Ошибка же в том, что этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем в XIX веке, и тем более – чем сейчас. И надо разобраться, в чём виделись тогда содержание и смысл человеческой жизни.

Кто в доме хозяин?

В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье?

Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора* " (Домострой, Глава 23).

(СНОСКА: * Царица Феодора – жена византийского императора Феофила (829-842) и мать Михаила IV (842-867). Была защитницей почитателей икон, благодаря ей в 813 г. было покончено с иконоборчеством в Византии. В угоду ей отцы Вселенского собора не прокляли ее умершего мужа, гонителя икон)

Бояться - значит уважать

В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением, "суседями". Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.

Терпи, казак...

Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего – опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы – это домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор... Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством – поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

В 64-й главе Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое... Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.

Совсем не по доктору Споку

На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу". (Домострой, Глава 19)

Хотя Домострой и составлен на основании многих сборников, в целом он простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, "рассудительных и разумных", и дети "научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию".

Конечно, строгость в воспитании детей важна. В некоторых случаях и порка неизбежна: Домострой советует "а не то, разобравшись, и поколотить". Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. Кроме того, если сегодня мы воспринимаем телесные наказания как личностное оскорбление, то для средневекового человека это было самым распространенным средством вразумления. Пороли всех, в том числе и бояр, и душевной раны такая наука средневековому человеку не наносила. Домострой же вообще предлагает порку как самое последнее средство, если другие способы научить уже не помогают: "Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты – на жену, а жена – на тебя". При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. "Учить" жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания – вразумить, но не плюнуть в душу. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: "Наедине поучай, а поучив – успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда". Получается, для своего времени Домострой предлагает очень осторожные, даже деликатные средства.

Обязанности хозяина

- Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.

- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

- Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.

- Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.

- Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в амбарах и конюшнях.

- Огород и сад насаживать, о нем заботиться.

- Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.

- По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

Обязанности хозяйки

- Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.

- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

- Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.

- Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут – меру и счет знать во всем.

- Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.

- Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить.

- Всегда беречься хмельного.

- Собирать приданое дочерям.

- Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.

О жене – по-древнерусски:

"Аще дарует Бог кому жену добру – дражаиши есть камени многоценнаго. Таковыя от добрыя користи не лишитца: делает мужу своему все благо житие... Жены ради добры блажен есть муж, и число днеи его сугубо – жена добра веселит мужа своего, лета его исполнит миром; жена добра – часть блага, в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честнее творяще: первие, Божию заповедь сохранив, благословена будет, а, второе, от человека хвалима есть... О добре жене хвала мужу и честь"..

Используемая литература:

  1. Конституция РФ. СПб. Питер 2011 г.
  2. Семейный Кодекс РФ. М. Эксмо 2011 г.
  3. Е. А Климкович, С.В Дормаш. “Воспитательный процесс” 2007 г.
  4. Тематический сборник №43 “Вместе с родителями” СПб 2004 г.
  5. Выдержки из Домостроя