Самигулина Светлана Юрьевна

учитель   начальных классов
образование:  высшее
педагогический стаж:  18 лет
квалификационная категория: первая

Сценарий "Новогодние приключения букв"

Сценарий «Новогодние приключения букв»

Действующие лица:

Гласные буквы 10 девочек

Согласные буквы 9 мальчиков

Баба Яга

Мышка

Снеговики – 4

Гл. снеговик

Лесные звери: Лиса                                                                                                 

                          Волк 

                          Снегирь                      

                           Дятел

                           Синица  

                                                                                   

                          

Баба Яга

У леса на опушке

Живее Яга в избушке

Варит зелье из лягушек.

Комаров и разных мушек.

Нет никого у Бабы Яги!
Нет ничего у Бабы Яги!
Кроме одной костяной ноги,
Только метла и палка.

 

Песня бабы яги

 

- Слышу, что сюда идут

Притаюсь пока я тут.

 

Песня гласных (на мотив в лесу родилась елочка):

1.Мы гласные подружки

Все очень любим петь

К согласным мы торопимся,

чтоб к празднику успеть.

2. Мы можем быть ударными

И безударными.

Без нас слогов и слов не будет

И жизнь станет кошмарною.

3. С согласными соседями

Хотим мы дружно жить.

И мягкими и твердыми

им помогаем быть.

 

Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает Алфавит!
Астры, аисты, аптеки
С буквой «А» дружны навеки!

 

В слове ель мы «Е» услышим,
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.

Ежевику ел енот,
Широко разинув рот.

Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
«Ё» - мы букву так читаем.

 

«И» похожа на гармошку,
На испуганную кошку.
«И» - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок

 

Буква «О» - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.

«Ы»... Такая я  толстушка!
Мой животик как подушка.
Чтоб легко было ходить,
Палочку пришлось добыть.

 

Буква «Э» - как ни взгляни -
Увидишь клещи и клешни.

Эхо раздалось в лесу -
Это я зову грозу.
Я кричу ей: - Э-ге-геееей!!!
Эхо повторяет: - Э-эй!

 

Вся согнулась буква «Ю»,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою -
Старой бабкою с клюкою.

 

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
— А вы знаете, кто я.
Я не только буква «Я» —
БУКВА,
СЛОГ
И Слово

 

Танец БабыЯги

Баба Яга

Это что ещё такое?

Буквы гласные в лесу?

Я вам праздничек устрою-

Буквы я с собой возьму

 

Появляются по очереди согласные

 

«В» - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

 

Аист на одной ноге

Напоминает букву «Г».

 

«Д» - словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

 

«Ж» имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква «Ж», наверняка,
На бумаге тень жука.

 

На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
«З» не просто завитушка,
«З» - пружина, крендель, стружка.

 

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверх галочку пиши.

 

«К» одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет.
И при этом буква «К»
Будто усики жука.

 

У меня про букву «Н»
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н -
Получилась лесенка.

 

Знать эту букву нехитро,
Кто был хотя бы раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква «М».

 

Буква Р — Рычательная,

ПРосто замечательная.

С этой буквой тРели

Любят свиРистели.

Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,

 

- Где же гласные, друзья?

Нам без них никак нельзя.

Мы свистим, шипим, жужжим

Шелестим, рычим, стараемся.

Но красивых слов без гласных

Никак не получается.

 

 Под музыку появляются снеговики

Гл. снеговик:

Я, ребята, снеговик,

К морозу, холоду привык.

В этом царстве ледяном

Снег  мы целый день метем.

И летят, летят снежинки

Будто белые пушинки.


Танец снежинок

 

На полянке лесной          1-ый снеговик
Под высокой сосной
Город снежный-белоснежный
И прозрачно-ледяной.


Утром рано встаем,          2-ой снеговик
Лес дозором обойдем 
Всех охотников разгоним,
Браконьеров отпугнем.


Посчитаем: раз, два, три,      3-ий снеговик
Сколько жителей - смотри!

Желтогрудая синица,                    4-ый снеговик
И волчишка, и лисица.

Даже дятел прилетел,

И снегирь на ветку сел.


Снеговик (с блокнотом и большим карандашом):
Подсчитаем население – 
Сколько нужно угощения?
Расскажите, звери, птицы,

Кто чем хочет угоститься?…

Лиса (без лишней скромности, отталкивая козленка):
Я хочу кусочек сальца.


Птица-синица: 
Десять зернышек овса.

Волк: 
Я бы съел, пожалуй, зайца,
Да сойдет и колбаса.

 

Дятел:

Я бы скушал короеда-

Очень вкусная еда.

 

Снегирь:

Слаще ягодок рябины не найдете никогда!
 

Буква

- Звери, звери, помогите-

Наши буквы отыщите.

Скоро Новый год встречать

Где же буквы нам искать?

 

Снеговик

Я знаю, кто нам  поможет – Мышка – символ Нового года

 

Выходит Мышка и плачет.

- Что случилось?

- Я не могу стать символом Нового года, пока не будет написано слово «мышка»

- А ну-ка буквы, становитесь в ряд (выходят буквы М, Ш.К)

Мышонок плачет

- Видите, не получается слово

- А где же гласные?

- Баба Яга их украла

 

Снеговик

Наступает Новый год,
Дед Мороз придёт вот-вот,
И Мышонок, символ года,
Должен праздновать с народом,

 

Снеговики, зверушки,

Лесные пичужки,

Вместе Бабу Ягу найдем

Буквы гласные вернем!

 

Буквы

Мышка, мышка, помоги,

Ты дорогу покажи

К бабушке к сторожке

По лесной дорожке.

 

Снеговик

- Вот так Бабушка Яга!
Как здоровье? Как нога?
Ты ещё вреднее стала!
Буквы ты зачем  украла?

 

Воровства я не прощу,
И в сосульку превращу! 

 

Баба Яга (начинает плакать):   
- Я живу в лесу  одна,
Волки, ветер, да луна…
Мне же скучно, даже вот
Не с кем встретить Новый год!

Ладно, хулиганить брошу!
Буду я всегда хорошей!
И теперь уж, так и быть,
Стану я вас всех любить!

 

(выходят гласные буквы)

1-ый снеговик Ну, лесная детвора,
Елку наряжать пора!
2-ой снеговик. (обращаясь к буквам)
Ну и вы нам помогайте,
Тоже елку наряжайте.
3 снеговик. (обращаясь к главному снеговику)
Кстати, кстати, где игрушки,
Бусы, шарики, хлопушки,
Что нам Дед Мороз прислал,
Снеговик, ты не видал?

Мышка

С Новым годом поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Если очень постараться,

Если дружно всем собраться

В развеселый хоровод,

Можно встретить Новый год!

 

Песня

С новым годом поздравляем

И больших, и малышей.

Счастья всем, добра желаем

И морозных ясных дней.

Пусть звучит сегодня в зале

Ваш веселый, звонкий смех.

С Новым годом поздравляем,

С Новым счастьем всех, всех, всех

 

 

 

 

Ну-ка, дети, подскажите,
Где Мышонок, объясните?

 

 

Хрюшку дружно провожаем,
Но грустить недолго нам,
Мышку мы теперь встречаем,
С ней разделим пополам,

Сыр, конфеты и колбаску,
Кров надёжный и уют,
А она подарит сказку,
Как куранты в ночь пробьют!

Будет мышка нам подружкой,
Будет весело пищать,
С ней жить будем вместе дружно,
Коту в обиду не давать

Технологическая карта урока русского языка по теме "Письмо заглавной и строчной букв О, о". 1 класс

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Самигулина Светлана Юрьевна

Класс:

Предмет: русский язык

№ урока по РП: № 21

Дата: 30.09.10

Тема: Письмо заглавной и строчной букв О, о

Тип урока: изучение нового знания

Цель: учить писать заглавную  и строчную букву О  о, соединения буквы о с другими буквами

Задачи: закреплять навык правильного  письма,  развивать речь, образное мышление, фонематический слух;

               способствовать формированию универсальных учебных действий (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, взаимоконтроль и др.);

               способствовать воспитанию аккуратности письма, интереса к сказкам, бережного отношения к животным,  изучению русского языка.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тренировка в написании букв О, о.

Сопоставление строчных букв а — о. Выбор и запись недостающей буквы

 

 

Познавательные: общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы; логические – осуществление анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв; сравнение начертания заглавных и строчных письменных букв.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге

осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают доброжелательность при взаимодействии с учителем и одноклассниками

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: прописи № 1 стр. 40-41, интерактивная доска Мимио, документкамера, сигнальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагает вспомнить, о какой букве говорили на уроке чтения, какой звук она обозначает

Вспоминают тему урока чтения, предполагают, чем будут заниматься на уроке письма

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает рассмотреть стр. 40-41 в Прописях и сформулировать тему урока

Рассматривают стр. 40-41 и делают вывод

Организация познавательной деятельности

1. Предлагает рассмотреть образец заглавной буквы «О» в прописи, указать точку начала и направление движения

2. Организует работу по введению нового понятия  «соединительный штрих»

3. Инициирует игру «Буквы потерялись»

 

4. Предлагает вспомнить. когда надо писать заглавную букву в начале слова

5. Предлагает рассмотреть образец строчной буквы «о» в прописи, указать точку начала и направление движения

6. Организует работу по сравнению букв «о» и «а»

 

7. Загадывает загадку про волка, предлагает вспомнить сказки, в которых встречается волк и вписать пропущенную букву

8. Предлагает вспомнить или придумать свою загадку про кошку, вписать пропущенную букву

1. Анализируют написание заглавной буквы «О» и прописывают в  1 и 3 строчке прописей, выделяют наиболее удавшуюся букву

2. Прописывают буквы в соединениях (4 строка), выделяют соединения зеленой ручкой

3. Вписывают недостающие буквы (5 строка), производят взаимопроверку тетрадей

4. Перечисляют слова, которые надо писать с заглавной буквы

 

5. Анализируют написание строчной буквы «о» и прописывают в  1 и 2 строчке прописей, выделяют наиболее удавшуюся букву

6. Сравнивают буквы «о» и «а», выделяют зеленой ручкой одинаковый элемент и элемент, которым отличаются

7. Отгадывают загадку, перечисляют сказки, вписывают буквы

 

8. Проговаривают загадку, вписывают букву «о», проводят самопроверку, опираясь на образец (документкамера)

Подведение итогов

Организует, направляет и стимулирует рефлексию

Перечисляют, чем занимались на уроке, что нового узнали

Дополнительный материал: стихи  и песни для физминутки, загадка про волка

Диагностика достижения планируемых результатов: с помощью сигнальных карточек определяют, какую букву («о»  или «О») надо писать в начале слова

Дополнительные творческие задания: нет

               

Занятие по внеурочной деятельности "Юный петербуржец" по теме "Символы Санкт-Петербурга", 1 класс

Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный петербуржец»

1 класс

 

Тема занятия: Символы Санк-Петербурга

Цель занятия: познакомить обучающихся с геральдикой Санкт-Петербурга.

Задачи:

Образовательная: рассказать учащимся о трех символах Санкт-Петербурга.

Развивающая: способствовать развитию логики и внимания посредством заданий на сравнение, раскрашивания герба, а также способствовать развитию памяти посредством игры «Собери герб Санкт-Петербурга»

Воспитательная: способствовать формированию патриотизма и любви к своему городу через беседу об экскурсии в Петропавловскую крепость и работу над темой

Методы

  • Словесные (рассказ, объяснение, вопросы, инструктаж, фронтальная беседа).
    • Наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, видеоряд).
    • Практические (практическая работа).

Оборудование: презентация с изображениями,  соответствующими  теме мероприятия  (герб СПб, портрет Петра первого, фото Петропавловской крепости, флаг СПб), выставка рисунков детей «Что мне запомнилось на экскурсии в Петропавловской крепости», аудиозапись «Гимн Санкт-Петербурга», заготовки для раскрашивания «Петропавловский собор», «Герб  и флаг Санкт-Петербурга», цветные карандаши, заготовки для составления герба

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, беседа об экскурсии

- Где мы с вами побывали во время каникул? ( В Петропавловской крепости)

Рассмотрим ваши рисунки. Что же вам больше всего запомнилось во время экскурсии?(Дети делятся впечатлениями, рассказывают об Иоанновском мосте, об Иоанновских воротах, Петровских воротах, Невских воротах, Ботном домике, скульптурах зайцев и, конечно, о Петропавловском соборе. Рассказ детей подкрепляется фотографиями– Слайды №№ 1-8)

 

3. Беседа о Петропавловском соборе, работа на листах

- Кто может перечислить элементы Петропавловского собора(Ангел-флюгер  - хранитель нашего города, шар-яблоко, волюты – украшения - завитки, ярусы - этажи, часы-куранты, которые играют мелодию каждые 15 минут) Дети рассматривают изображения на доске (Слайды №№9-12) и делают соответствующие надписи в своих листах на изображении Петропавловского собора.

- Петропавловский собор и Петропавловская крепость – это один из неофициальных символов Санкт-Петербурга. Но у нашего города, как у любого другого есть и официальные символы. Кто может назвать их?(Гимн, герб, флаг) (Слайд № 14)

 

4. Работа над темой

 

С древних времён главный символ - это ГЕРБ. Посмотрите на герб нашего города(Слайд №15).

 Герб-это щит,  т.е. «защита» города. Герб должен отражать особенность положения и роль города. А поскольку наш город расположен на реке и на море, то и на гербе мы видим два якоря: морской (двузубый) и речной (четырёхзубый).

Самыми любопытными деталями петербургского герба являются якоря:

  • Их два, один – морской, второй – речной. Речной якорь – четырехлапый, с кольцом на конце, морской – двухлопастный, имеющий у кольца перекладину. Каждый из них здесь символичен: речной олицетворяет Неву, на берегах которой находится город, а морской символизирует выход к Балтийскому морю.
  •  Морской и речной якоря расположены в перевернутом виде, лапами вверх. По геральдическим законам так изображаются якоря флота, не знавшего поражений в сражениях.

 Что ещё мы видим на гербе, в самом центре?

-Это называется СКИПЕТР. С давних времён царь должен был иметь отличительные символы царской власти. Это корона, держава и скипетр.

Почему же символ царской власти на гербе нашего города?

Да потому, что СПб был при Петре 1 и почти до нашего времени столицей Российского государства.

А эта синяя лета называется Андреевская. Используется для гербов столиц и городов пребывания Российских императоров.

Щит красного цвета – он считается цветом власти и могущества. А скипетр- это символ императорской власти.

Каждый цвет на гербе символичен:

  • Золото символизирует власть, могущество, богатство, а еще великодушие.
  • Серебряный цвет обозначает благородство, чистоту помыслов, надежду.
  • Красный щит олицетворяет пролитую кровь русских воинов в Северной войне, которая закончилась незадолго до того, как создавался первый герб г. Петербурга. Традиционно красный цвет обозначает также мужество, силу, храбрость и отвагу.
  • Голубой цвет ассоциируется с понятиями красоты, величия, мягкости, доблести, превосходства и еще является цветом моря.

 

- Что же такое Герб? (ответы детей)

Это отличительный знак, символ любого города или страны. Итак мы знаем , что на гербе два якоря (морской и речной)- это значит , что город СПБ морской и речной порт; скипетр- значит , что город – столица.

 

Послушайте стихотворение о гербе нашего города и скажите, как автор называет наш город.

Петербуржский герб красивый,

Скипетр и якоря,

Красный щит и эти символы

Обозначены не зря.

Так большой корабль у пристани

Крепко держит якоря.

Город Северной столицею,

Стал по замыслу царя.

Петербург с другими странами

Вводный путь помог связать.

В новый порт, в широкой гавани

Стали гости прибывать.

С чистой верой и надеждою,

Прозорливо видел Пётр:

Бороздит моря безбрежные

Молодой, Российский флот.

Видел как морской державою

Станет русская земля

И себя овеет славою,

Петербург дитя Петра.

 

Санкт-Петербург автор называет Северной столицей и дитя Петра.(Слайд № 16)

 

 

5. Физкультминутка «Мост нагнулся над рекой» 

  
- Мост нагнулся над рекой  (Дети нагибаются, доставая кончиком пальцев до пола).
Над водою ровной:  (Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду.).  
«Ах, красивый я какой,  ( Маршируют на месте )                                            

 Ах, какой огромный». (Разводят руки над головой, показывая большой мост).

 

6. Первичное закрепление

 

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, что за слово пропущено

 

Санкт-Петербург! Мы Герб рассмотрим Твой.

Опознавательный Твой знак изучим.

На вид Он очень скромный и простой.

Над ним как будто бы не собирались тучи!

 

Пусть с Балтики порою верещит,

Пусть ветер злобный Временами рвётся,

Твой Герб собою представляет  (ЧТО?) ЩИТ

Он означает – Враг здесь не прорвётся!

 

Твой щит окрашен краской непростой –

Цвет спелой земляникою играет,

Что ягода на поле красотой,

В России так (какой город?) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ сверкает.

 

Серебряных два стержня (чего?) ЯКОРЕЙ

На щит Крест-накрест Сверху укрепили.

Цепляли дно они Рек и (ЧЕГО?) МОРЕЙ,

Теперь Эмблему города сцепили.

 

Зачем здесь якоря – понятно всем.

Ведь с якоря не снимешься беспечно.

Но нет на якорях Цепей совсем,

Что означает, Город здесь – Навечно!

 

Лежит на якорях Жезл непростой,

Что меч сверкает, вырванный из ножен.

То – царский (Что?) СКИПЕТР северной звездой

 На Герб, как меч на щит, Петром возложен!

 

Всё главное здесь сказано теперь,

Последнее, что Герб нам сообщает,

Что формою щита указано –

Ни зверь, ни враг нам под щитом не угрожает!

 

 

6. Работа в группах

- Случилась беда: герб рассыпался на части. Каждой группе я выдам часть. Вы должны обсудить, часть какого элемента герба перед вами и где надо расположить деталь.

(Обсуждение в группах)

- Как вы думаете, с какой группы надо начать собирать герб?(с группы, у которой «щит»)

Далее речной якорь, морской якорь и жезл. Сравните с образцом на доске (Слайд№17)

 

 

7. Слушание гимна Санкт-Петербурга

Гимн нашего города  написал композитор Р.Глиэр. Он называется «Гимн нашего города»

Сейчас послушайте его, посмотрите на герб СПб, и вы увидите, как сочетаются величественная, торжественная музыка и золото с серебром нашего герба.

Обычно гимн исполняется при торжественном поднятии и спуске флага, а так же в других торжественных случаях.

 

8. Практическая работа (раскрашивание герба)

 

9. Подведение итогов. Рефлексия

- О каких символах Санкт-Петербурга говорили? (О гербе и гимне)

- О чем не успели поговорить? (о флаге). О флаге поговорим на следующем занятии

-Что узнали новое?

-Кому было трудно?

- Какие вопросы хотели задать?

 

10. Задание по желанию

Узнать, где можно встретить герб Санкт-Петербурга.

 

Игровое занятие. День матери. 1 класс

Тема занятия: «День матери»

Актуальность

Внеклассное мероприятие ко Дню матери является актуальным во все времена, во всех странах, в любую историческую эпоху. Мама - почти всегда самое первое и самое дорогое слово для каждого человека. Пока рядом с нами наши мамы, мы чувствуем себя защищенными. Образ матери - символ родного дома, тепла, уюта, бескорыстной любви. Именно она делает все для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идем со своими проблемами. Она всегда поймет, утешит и обнадежит. Поэтому важно формирование у детей понимание роли мамы в жизни каждого человека, чувства уважение и благодарности к ее каждодневному труду.

Тема занятия в этот период времени выбрана неслучайно. Именно в  последнее воскресенье ноября отмечается праздник «День матери», который  появился в 1998 году.

Цель: формирование у детей образа матери как хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Задачи:

1. С помощью рассказа и беседы  с ребятами расширить знания детей о международном празднике «Дне матери».

2. Через просмотр видеороликов вызвать эмоциональный отклик и подвести к пониманию роли матери для каждого человека.

3. На основе игры «Мамины дела» сформировать ценностное отношение к ежедневному труду матери.

4. Через организацию творческой мастерской продолжить развитие творческих способностей учащихся.

5.  Продолжить формирование коммуникативных навыков с помощью групповой формы работы.

Планируемые результаты:

Личностные:проявляют уважительное отношение к маме, испытывают чувство добра, любви и заботы к близким людям; испытывают чувство гордости за свою семью, уважение к родителям

Метапредметные: демонстрируют элементы творческого воображения при работе с изделием, устойчивость и переключаемость внимания,  демонстрируют познавательные  УУД: (анализ, синтез, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (на этапе мотивация к деятельности в беседе, на основном этапе), регулятивные УУД: (контроль, оценка своей деятельности; развивать творческое воображение посредством оформления «платья» и изготовления пирожного из пластилина (на основном этапе в выполнении работы), устойчивость и переключаемость внимания; развивать у учащихся чувство прекрасного, способствовать развитию художественно – эстетического мышления.), коммуникативные УУД:  умение работать в  малых группах.

Предметные: знания о празднике «День матери России».

Форма проведения: внеклассное занятие из курса внеурочной деятельности.

Виды деятельности: занятие строится в основном на игровой деятельности с элементами творческой мастерской.

Направление воспитательной работы: духовно-нравственное.

Методы и приемы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, вопросы, инструктаж, фронтальная беседа).
  • Наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, видеоряд).
  • Практические (практическая работа).
  • Игровые.

Целевая аудитория: 1 класс.

Оборудование: компьютер, экран, презентация «День матери», видеофильм «Притча о матери», видеофильм «Мамонтенок», цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, лист А3, пластилин, бумажные тарелки, сердечки из бумаги.

 

Ход занятия

1.Видеофильм «Притча о матери»  и объявление темы занятия

    - Здравствуйте!

- Давайте попробуем догадаться, о чем сегодня будем говорить на занятии. Ответить на этот вопрос нам поможет видеофильм. Подумайте, о ком этот фильм. Просмотр видеофильма «Притча о матери»

- Какого ангела получил в подарок ребенок? (маму)

- О ком мы сегодня будем говорить? (о маме)

Тема нашего сегодняшнего разговора «Наши любимые мамы»

2. Беседа о празднике

У каждого человека есть мама – самый близкий и родной человек. Разные народы восхваляют маму. Даже есть праздник, посвященный мамам.

- Что же это за праздник? (сообщение учителя о праздники «Дань Матери», сопровождающийся иллюстративным материалом презентации).

Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, родного, единственного человека

  • Материнская любовь греет нас до старости.
  • Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

 

Во многих странах мира отмечают День матери правда в разное время.

 

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно.
Указом Президента День Матери в России празднуется в последнее воскресенье ноября

 

3.  Музей любимых мам

- Сегодня на занятии мы побываем в музее любимых мам и посетим творческие мастерские

- Сначала отправимся в музей.

Чтобы попасть в музей, надо назвать ключевое слово. Как вы думаете, какое это слово? (мама, мамочка)

  Кто пришел ко мне с утра?

  Кто сказал вставать пора?

  Кашу кто с утра сварил?

  Чаю к каше мне налил?

А какие экспонаты есть в музеях? (дети перечисляют). Но в зале нашего музея пусто. Давайте попробуем побыть статуями. Выходите и становитесь полукругом.

Наш зал  называется «Мамины дела» Надо изобразить, чем занимается мама дома: одно мамино дело. Но так как вы будете статуями, двигаться нельзя, а я буду «оживлять» фигуру, ожившая фигура должна назвать и показать мамино занятие.

- Так чем же приходится маме заниматься в доме? (дети перечисляют)

- Вот сколько много забот у мам. А вы помогаете маме?

Мама устает. Чтобы порадовать маму, давайте устроим для нее праздник. Что можно приготовить на праздник? (дети перечисляют)

Мы отправимся в творческие мастерские. Какое ключевое слово нужно назвать, что бы попасть в мастерскую? (мамочка)

  Кто косички мне заплел?

  Целый дом один подмел?

  Кто меня поцеловал?

  Кто ребячий любит смех?

  Кто на свете лучше всех?

4.  Творческие мастерские

В творческих мастерских вы будете работать совместно и сделаете общий подарок. Кто может назвать правила работы в группе? (1. Говори негромко, 2. Выслушивай мнение других, 3. Смело высказывай свою точку зрения, 4. Уважай товарища, 5. Умей договариваться)

- Одна группа отправляется в мастерскую приготовления праздничного торта (из пластилина). Другая группа – в мастерскую по изготовлению чайника и чашки для любимой мамы(аппликация). Третья группа – украсит праздничную скатерть(аппликация) Четвертая группа оказалась в мастерской по изготовления платья для любимой мамы (аппликация). Эта группа создаст коллекцию красивых платьев. (Оформляется моментальная выставка детских работ).

(Работа в группах проходит под музыкальное сопровождение: «Вальс цветов»)

5. Подведение итогов

Сегодняшнее занятие подошло к концу.

   -   Кому же мы его посвятили?

  -  Почему день Матери отмечается во всех странах мира?

  - А радовать маму надо только в праздничный день?

6. Рефлексия

- Положите руку на сердце, закройте глаза, прислушайтесь! Слышите, как звучит мамин голос? Нет на свете человека роднее и ближе матери, поэтому любите и берегите ваших мам.

 - Возьмите сердечко из бумаги, назовите маму ласково - какая она (все по очереди называют слово).

- Прикрепите сердечко на доску 

Мамочка милая, нежная, славная,
Добрая, умная и лучезарная,
В ладонях я счастье тебе подарю,
«Спасибо!» за всё я тебе говорю.

 Видеофильм «Мама для мамонтёнка» (дети могут петь все вместе, если знают слова песни).

- Сегодня, придя домой, чем вы можете порадовать свою маму? (добрым словом, улыбкой, полезным делом).

 

Урок русского языка по теме "Орфограммы в окончаниях прилагательных". 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку «Орфограммы в окончаниях прилагательных»

 

Технологическая карта урока

 

Автор,  разработчик:

 

Самигулина Светлана Юрьевна

Предмет

Русский язык (Программа: ПНШ Учебник: М.Л. Каленчук., Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова).

Класс

4

Тип урока

Урок обобщения и закрепления знаний

Технология урока

 

Тема

Орфограммы в окончаниях прилагательных

Цель

Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

 

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

 

Предметные результаты:

– умение определять окончания прилагательных;

– усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

– умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

– обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

– умение формулировать вопросы к прилагательному

– умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного

 

Метапредметные результаты:

– Уметь определять и формулировать цель урока;. проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 

Личностные УУД:

– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

– Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре и в группе; формулировать собственное мнение и позицию

 

Познавательные УУД:

– Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

 

 

 

 

 

 

 

 


Этапы урока

Формируемые умения

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап

Организационный момент

 

 

Метапредметные результаты:

 

Готовность обучающихся, их настрой на работу

 

 

 

 

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок:

– Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Я надеюсь, что этот урок будет полезен для нашей дальнейшей работы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II этап.

Формулировка темы урока, постановка цели

 

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– По содержанию учебника найдите тему сегодняшнего урока.

 

– Вспомните, как называлась тема предыдущего урока.

 

– Уточните формулировку темы нашего урока.

 

– Все ли понятия в теме вам понятны или есть новые?

 

– Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель каждый себе поставит?

–  Прилагательные.

 

 

– Орфограммы в окончаниях слов. Существительные.

 

– Орфограммы в окончаниях прилагательных.

– Мы изучали эту тему.

 

 

– Мы вспомним, что такое имя прилагательное, будем тренироваться в правильном написании окончаний прилагательных.

III этап.

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

Уметь работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме, учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию

–Что такое имя прилагательное?

В группах вы должны сформулировать определение имени прилагательного, опираясь на план в карточке.

(1.Что обозначает.

2.На какие вопросы отвечает.

3.Как изменяется (непостоянные признаки).

4.Чем обычно является в предложении.

5.Почему так называется).

 

– Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении обычно является определением. Зависит от имени существительного

IV этап

Работа по теме урока

Отработка навыков правописания безударного падежного окончания прилагательных.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Взаимопроверка выполненной работы.

– Составьте словосочетание прилагательного морозный с существительными утро, вечер, ночь, дни.

– Давайте проверим, что у вас получилось. (на интерактивной доске )

морозн... утро                          ая    яя   

морозн... вечер                        ое   ее  

морозн... ночь                          ые   ие

морозн...дни                            ый    ий

– Поставьте в прилагательные нужные окончания.

– Как вы определили нужное окончание?

 

 

 

В парах сформулируйте правило определения безударного окончания прилагательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Всегда ли окончание прилагательного будет совпадать с окончанием вопроса?

Например: морозные дни

                    морозный вечер

 

 

 

 

– Откройте учебник упр. 112, прочитайте задание.

– На какие прилагательные в тексте вы будете обращать внимание?

 

 

– Как вы будете работать с этими прилагательными?

 

 

 

 

 

– Взаимопроверка у доски (обмен тетрадями)

 

 

 

– Посмотрите на доску и подберите к словосочетаниям из упражнения нужные вопросы.

 

Самостоятельное выполнение в тетрадях.

 

Обучающиеся поочереди перетаскивают окончания в прилагательные.

 

 

 

 

 

– Мы задавали вопрос от существительного к прилагательному и смотрели на окончание вопроса.

 

– Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного надо:

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.

2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

3. Посмотреть на окончание вопроса.

4. Написать в прилагательном такое же окончание, как и в вопросе.

 

– Окончание прилагательных зависит от мягкого или твердого окончания основы.

– В именительном падеже единственного числа мужского рода будем писать безударное окончание –ый или –ий

 

Читают задание про себя.

 

– Мы будем рассматривать прилагательные с безударными окончаниями.

 

– Найдем словосочетания, в которые входят прилагательные. Стрелкой покажем, с каким существительным связано прилагательное, над стрелкой поставим вопрос. Выделим окончание вопроса и окончание прилагательного.

 

Те кто завершил работу выходят к доске, меняются тетрадями и проверяют.

 

На черную землю (какую?)

Тяжелым холодным одеялом (каким?)

В сыпучем снежном болоте (каком?)

Колючий февральский снег (какой?)

С низкого мглистого небо (какого?)

По дырявому снегу (какому?)

V этап

Заключительный

Обобщение знаний, полученных на уроке.

– На какие правила опирались при выполнении задания?

 

– Чтобы легче было запомнить, как определить окончание прилагательных предлагаю вам стихотворение:

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание, –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе.

–Что бы вы добавили к этому правилу?

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В И. п. ед. ч. м.р. в безударных окончаниях прилагательных пишется

–ый или –ий

VI этап

Рефлексия

Формулировать конечный результат своей работы на уроке. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

– Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

– А какая была цель нашего урока?

 

 

 

 

– Как вы оцениваете свою работу?

Нарисуйте в тетрадях соответствующий смайлик.

Ваши впечатления от урока. Есть ли у вас вопросы?

– Достигли.

 

– Мы вспомнили, что такое имя прилагательное, потренировались в правильном написании окончаний прилагательных.

 

Каждый ставит соответствующий значок.

Домашнее задание

 

 

 

 

По выбору:

1. Доделать упр. 112 из учебника.

2. Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного окончания.

3. Составить текст на тему весна с использованием прилагательных с безударными окончаниями.

 

Записывают домашнее задание в дневник.