Трапезникова Мая Андреевна

учитель истории и обществознания

образование: высшее

квалификационная категория: высшая

педагогический стаж: 14 лет

Знак "За гуманизацию образования Санкт-Петербурга"

практические задания по истории к зачету 7 кл.

Второй вопрос - практический может быть представлен двумя типами заданий.


1. Тип заданий.

Найдите и исправьте ошибки в тексте (кол-во ошибок и фрагменты текста будут разные).

Например:

«Смута: гражданская война и интервенция в XVII веке»

В начале XVII века ухудшилось экономическое положение страны. Начался голод, продолжавшийся в течение двух лет. Попытки правительства стабилизировать положение бесплатной раздачей хлеба и бесплатными общественными работами ни к чему не привели. Правлением Федора Иоанновича оказались недовольны все слои общества. В условиях всеобщего политического кризиса любой человек, способный объединить вокруг себя недовольных, мог сыграть роль законного претендента на престол. В 1602 году в Литве появился беглый священник Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося в 1600 году младшего сына Ивана III царевича Дмитрия Он обратился за помощью к королю Сигизмунду III и Польско литовским магнатам Ради их поддержки Лжедмитрий тайно принял католичество.

Лжедмитрия активно поддержали северо-восточные районы России -Путивль, Кромы, Рыльск Он быстро продвинулся к Москве, демагогически используя идею «доброго царя». После неожиданной смерти царя Федора в июне 1605 года Лжедмитрий занял трон.  Но своей политикой он не оправдал надежд ни одной из поддерживающих его сил В результате вспыхнувшего восстания в июне 1606 года Лжедмитрий был убит. На Красной площади группа бояр «выкрикнула» в цари выходца из среды родовитого боярства, родственника царя Федора князя Бориса Годунова

Летом 1606 года Россию охватила крестьянская война под предводительством И. И. Болотникова, беглого крестьянина. Восставшие двинулись на Москву, но не смогли ее взять из-за плохого вооружения. Болотниковцы отступили сначала к Туле, а потом к Калуге. Войска Годунова, осадившие Калугу, разрушили плотину на реке Упе, вода затопила город. Болотникову пришлось сдаться. Но эта победа не обеспечила устойчивого положения Годунову. Осенью 1607 года поляки организовали поход на Москву, появился новый претендент на престол — Лжедмитрий II. Он расположился лагерем в селе Тушино, за что получил прозвище «Тушинского вора». Для борьбы с ним Годунов заключает договор со Швейцарией. В Россию прибыл 15-тысячный корпус под командованием ярла Биргера…

2 тип заданий.

Определите, о каком событии идет речь.

Например:

«Даруем сим указом всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков... волностью.  И свободой, вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей... Землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев...»

«Того ради соблагоразсудить соизволили указ дать о нашем шествии с победоносной армией... всему природному Донскому казачьему войску. Что если оное восчувствует наше отеческое попечение и пожелает вступить за природного своего государя...»

«Вид и образ его показался мне совсем не соответствующим таким деяниям, какие производил сей изверг. Он походил не столько на зверообразного какого-нибудь разбойника, как на какого-то маркитантишка или харчевника плюгавого».

Сценарий костюмированного вечера "Путешествие в прошлое"

Костюмированный вечер. «Путешествие в прошлое».

Автор: Трапезникова М.А.

 

Кабинет Фауста. Стол с книгами, свитками, свеча в подсвечники. За столом сидит Фауст.

Фауст:

Тоска...

«Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако я при этом всем

Был и остался дураком.

 

И этот вывод сердце гложет,

Хотя я разумнее многих хватов,

Врачей, попов и адвокатов,

Их точно всех попутал леший,

Я ж и пред чертом не опешу...»

 

Мефистофель: (из-за сцены) – Ха-Ха-Ха!!! А ты уверен?

Фауст: Кто здесь? (вскакивает) Дух, покажись!

 

выходит Мефистофель

 

Мефистофель: Приветствую тебя, ученый Фауст. Я Мефистофель. И готов твою тоску и скуку разогнать я.

Фауст: Но как? И что мне будет стоить это? Ведь знаю я тебя, хитрец.

Мефистофель: О, Фауст, ничего тебе не будет это стоить (усмехается). Я предлагаю путешествие в века. Но помни, стоит хоть чуть-чуть в события вмешаться, как рухнет все (ухмыляется выжидающе)

Фауст: (задумался и чуть погодя) – Согласен.

Мефистофель: (Очерчивая хвостом круги) – Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Полетело время вспять.

 

Музыка. Фауст и Мефистофель уходят. Готовиться мумия. Появляется Фауст и Мефистофель.

 

Фауст: Где мы? Куда ты нас занес?

Мефистофель: Эх, промахнулся... (с досадой и в сторону)

Фауст: Что?

Мефистофель: Ничего... В Египте древнем мы.

Фауст: Египет, что славиться гробницами своими?.. Покажешь мне?..

Мефистофель: (Хихикает в сторонку) Пойдем!

 

Появляется мумия из-за сцены. Со зловещем смехом начинает гоняться за Фаустом.

 

Фауст: Уведи нас отсюда!!!

 

Фауст и Мефистофель исчезают. Мумия какое-то время еще бродит и пугает зрителей. Затем уходит. Музыка, сцену занимает Римский император и замирает.

Появляется Мефистофель и Фауст.

 

Фауст: Шутник!..

Мефистофель (улыбаясь): стараюсь!

Фауст (замечая императора): О! Я знаю кто это! Это же Юлий Цезарь, римский император. Он был убит на заседании Сената своим другом, предавшим его.

 

Монолог Цезаря.

Смерть Цезаря

 

Полны насмешки Немезиды,

Слова пророчества не лгут.

Настали мартовские иды...

И ты здесь, Брут? И ты здесь, Брут...

 

Ведь я как сына или брата

Тебя любил, коварный плут...

И вот - за искренность расплата.

Ей имя - Брут. Ей имя - Брут...

 

Ведь я, дурак, тебе поверил

Как никому другому тут...

А ты всего лишь лицемерил...

Не так ли, Брут? Не так ли, Брут?..

 

Шакалы подлые Сената

Меня сейчас совсем сожрут...

Молчит презрительно Геката...

Ты с ними, Брут?!. Ты с ними, Брут..

 

Кровавый хрип или рыданья?..

Лишь миг в последней из минут,

Чтобы прошептать им на прощанье

Глухой упрек: "И ты, о, Брут.."

 

По окончанию выступления падает.

 

Мефистофель (дергая Фауста за рукав мантии):пошли отсюда, покуда стража не пришла.

 

Уходят. Музыка. Обновление сцены. Рыцарь и прекрасная дама. Замирают. Появляются Фауст и Мефистофель.

 

Фауст (восторженно): О! Средневековая Европа! Эпоха рыцарей и их прекрасных дам!

 

Диалог рыцаря и дамы.

Возвращение крестоносца

 

Дама:

Из Палестины прибыл он,

Военной славой осенен.

Он через вихри битв и гроз

Крест на плечах своих пронес.

В боях рубцами был покрыт.

Его победоносный щит.

Когда темнеет небосвод,

Любимой песню он поет.

Рыцарь:

«Возлюбленная! Рыцарь твой

Вернулся из страны чужой;

Добыча не досталась мне:

Богатство все мое - в коне,

В моем копье, в мече моем,

Которым я сражусь с врагом.

Пусть воина вознаградят

Твоя улыбка и твой взгляд...»

 

Закончив диалог, рыцарь уводит прекрасную даму под руку.

 

Мефистофель (передразнивая): Эпоха рыцарей и их прекрасных дам!.. Войны, чумы и мрачных городов...

Фауст: Что ты бормочешь там?

Мефистофель: Нет ничего... Смотри, еще там кто-то появился...

 

Появляются рыцари Алой и Белой Розы. Устраивают поединок на мечах

 

Фауст: Европа! Прекрасная Европа. Но чего я здесь не видал и не знал... А можешь перенести ты нас...  на Восток?..

Мефистофель (насмешливо): Желание твое закон, ученый. (И в сторону) – Султаном, что ли хочет стать?!.

 

Индийский танец в костюме.

 

Мефистофель: Куда теперь?

Фуст: А может быть...

 

На сцену врывается пират.

Пиратская песенка

 

Ненавижу добрые дела,

А «навижу» злобные делишки,

Если налечу из-за угла,

Вам не запереться на задвижки.

 

Чтобы такого сделать плохого,

Чтобы такого сделать плохого.

Ах, как я зол, ух, как я зол,

Ах, как я зол, ух, как я зол.

 

Слабых обожаю обижать,

Доброта у сильных не в почёте.

Можете весь мир хоть обежать,

Но таких злодеев не найдёте.

 

Чтобы такого сделать плохого,

Чтобы такого сделать плохого.

Ах, как я зол, ух, как я зол,

Ах, как я зол, ух, как я зол.

 

И пират  убегает.

Немая сцена – Фауст и Мефистофель озадаченно смотрят друг на друга.

 

Фауст: Я передумал... не хочу туда...

Мефистофель: Как знаешь. Может быть тогда...

 

Музыка. И без предупреждения перемещает Фауста в Россию. Подготовлена сцена для фрагмента «Слово о полку Игореве»

 

Фауст: Что за шутки?! Куда меня забросил ты? (Оглядывается по сторонам)

Мефистофель: (с презрением) Ученый, богослов. Сие есть Русь двенадцатого века, пади не знал о существовании такой.

 

Сцена из произведения «Слово о полку Игореве».

 

Фауст: Как необычно это и красиво.

Мефистофель: И не такое здесь уведешь. Взгляни туда.

 

Появляется княгиня. «Плач Ярославны»

 

Фауст: Князья, княгине и царицы. А люд простой хоть был у них?

Мефистофель (ворчит себе по нос): Ишь, снова недоволен... (и в слух) – взгляни туда, надменный старец.

 

Появляются девушки в русских народны костюмах. Русские пляски.

 

Мефистофель: Ну как? Доволен, Фауст?

Фауст: Силен, ты спору нет, а в будущее нас отправить силы хватит?

Мефистофель: Сомненья нет. А не боитесь, узнать, что будет после вас?

Фауст: О нет!

 

Музыка. Переносит в XVIII век. Ко двору Елизаветы Петровны.

 

Фауст: И где мы? Все по-другому здесь (оглядываясь).

Мефистофель: При дворе императрицы русской, дочери Петра – Елизаветы.

 

Появляется Елизавета со свитой. Пантомима - церемония приветствия императрицы фаворитами.

 

Фауст: Восхитительно. Не уж то будет так... А дальше сможешь.

Мефистофель: отчего же нет, могу. В век XIX прошу!

 

Музыка. Выноситься стол. Живая картина «Купчиха за чаем».

 

По окончанию выступления Мефистофель утаскивает со стола что-нибудь и, грызя, спрашивает...

 

Мефистофель: Ну что?..

Фауст: Довольно! Конец скитаньям по векам! Конец!

 

Мефистофель: (ехидно)

Конец?! Нелепое словцо!

Чему конец? Что собственно случилось?

Или, по-вашему, история остановилась?

 

Фауст:

О нет. Довольно поведал сегодня я

И древний мир, и средние века,

Пленительный Восток, Великую Россию

Но хватит мне  пока.

Конспект урока истории по теме «Князь Владимир и Крещение Руси» (6 класс )

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Материалы на конкурс

Номинация «Лучший урок обществоведческого цикла (история)»

 

Автор:

учитель истории Трапезникова Мая Андреевна

 

 

Сценарий урока по теме

«Князь Владимир и Крещение Руси»

6 класс базовый уровень

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019 г.

 

 

 

Методическая разработка (сценарий) урока «Князь Владимир и Крещение Руси»

Тема урока: князь Владимир и Крещение Руси

Тип урока: изучение нового материала

Форма: комбинированный урок с элементами самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся.

Цели урока:

Содержательные:

  1. Сформировать у  учащихся представления о Князе Владимире и процессе принятия Христианства;
  2. Познакомить учащихся с разнообразием исторических источников, позволяющих получить необходимую информацию по теме принятие христианства на Руси.
  3. Подвести к пониманию значений принятия христианства для развития Руси.

Развивающие:

  1. На примере работы с фрагментами Повести временных лет закрепить умение извлекать информацию из  исторического письменного источника;
  2. Используя фрагмент фильма «Сказание о Крещении Руси» создать условия для развития элементов информационной компетентности, на уровне извлечения фактов из вторичного источника и критичного отношения к нему;

Воспитательные:

  1. Расширение общекультурного кругозора школьников.


Содержание учебного материала

Основные знания: причины принятия христианства на Руси, дата Крещения, значение принятия христианства для дальнейшего развития Руси, роль князя Владимира в истории Руси.

Основные персоналии: князь Владимир I Святославович.

Основные даты: 980 – религиозная реформа Владимира, 988 – Крещение Руси.

Основные понятия: христианство.

Ход урока.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя и ученика

комментарии

Опрос домашнего задания.

 

Закрепление ранее пройденного материала

В ходе опроса домашнего задания ряд учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам в письменной форме, по окончанию сдают их на проверку учителю. Оставшиеся учащиеся вовлечены в устный опрос домашнего задания.

Задание1. Восстановить династию Рюриковичей от Рюрика до князя Владимира

Задание 2. Мини тест по теме «Деятельность первых киевских князей»

Задание 3. Рассказать о приходе князя Владимира  к власти и его внутренней и внешней политики до принятия христианства.

 

Задание 1 и 2 дается выборочно нескольким учащимся по карточка для заполнения в письменной форме.

Задание 3 индивидуальные развернутые ответы учащихся

Изучение нового материала

 

Подведение учащихся к плану изучения темы «Князь Владимир и Крещение Руси».

 

1. Фронтальная беседа.

Обсуждение плана темы урока

Примерные вопросы для фронтальной беседы:

- с чего начинается изучения любого важного исторического события?

- что, как правило, предшествует событию?

- на основании  чего мы определяем важность того или иного события для истории государства?

«План: - Причины принятия христианства на Руси;

- Религиозная реформа 980 г.;

- Крещение Руси;

- Значения принятия христианства».

Сформулированный план записывается в тетрадь вместе с темой

Закрепление умений извлекать необходимую информацию из адаптированного  текста учебника

2. Работа с текстом параграфа № 5 учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс.

Задание: Прочитать фрагмент параграфа 5 и сформулировать причины принятия христианства на Руси.

Фрагмент параграфа читается вслух несколькими учащимися, остальные следят по тексту и отмечают основные положения, затем им предоставляется время, что бы самостоятельно сформулировать причины принятия христианства. По окончанию самостоятельной работы, проводиться фронтальная беседа по вопросу причин Крещения

«Причины принятия христианства на Руси:

-          необходимость укрепления власти князя;

-          необходимость сплотить разрозненные славянские племена;

-          укрепление международного авторитета Руси».

 

Сформировать представления о религиозной реформе Владимира I

3. Краткое сообщение учителя о проведении князем Владимиром религиозной реформы в 980 году Задача учащихся зафиксировать основные вехи реформы князя Владимира.

«980 г. – религиозная реформа Владимира I. Перун – главный бог».

отбор содержание и его объем определяется уровнем класса.

создать условия для развития элементов информационной компетентности, на уровне извлечения фактов из вторичного источника и критичного отношения к нему;

4.  Работа с фрагментом фильма «Сказание о Крещении Руси».

Ученикам перед началом просмотра кинофильма предоставляется несколько вопросов:

1. Кто и какую веру предлагал киевскому князю?

2. Почему князь Владимир выбрал православие?

Задача учеников просмотреть фильм и сформулировать ответы на вопросы.  Учитель по окончанию работы учащихся организует фронтальную беседу по вопросам к фильму. А тек же вопрос – насколько можно доверять фактом из вторичного источника?

 

1.закрепить умение извлекать информацию из  исторического письменного источника

2. сформулировать краткие выводы

3. осуществить начальный анализ документа

5. Работа с фрагментами исторического документа «Повести временных лет».

Работа осуществляется по группам. Каждая группа получает свой фрагмент текста и свой вопрос

Учащиеся самостоятельно читают свой фрагмент документ и формулируют ответ вопросы. Учитель при необходимости направляет их деятельность и помогает в отборе исторических фактов, для доказательства выражаемой точки зрения.

Задания  к документу:

1. Какие события предшествовали крещению Руси?

2. Как происходило крещение киевлян? О чем свидетельствуют описанные события?

3. Как восприняли крещение наши предки, свой ответ обоснуйте примерами из текста?

По окончанию самостоятельной работы учащиеся дают индивидуальный полный развернутый ответ на вопросы. Учитель корректирует и направляет наводящими вопросами ответы учеников, подводя их к правильным ответам.

В тетради фиксируется дата Крещения Руси «988 г. – принятие христианства на Руси князем Владимиром. Крещение Руси».

 

Группы формируются по принципу сильные, средние, слабые учащиеся. Специальная рассадка по группам не обязательна, так как задания можно выдать индивидуально.

 

Задание 1. для слабой группы учащихся – работа с двумя короткими фрагментами, задание только на извлечение готового материала из текста.

Задание 2 для средних учащихся – более большой фрагмент текста и задание на извлечение готового материала и формулировку некоторого вывод. Задание для сильной группы учащихся на извлечения не явной информации и  анализ содержания документа.

1. сформулировать значения принятия христианства

2.  развитие логического мышления

6. Мозговой штурм.  Тема игры – значения принятия христианства на Руси.

Учащиеся в течение нескольких минут предлагают всевозможные варианты ответа на вопрос как повлияло на дальнейшее развитие Руси и России принятие Владимиров христианства. Затем из всех предложенных вариантов в ходе беседы выбираются те значения, которые действительно имеют место быть. И они  фиксируются в тетрадь.

«Значения принятия христианства:

  • Появление письменности;
  • Развитие образования;
  • Появление храмового строительства;
  • Появление иконописи;
  • Развитие культуры в целом и изменения нравов;
  • Укрепление международного положения Руси;
  • Усиление власти киевского князя».

 

 

 

Список значений и его формулировки могут быть изменены в зависимости от предложенных учащимися идей и уровня обобщения.

 

Блок закрепление пройденного материала.

 

Первичное закрепление пройденного материала

Беседа по вопросам:

-          Зачем нужно было крестить Русь?

-          Когда и кем было принято христианство на Руси?

-          Что предшествовало Крещению?

-          Что принятие христианства дало будущей России?

 

Первичная рефлексия

Анализ результатов урока

Выставление оценок за работу на уроке и их комментирование

В зависимости от уровня класса допустимо комментирование и оценивание детей друг другом

домашние задания.

Вторичное закрепление пройденного материала

Объяснение домашнего задания - Параграф №5; вопросы 5 (письменно).

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока.

Используемые методы и технологии.

В ходе проведения данного урока ведущая роль отводится методам работы с текстом, сюда входят приемы комментированного чтения, анализа текста, задания на извлечение информации, работа как с адаптированным текстом учебника, так с текстом документа адаптированного по стилю к восприятию учащимися 6 класса.

Так как приоритетными целями в уроке являются развитие информационных умений, то устный метод используются реже, он представлен такими приемами как краткое сообщение учителя и сообщения учащихся по итогам работы с документами. Но в связи с тем, что главная задача учителя не дать готовые знания, а подвести учащихся к самостоятельному их получению, на протяжении всего урока включены беседы, в основном фронтальные.

В конце урока, для того что бы дать выход эмоциям и напряжению учащихся, для которых в 6 классе тяжело сидеть и работать все 45 минут урока, использована игровая технология, а именно мозговой штурм. Это позволяет учащимся немного расслабиться и отдохнуть перед итоговым обобщением и закреплением материала.

Средства обучения.

1.  Мультимедийный проектор, колонки, ноутбук (или интерактивная доска);

2.  Раздаточный материал фрагменты «Повести временных лет» с вопросами и заданиями;

3.  Учебник истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс;

4.  Фрагмент фильма «Сказание о Крещении Руси» —(многосерийный телевизионный 3D фильм, который повествует об истории христианизации Руси от проповеди апостола Андрея (I в.) до ее крещения равноапостольным князем Владимиром (X в.).);

5.  Презентация к уроку с иллюстрациями к теме и заданиями на урок;

6.  При индивидуальном письменном опросе домашнего задания могут использоваться карточки с вопросами.