Матвеева Елена Викторовна

учитель   начальных классов
образование:  среднее профессиональное
педагогический стаж:  32 лет
квалификационная категория: высшая

Персональная страница на www.school311spb.net

Повышаем скорость чтения

  1.    Таблицы Шу́льте — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.

Разработаны первоначально как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте.

Инструкция: 1) «Называй и показывай черные цифры от 1 до 25» 2) «Называй и показывай красные цифры от 25 до 1», 3) «Называй и показывай попеременно черные цифры в прямом порядке, а красные в обратном. Например: 1, 25, 2, 24, 3, 23 и т.д.»

 

 Таблицы Шульте - онлайн тренажер для развития скорочтения:

https://cepia.ru/speedreading/schulte/

Методическая разработка учебного проекта "Петербургский алфавит".

Паспорт проекта 

  1. Исполнители учебного проекта

Образовательная ступень

Начальная

Класс

1

Участники проектной группы (ФИО)

Учащиеся класса

Руководитель проекта (ФИО)

Матвеева Е.В.

 

Тема проекта: Петербургский алфавит

 Цель проекта: изучение достопримечательностей Санкт-Петербурга и создание виртуальной экскурсии в форме презентации, где на каждую букву алфавита подобран городской объект.

 Задачи проекта:

1)    собрать информацию о санкт-петербургских достопримечательностях;

2)    сделать собственную фотографию на фоне городского объекта;

3)    оформить слайд презентации с фотографией.

 Тип проекта

По содержанию

Межпредметный

По продолжительности

Долгосрочный

По количеству участников

Коллективный

По преобладающему виду деятельности

Информационный

 Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер с выходом в интернет, компьютерная программа Google -презентация.

 Предполагаемый продукт: виртуальная экскурсия в форме презентации.

 

Планируемый результат:

  • пробуждение интереса к изучению объектов культурного наследия родного города,
  • умение находить информацию о достопримечательностях города,
  • демонстрация своих результатов посредством компьютерной презентации.

Идея проекта возникла на основе курса внеурочной деятельности для первоклассников «Мой город Санкт-Петербург». Одна из важнейших задач курса — развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного города. Краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге,  в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности. Кроме того, созданы условия и для формирования общих учебных умений, комплексному изучению разных сторон окружающего мира.

Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований. Ценность этой деятельности заключается в том, что ребёнок может сам выбирать себе материал для работы, учитывая свои силы и желания. Такая система позволяет избавить учащегося от информационной перегрузки, она направлена на индивидуализацию процесса обучения. Это особенно важно для первоклассников в период адаптации.

В ходе выполнения проекта очень важна роль родителей, как участников процесса обучения, которые принимают непосредственное участие  и оказывают организационную помощь при посещении достопримечательностей и работе с компьютерной программой. Необходима разъяснительная работа с законными представителями ребёнка о ненавязчивой роли родителей и чётким разграничением полномочий: ученик несёт ответственность за результаты работы, родители только помогают. А совместная деятельность по созданию проекта укрепит связь ребёнок - семья.

 

Глава 1. Погружение в проект

1.1  Подготовительный этап

Погружение в проект начинается с обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу.

1 занятие.

Считалочка 

Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.

Беседа о достопримечательностях Санкт-Петербурга, которые известны детям. Подвести к осознанию, что Петербург – город большого количества достопримечательностей.

- Как вы думаете, можно ли назвать достопримечательности Петербурга на все буквы алфавита? Давайте проверим. Создадим Петербургский алфавит.

1.2 Организация деятельности

Учитель предлагает обсудить план работы:
1. Найти информацию о достопримечательности.
2. Посетить городской объект и сделать фотографию с буквой в руках.
3. Разместить фотографию на слайде презентации.
4. Выступить перед одноклассниками с рассказом о достопримечательности.

После принятия плана, происходит распределение букв алфавита между участниками проекта.

Задание. Заполнить карту З-И-У каждому участнику проекта .

Ученики заполняют карту после выбора своего объекта (курсивом даны возможные ответы):

Запиши в первый столбик, что такое Адмиралтейство и что ты об этом знаешь. Во второй столбик, что ты хочешь узнать. Третий столбик заполняется после завершения проекта.

Знаю

Интересуюсь

Узнал(а)

Адмиралтейство - комплекс построек, памятник архитектуры. На шпиле находится кораблик – символ города.

Кто архитектор здания, когда был построен?

 

Примерный список объектов:

А – Адмиралтейство

Б – Биржа

В – Васильевский остров

Г – Грифоны

Д – Дворцовая площадь

Е – Египетский мост

Ж – Ждановская наб.

З – Зимний дворец

И – Исаакиевский собор

Й – Йенисаари

К – Кунсткамера

Л – Летний сад

М – Марсово поле

Н – Невский проспект

О – Оранжерея Ботанического сада

П – Памятник Петру I

Р – Ростральные колонны

С – Сфинкс

Т – Таврический дворец

У – Университет

Ф – Филармония

Х – Храм Спаса-на-крови

Ц – Цирк Чинезелли

Ч – Чижик-пыжик

Ш – Шереметьевский дворец

Щ – Щемиловка

Э – Этнографический музей

Ю – Юсуповский дворец

Я – Якоря

Глава 2. Реализация проекта

2.1 Поиск информации.

2 занятие

На занятии учащиеся получают первичное представление об информации  как сведениях об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Проводится серия занятий с рассказами о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Количество занятий зависит от условий курса, в рамках которого проводится проект.

Задание. Найти информацию о городском объекте.

Каждый работает в соответствии со своей целью; консультируются по необходимости; «добывают» недостающие знания. При необходимости происходит корректировка карты З-И-У в части «Интересуюсь».

2.2 Фиксация результатов.

Задание. Сфотографироваться на фоне достопримечательности с буквой в руках. Разместить фото на слайде общей презентации на платформе Гугл.

 

Глава 3. Обсуждение, презентация, рефлексия результатов проекта

3.1 Презентация результатов.

Материал монтируется в общую сюжетную канву, возможно сопровождение музыкой.

Задание. Подготовить устное выступление по плану:

  1. Название объекта.
  2. Если есть, автор.
  3. Интересный факт (по желанию).

3.2 Обсуждение.

Задание. Высказаться, начиная предложения со слов…

В ходе проекта я узнал… (кто архитектор Адмиралтейства, как искать информацию ).
В ходе проекта я научился… (работать с презентацией Гугл, работать в коллективе).
Лучше всего мне удавалось… (фотографироваться, работать на компьютере).
У меня не получилось… (составить рассказ самому, вставить слайд в презентацию).
Работать над проектом мне…(понравилось/не понравилось). (Понравилось. Особенно понравилась прогулка с родителями и наше фотографирование.)

3.3 Рефлексия.

Задание. На какие буквы русского алфавита не удалось найти объекты? (Ь, Ъ, Ё, Ы)

Задание. Заполнить третий столбик карты З-И-У.

3.4 Самооценка.

Задание. Дайте самооценку работы коллектива в проекте.

 

Да

Нет

Мы научились работать с различными источниками информации

 

 

Мы узнали новые достопримечательности нашего города

 

 

Мы научились оформлять свою работу

 

 

Мы научились создавать совместный продукт проекта

 

 

Мы научились представлять свою работу

 

 

Мы помогали друг другу во время работы

 

 

 Задание.  Поставь отметки на оценочных шкалах:

  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе работа над проектом.

0

1

2

3

4

5

  1. Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

  1. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен коллективу).

0

1

2

3

4

5


Заключение

Проект представляет собой сбор материала об одном из объектов города, достопримечательности или символа Санкт- Петербурга. Продуктом проекта является создание виртуальной экскурсии в форме презентации. Продукт создаётся на основе собранного материала каждым учеником, которые, как в копилку, собирают информацию об объекте.

В ходе работы используются следующие средства ИКТ:

  • поиск информации в Internet с помощью поисковых систем Google, Yandex,
  • технология создания и обработки изображений (фотоаппарат),
  • для создания общей презентации используется сервис Google-презентация, позволяющий собрать воедино все слайды с разных компьютеров.

Полученную презентацию можно использовать на уроках Окружающего мира или курсе внеурочной деятельности о Санкт-Петербурге в качестве иллюстративного материала.

По итогам проекта учащиеся сделают несколько выводов:

  • Санкт-Петербург - центр мировой и отечественной культуры;
  • Узнавать город можно весело и интересно;
  • В русском языке есть буквы, на которые нельзя найти городские достопримечательности.

По результатам коллективной работы проводится виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу для учащихся параллельных классов и для воспитанников детского сада.

Полученные знания можно применить для изготовления настольной игры о Санкт-Петербурге.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – с.86-90.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — с.22-26.
  3. Петербургская азбука [Текст] : рабочая тетрадь по русскому языку и истории города с вопросами и заданиями для начальной школы : [учебное пособие для начальной школы] / Е. Л. Чубинец, В. К. Дмитриев ; [ред. Ю. В. Гадаевой ; ил. А. Е. Соловьева, Н. А. Борисовой]. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2011. - 94, [1] с. : ил.
  4. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – с.60 – 65.
  5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – с. 24 – 29.

 

Групповой познавательный проект «Что мы знаем о природном сообществе». Задание.

Задание.

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне, которые ничего не знают о нашей планете. Подготовьте и представьте сообщение «Что мы знаем о природном сообществе».

Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:

1) заголовок – название темы;

2) небольшой текст (от 10 до 20 предложений) – сообщение по теме;

3) иллюстрации к тексту и подписи к ним;

4) два-три вопроса к составленному вами тесту;

5) две-три пословицы или поговорки, или две-три загадки по теме;

6) один-два интересных факта по теме;

7) названия двух-трёх книг или статей, которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о теме.

В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.

Для выполнения задания вы можете использовать:

  • компьютер и принтер, проектор;
  • магнитную доску с держателями;
  • книги и справочники, бумажные иллюстрации;
  • информационные и иллюстративные материалы из интернета;
  • ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.

Советы по выполнению задания

  1. Обсудите форму представления темы – плакат или компьютерная презентация.
  2. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
  3. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут.
  4. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
  5. Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
  6. Выслушайте отчеты других групп.
  7. Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
  8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.

Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС

Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС 

Портрет выпускника начальной школы

Портрет выпускника основной школы

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

любящий свой край и своё Отечество,знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок,соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; 

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 

-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы

 

Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?

В портрете выпускника начальной школы представлены результаты :

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
  • Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.

Личностные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Самоопределение

(внутренняя позиция , «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)

Любящий свой край и свою страну

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Смыслообразование

(мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Нравственно – этическая ориентация

(ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Когда мы распределим и соотнесем качество личности , прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.

Метапредметные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Владеющий основами умения учиться.

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный компонент

(навыки сотрудничества, речевая деятельность).

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:

  • Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию , применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).

Нравственный потенциал

Любящий родной край и свою страну.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Познавательный потенциал

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный потенциал

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Эстетический потенциал

Способный к эстетическому восприятию предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма в следующих направлениях:

  • Проектирование учебного процесса
  • Организация работы обучающихся
  • Оценочная деятельность
  • ИКТ – компетентность.

Базовыми технологиями образовательного процесса должны стать:

  • Информационные технологии
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология , основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Групповой проект. Лист самооценки.

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

€ А. Да, все работали одинаково.

€ Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.

€ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.

€ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.