Романова Наталия Евгеньевна

учитель   начальных классов
образование:  среднее профессиональное
педагогический стаж:  50 лет
квалификационная категория: высшая

Почетная грамота Минобрнауки РФ

Персональная страница на www.school311spb.net

Классный час "День солидарности в борьбе с терроризмом"

Классный час, проведённый во 2а классе 05.09.16.

День солидарности в борьбе с терроризмом

Цель:

формирование общественного сознания и гражданской позиции обучающихся.

Задачи:

рассказать об одной из памятных дат России – 3 сентября (День солидарности в борьбе с терроризмом); объяснить сущность терроризма; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в условиях теракта; воспитывать ответственное отношение к своей жизни и жизни окружающих.

Ход классного часа

Слайд 1

Терроризм.  Какое это страшное слово, но сегодня мы вынуждены о нём говорить.

  Слайд 2

Мы помним. 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.

Одна из памятных страшных дат России, которая ежегодно отмечается 3 сентября, называется Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Это достаточно новая дата для нашей страны. Она была установлена в 2005 году, так как имела прямую связь с трагическими событиями, произошедшими в Беслане (Северная Осетия) в сентябре 2004 года, унесшими жизни множества детей. Тогда, 1 сентября 2004 года, когда дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году, боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек. Итогом этого террористического акта стала гибель более 350 человек. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших были несовершеннолетними. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек.

После этого теракта каждый год 3 сентября, как в Беслане, так и на всей территории России проходят траурные митинги и акции памяти жертв террористических актов и погибших при исполнении своего служебного долга сотрудников правоохранительных органов. Теракты в Московском метрополитене, захват заложников в Театральном центре на Дубровке, взрыв в Домодедово... В скорбном списке погибших от рук террористов только в нашей стране несколько тысяч человек.

 Слайд 3

Скажем терроризму – «Нет!».

 Cлайд 4

 Что такое терроризм?

Терроризм (в соответствии с Уголовным кодексом РФ) – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, либо наступления иных общественно опасных действий, совершенных в целях нарушения общественной безопасности и устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.

Слайд 5

После того, как в Беслане в сентябре 2004 года произошел самый крупный и наиболее циничный террористический акт за всю историю России, Президент страны В. В. Путин определил борьбу с терроризмом как общегосударственную задачу особой важности. Далее последовал указ президента о мерах, повышающих эффективность борьбы с терроризмом, благодаря которому была выработана совершенно новая система контртеррористической активности государства. Тогда было дано определение понятия «терроризма», как «идеологии насилия», которая требовала не только непосредственной борьбы, но и предупреждения.

Слайды 6-7 (1-ый ученик)

Терроризм – это страшное слово,

Это боль, отчаянье, страх,

Терроризм – это гибель живого!

Это крики на детских губах.

Это смерть ни в чём не повинных –

Стариков, женщин, детей!

Это подлое злое деянье

Озверевших, жестоких людей.

 Слайд 8

Правила поведения в случае террористической угрозы.

Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте.

Не высказывайте ненависть и пренебрежение

к террористам.

Подготовьтесь физически и морально

к возможному суровому испытанию.

Устройтесь так, чтобы обеспечить себе

возможность менять положение тела.

С самого начала (особенно в первый час)

выполняйте все требования бандитов.

Не нужно никаких неожиданных инициатив.

Займите себя делом.

Слайд 9

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой терроризма?

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя,

особенно когда находитесь на объектах транспорта,

культурно-развлекательных, спортивных и торговых

центрах.

При обнаружении забытых вещей, не трогая их,

сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта,

службы безопасности, органов полиции.

Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета,

коробки, иного предмета.

Не подбирайте бесхозных вещей.

Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

При взрыве или начале стрельбы немедленно

падайте на землю, лучше под прикрытие.

Для большей безопасности накройте голову руками.

Слайд 10

Подведение итогов разговора.

Давайте поработаем по группам, обсудим две ситуации и попробуем объяснить своё поведение в эти моменты.

 Слайд 11

Вывод после высказываний детей (по одному представителю от группы)

 Использованные материалы

Ресурсы Интернет:

День солидарности в борьбе против терроризма

http://datki.net/den-solidarnosti-v-borbe-s-terrorizmom/

http://www.inflora.ru/directory/russian-holidays/september-holidays/day-solidarity-fight-against-terrorism.html

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/11/29/klassnyy-chas-o-terrorizme-i-pravilakh-bezopasnosti

 

 

 

 

 

 

родительское собрание "Адаптация ребёнка в школе" для 1-го класса

Родительское собрание, проведённое в 1а классе 17.10.2015 года

(с использованием презентации на данную тему)

Тема.    Адаптация в школе – очень важно для каждого первоклассника

Даже при наличии благих намерений, но при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Сегодня мы поговорим об адаптации ребёнка в школе.

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения.

Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

 

Социально-психологическая адаптация

Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

- формирование адекватного поведения;

- установление контактов с обучающимися и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения, требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями:отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п.Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут повлечь за собой учебные проблемы, ситуацию постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной, учебной деятельности.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

Правила Симона Соловейчика для первоклассников

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю  и повесить на видное место.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

И напоследок, несколько рекомендаций психолога  «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!", "Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?". Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то...".
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Мне бы очень хотелось, чтобы то, о чём мы сегодня беседовали, не прошло мимо Вас,. Я надеюсь, что Вы прислушаетесь к советам, и тогда дети будут Вам благодарны не только сейчас, но и через много лет, когда сами станут родителями.

Как заниматься с ребёнком дополнительно (советы родителям)

Как заниматься с ребенком дополнительно? ( советы родителям)

В последнее время я много думаю о дополнительных занятиях с детьми. Сейчас лето, многие считают, что летом надо дать ребенку отдохнуть. А другие считают, что, наоборот, лето — самое время позаниматься с ребенком… Правда все вкладывают в «позаниматься с ребенком» разный смысл. Да и проблема эта, надо сказать, не только летняя — в течение учебного года все эти вопросы и сомнения (Надо ли заниматься? Чем заниматься? Как заниматься?) столь же актуальны.

Давайте сразу определимся, что мы будем понимать под «дополнительными занятиями с мамой». Лично я не отношу к этому помощь (или контроль) с домашним заданием. Не отношу дополнительные задания, которые мама дает ребенку, чтобы закрепить «провисающую» тему по школьной программе. Не отношу кружки и задания для закрепления тем с кружков.

Дополнительные занятия с мамой для меня — это занятия, не имеющие непосредственного отношения к тому, что ребенок изучает в данный момент в школе или на занятиях в кружках. То есть отдельные, независимые занятия, как еще один кружок, который ведет мама и только для своего ребенка.

Я считают такие занятия очень нужными и обязательным. Это дает возможности лучше узнать своего ребенка, а ребенку научиться больше понимать маму…

Первое правило для дополнительных занятий я бы сформулировала так: занятия должны приносить радость и удовольствие и маме и ребенку. Я считаю, что не стоит даже пытаться заниматься с ребенком тем, что маме самой не близко, или в чем она не считает себя достаточно компетентной. Если есть такая тема, которую мама считает важной для ребенка, но сама она ей заниматься не хочет (это не принесет ей удовольствия), то лучше, чтобы занятия вел профессионал (найти подходящий кружок или репетитора).

Надо ли заниматься дополнительно летом или в учебном году: если занятие приносит радость всем, то им обязательно надо заниматься всегда, когда в принципе есть возможность — зачем же лишать себя и ребенка удовольствия?..

Второе правило: дополнительные занятия должны быть регулярными. Хоть по чуть-чуть, но постоянно. Лучше каждый день по 10 минут, чем раз в месяц три часа… Тут, полагаю, все понятно…

Правило третье (очень важное, по моим наблюдениям многие его упускают): ребенок должен знать о занятиях с мамой. То есть он должен знать по каким дням, когда, как долго и чем мама с ним занимается. Судя по общению, многие мамы предлагают позаниматься дополнительно тогда, когда видят, что у ребенка есть свободное время (домашнего занятия задали мало и т.д.), то есть ребенок заранее об этом не знает. Это не правильно.

Во-первых, ребенок — тоже человек, у него тоже есть свои планы. И если он весь день мечтал о том, как он быстро сделает уроки и в свободное время будет искать «кузинатру», дающую смысл, то представьте его досаду и разочарование, когда вдруг из неоткуда возникла мама с сообщением, что сейчас мы будем заниматься…

Во-вторых, психологи утверждают, что силы наш организм выделяет ночью. А для того, чтобы сил хватило на все, нужно еще с вечера четко представлять, что тебе нужно будет сделать завтра. Иначе организм просто не знает, сколько сил Вам надо… Это одна из причин, почему рекомендуется составлять планы с вечера.

Занятия должны быть заранее оговорены и регламентированы по времени.

Правило четвертое: ребенок должен знать, какой объем работы предполагает занятие. Например, что нужно решить 10 задач из такого-то сборника. Сделать два раза брейн-шторм. Это нужно проговорить заранее и четко соблюдать. Причины все те же: очень досадно, когда дело оказывается более затратным, чем ожидалось, и организм должен знать, на что конкретно должно хватить сил.

И все же самое-самое главное — чтобы было интересно. Обоим. Интересно, и не обязательно при этом максимально полезно. И обоим, а не только маме или только ребенку.

Как на счет мотивации? Мотивация для занятий обязательно должна быть, причем у обоих. Но если со своей мотивацией разобраться еще как-то можно, то с «ребенкиной» сложнее.

Что однозначно не работает, так это призывы заниматься ради светлого будущего… Ради мифической карьеры, гипотетического поступления в ВУЗ… Ребенок возраста начальной школы этого не поймет в принципе, для него это настолько нескоро, что и вообще неправда. Плохой мотивацией я считаю «будешь получать хорошие оценки»… Заниматься надо ради удовольствия от процесса, ради самосовершенствования, ради движения вперед, для расширения кругозора, для тренировки мозга, но никак не ради оценок. Это мое мнение, разумеется…

Хорошей мотивацией будет «бонус» здесь и сейчас. «Мне это очень интересно, уверена, что тебе тоже понравится» — только честно говорить, ложь дети почувствуют, не стоит подменять «интересно» соображениями полезности. Интерес — это сильный бонус. Можно использовать так же бонусы поскромнее: «Ты сможешь играть в компьютерные игры, которые еще не переведены на русский язык», «Ты сможешь участвовать в олимпиадах, а это очень здорово, там можно познакомиться с потрясающими людьми», «Ты сможешь быть более самостоятельным и взрослым, сможешь делать то, что дети твоего возраста обычно не умеют»… То есть то, что сейчас. Максимум в ближайшем будущем: «Мы летом поедем в отпуск, и тебе там пригодится английский».Есть такие занятия… Вроде бы и нужные, но опасные… Как например отработка красивого почерка или устного счета. Я это не отношу к дополнительным занятиям с мамой, так как это скорее школьная необходимость… Опасны они тем, что такие занятия просто не могут быть интересными. Маловероятно, что ребенок будет с удовольствием ими заниматься длительное время. А у мамы при этом зачастую галочка на совести — раз я занимаюсь с ребенком, значит я хорошая мать, я все правильно делаю, так и надо… Это грозит взаимным недовольством, обидами, скандалами… Но иногда действительно надо, что ж поделать… В таком случае, мне кажется очень важным, посочувствовать ребенку. Признать его право быть недовольным скучнейшим занятием… «Я тоже не люблю такие скучные задания… но надо»… И четко определить, прежде всего, для себя, а затем донести это до ребенка, когда эти занятия прекратятся. Какие условия для того, чтобы Вы поняли, что миссия выполнена, и можно ребенка больше не мучать?.. Постараться сформулировать условие прекращения этих занятий максимально конкретно, чтобы в любой момент можно было понять соблюдено это условие или нет. Можно пообещать ребенку какой-то приз по поводу окончания этих занятий. Например, сказать, что Вы сходите с ним в кино или еще что-то в этом роде. Желательно в качестве приза выбрать не какой-то предмет, а Ваше с ребенком совместное время провождение.

9 советов, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

Для развития навыков устного счета детям необходимо знание таблицы умножения, которую, согласно школьной программе, осваивают во втором классе. Как помочь детям ее выучить?

Все дети разные, и по-разному воспринимают информацию, поэтому к обучению их таблице умножения подходить нужно дифференцированно. Одни детишки великолепно заучивают ее с помощью механической памяти (у большинства детей возраста 7-9 лет она развита очень хорошо), другим требуется эмоциональное или зрительное восприятие, тогда для заучивания используются дополнительные средства – картинки, рисунки, стихи.

Можно также попробовать учить с ребенком таблицу умножения, используя следующие советы:

- начинайте обучение не с заучивания таблицы умножения, а со счета

- считаем десятками, пятерками, двойками, тройками, четверками. Дети начинают понимать, что 20, например, это две десятки (10+10), четыре пятерки (5+5+5+5), десять двоек (2+2+2+2+2+2+2+2+2+2). Дополняем число до 10 или другого ближайшего круглого числа. Например, число 6 дополняется 4, число 15 дополняется 5 и т.д. При заучивании таблицы такое понимание пригодится

- начинать учить таблицу умножения нужно с умножения на 1 и на 10

- дети быстро усваивают, что при умножении на 1 число не меняется, а при умножении на 10 – увеличивается десятикратно, и чтобы получить результат, нужно к первому множителю приписать 0.

Умножение на два

Запомнить легко, если вспомнить сложение двух одинаковых чисел: 2+2, 3+3 и т.д. Аналогично можно понять и выучить умножение на 4 и 8.

Умножение на 5

Здесь ответ всегда будет заканчиваться на 0 или на 5. Если умножаем на четное число – в ответе число заканчивается на 0, если нечетное – на 5.

Использовать правило перемены мест сомножителей

Очень важно объяснить детям, что от перемены мест сомножителей произведение не изменяется. Например, 3х2=2х3. Это значит, три взять два раза или два взять три раза – означает одно и то же. Знание этого правила сокращает обучение почти в два раза. Дети, знающие, сколько будет 4х8, с легкостью смогут умножить 8 на 4. Иногда это правило можно использовать для логического рассуждения, когда в голове никак не всплывает ответ. Предположим, ребенок не может вспомнить, сколько будет 3х7. Пусть он вспомнит названное правило о перестановке сомножителей и сложение одинаковых чисел, то есть 3х7 – это 7+7+7 (3 раза)=21.

«Ключевые места» таблицы

Это квадраты чисел: 2х2, 3х3… 8х8, 9х9, 10х10. Они будут служить ориентиром для того, чтобы вспоминать другие примеры. Например, зная, что 7х7=49, ребенок может быстро сообразить, что 7х6=42. Для этого ему просто нужно от 49 отнять одну семерку.

Умножение на 9

Интересно и с удовольствием дети могут заучить таблицу умножения на 9: Сначала число умножаем на 10, а затем ее отнимаем, например, 8х9=8х10-8=72.

Установка на длительное запоминание и повторение

Обучение таблице умножения без повторения не будет эффективным. Развесьте красочно оформленные таблицы в тех местах, где дети чаще всего находятся: возле письменного стола, возле кровати, на кухне. Пусть дети перед сном просматривают, проговаривают вслух примеры, утром они наверняка смогут их быстро воспроизвести. Память обладает свойством хорошо запоминать информацию, полученную перед сном.

Обязательное закрепление

Закрепление должно проходить в игровой форме. Например, можно сделать лото. Готовятся листы бумаги с расчерченными квадратами, куда вписываются ответы из таблицы умножения, и к ним делаются отдельные карточки с примерами. Дети достают карточки, ищут ответ на своем листе и, если он правильный, зачеркивают этот квадратик. И так до тех пор, пока не закончатся карточки. Карточки с неверными ответами нужно отложить для следующего раза, с них начните очередной этап игры, пока эти ответы не запомнятся. Такую игру, естественно, нужно стимулировать каким-то приятным или вкусным призом. Можно использовать огромное количество интерактивных игр по теме «Умножение», можно использовать тесты для проверки знаний таблицы, где ребёнок сразу получает оценку и указания на примеры, где была допущена ошибка, которую тут же можно и исправить.

Как правило, большинство детей успешно осваивают таблицу при поддержке родителей и их активном участии в процессе. А вы помогали своим детям выучить таблицу умножения? Помогите ребёнку, поиграйте с ним, и ему захочется лучше её знать, чтобы не отстать от любимых взрослых. Удачи!

Как готовить доклады (советы родителям)

Как готовить доклады? (советы родителям)

В конце этого учебного года нашим детям предстоит выступить с защитой своей проектной работы, тему для которой они уже выбрали. Одной из составляющих этого выступления является доклад. И сегодня мы поговорим о том, как Вы, уважаемые родители, сможете помочь своим детям.

Доклад предполагается на 2-3 минуты. Обязательное условие доклада — ребенок должен рассказывать сам, а не читать с листа. Презентации должны быть обязательно, но выполненные самим ребёнком. Можно использовать картинки или книжки с иллюстрациями и показать их с помощью документ-камеры.

Основной задачей при подготовке докладов - это научить ребенка эти самые доклады и готовить. Объяснить, как это делается. То есть за него ничего не делать — делает либо он сам, либо вместе с вами.

Единственное, чем можно очень серьёзно помочь — это поиски материала. Это порой занимает прилично времени, а родители все же стараются ребенка у компьютера держать поменьше. Да и интернет — такая коварная штука: на самых казалось бы безобидных сайтах, ориентированных на детей, вполне может вылезти какая-нибудь непотребщина… Так что, пока ребёнок учит другие уроки, можно искать статьи, собирать их в один файл (просто копировать друг за другом), печатать и давать ему. Обычно может быть 3-5 статей по теме.

Дальше сначала вместе, а потом и самостоятельно, составлять план доклада. Например, необходимо объяснить: если это рассказ о животном, то надо рассказать, что это за животное, как оно выглядит, где живет, образ жизни, чем питается, какие у него есть враги и другие проблемы, желательно еще о его роли в природной зоне. Составить такой план, каждый пункт пронумеровать.

Затем ребёнок сам читает все статьи и отмечает карандашом, какой абзац к какому пункту плана относится. Честно говоря, это довольно- таки сложная для него задача. Поначалу ребёнок может отмечать что-то вообще непонятное и ненужное, поэтому вначале придётся переделывать уже вместе, с обсуждением. К концу первой четверти учебного года дети уже будут делать эту работу значительно лучше, хотя все равно кое-что потом придётся подправлять.

После того, как его пометки вы утвердили, ребёнок садится за компьютер, открывает новый документ в Wordе и разносит отмеченное по соответствующим пунктам. То есть пишет заголовок: «1. Как выглядит?» и туда копирует из файла со статьями абзацы, которые в распечатке были помечены цифрой 1. Затем второй пункт плана, третий и т.д. Получается документ с заголовками, под которыми разрозненные куски из разных статей на одну и ту же тему (частично даже повторяющиеся).

Затем снова в игру вступают родители. Вместе с ребёнком вы пытаетесь из этих разрозненных кусков сформулировать нечто цельное, удобоваримое и, по возможности, с простыми формулировками. Тут уже родители должны активно включаться, но стараться не просто делать самим, а объяснять и обсуждать, показывать, на что надо обращать внимание. Например: вслух читать получившийся текст, чтобы понять, где спотыкаешься из-за плохой формулировки, где слова повторяются одни и те же, и это режет слух и т.д. В общем, делать так, чтобы текст становился понятным для всех. В итоге получается черновой текст, который надо распечатать на бумаге.

Затем полученный текст ребёнок заучивает наизусть. Через какое-то время родителям необходимо проверить, как он выучил, и найти те места, которые ему сложнее всего было запомнить. Эти места надо переформулировать попроще, а порой даже выкинуть вовсе. Иногда (если ни то, ни другое сделать не получается) вынести на слайд презентации, чтобы ребёнок мог подсмотреть во время доклада. После переделки текста ребёнок идёт учить снова. Через какое-то время родители снова проверяют…

Если вы видите, что все равно ребёнок «спотыкается» порой, забывает, тогда можно прибегнуть к шпаргалкам — маленькие бумажки, где нет текста как такового, а есть только опорные слова, на которые можно быстро глянуть и вспомнить.

Теперь ребёнок идёт учить дальше уже со шпаргалками. И после этого по шпаргалкам обычно получается уже значительно лучше.

И в процессе обучения одновременно идёт работа над презентацией. Презентации должны быть простыми, так как делать их должен сам ребёнок под руководством и с небольшими коррективами родителей. Картинки можно вместе искать в сети, обсуждать, какие лучше взять.

На подготовку одного доклада уходит обычно 2-3 дня ( чаще всего этим заниматься приходится во время учебной недели). Таких заданий в этом году будет достаточно, чтобы дети смогли спокойно защитить свои работы в конце учебного года.

Защиту проектной работы на промежуточную аттестацию, конечно, сложнее готовить. Тут и материала очень много, который надо найти, прочитать, переработать, составляя план и автореферат, исследования провести, выполнить определённые требования к оформлению работы. И выучить этот текст. Но, если работать в системе и постепенно, не откладывая на последний момент, в итоге всё будет очень хорошо