Смирнова Нина Евгеньевна

учитель   начальных классов
образование:  высшее
педагогический стаж:  25 года
квалификационная категория: высшая

Почетная грамота Минобрнауки РФ

Персональная страница на www.school311spb.net

Памятки для выполнения разборов на уроках русского языка в начальной школе

Инструкция  «Выполнение фонетического1 разбора»

  1. Определи  и запиши количество слогов в слове (проверь по количеству гласных)
  2. Раздели слово по слогам вертикальными линиями
  3. Поставь ударение
  4. Запиши слово в столбик по буквам
  5. Определи, какие звуки обозначают   буквы
  6. Дай характеристику звукам:
  •   Гласный\согласный
  •   Гласный – ударный\безударный
  •   Согласный – твердый\мягкий\парный\непарный    и    звонкий \глухой\парный\непарный

 

  • 7.Подведи черту
  • 8.Посчитай количество букв и звуков в слове

Образец:    ульи1 – 2 слога

                   у – [ у ] гл., ударн.

                   л – [ л,] согл., мягк./п., зв./н.

                   ь – [ - ]  

                   и – [ и ]  гл., безуд. 

                   4 б. и 3 зв.

Инструкция  "Морфемный2 разбор" (по  составу)

Разбор слов по составу

  1. Найди окончание (изменяя форму слова)
  2. Выдели  основу (часть слова без окончания)
  3. Определи корень (подбирая однокоренные слова)
  4. Выдели приставку (если есть)
  5. Выдели суффикс(ы) (если есть)

 

 

Инструкция «Морфологический3 разбор имени существительного»

  1. Запиши существительное в такой же форме, как в предложении (если есть предлог, пиши его в скобках)
  2. Определи часть речи, что обозначает слово, на какой вопрос отвечает
  3. Запиши начальную форму: Н.ф. - ………
  4. Определи (по начальной форме!) и запиши постоянные (неизменяемые) признаки: П.п. -
  • собственное/нарицательное;
  • одушевленное/неодушевленное
  • род
  • склонение
  • 5.Определи (по форме в предложении!)  и запиши непостоянные (изменяемые) признаки: Н.п. -
  • число
  • падеж
  • 6.Запиши существительное, как в предложении, определи его роль в предложении, подчеркни:
  • подлежащее
  • сказуемое
  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

Образец:  Коля  играет в футбол с  мальчиками3.

(С) мальчиками3  - сущ.,   обозн. предмет,   отв. на вопрос с кем?

1. Н.ф. – кто? мальчик

2. П.п. – нариц., одуш., м.р., 2скл.

3. Н.п. – мн.ч, Т.п.

4. с мальчиками (доп.)

Инструкция  «Выполнение синтаксического4 разбора предложения»

  1. Дай характеристику предложению по цели высказывания (повествовательное/ побудительное/ вопросительное) и по интонации (восклицательное/невосклицательное)
  2. Найди  и подчеркни главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), определи, какими частями речи выражены.
  3. Найди и подчеркни второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство), определи, какими частями речи выражены.
  4. Составь схему однородных членов предложения (если есть)

Самостоятельная работа по сказке Г-Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 4 класс ПНШ

Самостоятельная работа по сказке Г-Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Фамилия________________________________________________________ Вариант 1

Запиши номер страницы с описанием картонного дворца танцовщицы________

Почему именно одноногий солдатик стал героем волшебной сказки?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди отрывок в тексте и запиши номер страницы _______и номер абзаца______

«Откуда ни возьмись, из воды вынырнула большая рыба и мигом проглотила солдатика вместе с его ружьем»

Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика? Запиши по порядку

  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________

Найди и раскрась ошибки в описании танцовщицы:

«Она тоже была вырезана из бумаги; на ней было платье из тонкого шелка, на плечах – синий шарф, а на груди – блестящая брошка, почти такая же небольшая, как голова ее владелицы…»

Какое чувство испытывал солдатик к танцовщице? ________________________________

Чем отличается конец этой сказки от того, как заканчиваются народные волшебные сказки?

____________________________________________________________________________________

Выбери подходящие характеристики для этой сказки: народная, бытовая, волшебная, авторская.

Ответь на вопросы по содержанию:

  • Что общего было у солдатика и танцовщицы?_______________________________________
  • Почему солдатики не могли выйти на волю?_________________________________________
  • Где жил злой тролль?____________________________________________________________
  • С какого этажа упал солдатик?____________________________________________________
  • Почему солдатик не крикнул, когда его искали?______________________________________________________________________________
  • Почему во время плавания на лодке стало темно?____________________________________
  • Что требовала у солдатика крыса?_________________________________________________
  • Кто нашел содатика?____________________________________________________________
  • Как солдатик оказался в печке?____________________________________________________
  • Что осталось от солдатика?_______________________________________________________

 

Нарисуй на обратной стороне иллюстрацию к сказке.

 

Самостоятельная работа по сказке Г-Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Фамилия________________________________________________________ Вариант 2

Запиши номер страницы с описанием   танцовщицы________

Почему именно одноногий солдатик стал героем волшебной сказки?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди отрывок в тексте и запиши номер страницы _______и номер абзаца______

«Мальчик и служанка ушли обратно в дом. И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!»

Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика? Запиши по порядку

  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________

Найди и раскрась ошибки в описании картонного дворца танцовщицы:

«Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все залы. Перед самым дворцом лежало овальное зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого блестящего озера стояли высокие зеленые деревья».

Что помогало солдатику в его испытаниях? ________________________________________

Чем отличается конец этой сказки от того, как заканчиваются народные волшебные сказки?______________________________________________________________________________

Выбери подходящие характеристики для этой сказки: народная, бытовая, волшебная, авторская.

Ответь на вопросы по содержанию:

  • Почему солдатики были братьями?________________________________________________
  • Кого разбудили игрушки, когда играли?_________________________________________
  • Кто жил в табакерке?____________________________________________________________
  • Где застрял солдатик, когда упал из окна?___________________________________________
  • Что вспомнил солдатик, погружаясь на дно?________________________________________
  • Почему во время плавания на лодке стало темно?____________________________________
  • Кто требовал  у солдатика паспорт?________________________________________________
  • Кто нашел содатика?____________________________________________________________
  • Как танцовщица оказалась в печке?________________________________________________
  • Что осталось от танцовщицы?_____________________________________________________

 

Нарисуй на обратной стороне иллюстрацию к сказке.

 

ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЮНЫЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ". ТЕМА : РУССКИЙ МУЗЕЙ

Занятие по внеурочной деятельности

«Юный Петербуржец»  3 класс

(фрагмент)

Тема: Русский музей

Цель: получить первоначальные сведения о Русском музее

Задачи: научиться использовать разные источники информации для решения практических    
задач

Используемые технологии: Технология индивидуально-бригадного обучения

Формируемые компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера,     мобильного телефона;
  • применять для решения учебных задач информационные   технологии:  Интернет.

Оборудование: ноутбуки, справочники по музеям Санкт-Петербурга, мобильные телефоны с функцией диктофона, фрагменты текста, карточки для индивидуальной и групповой работы, конверты с названием источника информации.

 

  1. Этап индивидуальной работы с текстом

Учащиеся самостоятельно работают с фрагментом текста о Русском музее, заносят ответы на вопросы в карточку.

Прочитай текст. Найди ответы на вопросы. Запиши их в таблицу.

Когда закончишь работу, подними руку. Продолжи работу в группе.

1.В честь какого Михаила получил свое название Михайловский дворец?

В честь...

2. Кто создал проект этого дворца?

 

3. Какой музей расположен в здании Михайловского дворца?

 

4. Какие экспонаты хранятся в этом музее?

 

5*Прочитай текст в рамке. Чем знаменит этот музей?

Этот музей – самый...

 

  1. Этап групповой работы

Учащиеся проверяют в группе результаты индивидуальной работы.

 

-Хотели бы вы побывать в этом музее?

-Какую информацию необходимо знать человеку, который планирует посещение музея? (адрес, телефон, режим работы, стоимость билетов)

-Какими источниками информации можно воспользоваться? (Интернет, справочник, спросить у кого-то)

-Каждая группа сейчас попробует найти всю необходимую информацию, используя какой-то источник информации.

(Выдать конверт, где будет указано, чем будет пользоваться группа: Интернет, справочник, опрос людей)

 

Учащиеся работают в группах и заполняют таблицы:

 

Государственный Русский музей

Адрес

Телефон

Режим работы

Стоимость билетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце работы результаты сравниваются и делаются выводы:

 

-Информация в справочниках может устаревать;

-Люди не всегда являются достоверным источником информации;

-Наиболее полную и достоверную информацию можно получить в Интернете;

-Недостающую информацию можно узнать по телефону.

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Животные – часть живой природы»

Урок по теме « Животные – часть природы»

1 класс  Окружающий мир

Пояснительная записка: Данный урок проводится в первой четверти 1 класса и открывает раздел «Живая природа». На предыдущих уроках учащиеся познакомились с понятиями «Окружающий мир», «Органы чувств», «Мир изделий и мир природы», «Живая и неживая природа». В начале урока этап целеполагания осуществляется  с опорой  на ранее полученные знания детей по предмету. В ход  урока включены игровые моменты, работа в парах и группах, проблемные вопросы, обсуждения в форме фронтальной беседы. Компьютерная презентация используется не только как средство наглядного представления материала, но и вносит в урок элемент игры, создает возможность задуматься над решением тех или иных вопросов на уроке. 

Цели урока:

Предметные: выявить признаки живых организмов на примере животных и познакомить учащихся со способом классификации животных

Метапредметные: учить осуществлять логические действия «обобщение» и  «классификация», учить навыкам коммуникативной культуры

Личностные:  создать условия для мотивации учебной деятельности, для повышения интереса к новому содержанию и приобретению новых знаний.

Задачи урока:

  1. Научиться выделять существенные признаки живых организмов;

Уточнить знания учащихся о названиях детенышей различных животных;

Познакомить с развитием животных на примере птицы;

Научиться распознавать животных, принадлежащих разным группам (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые)

  1. Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Учиться ориентироваться в строении учебника;

Учиться понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы, рисунка, фильма.

Приобретать навыки сотрудничества с товарищами при совместной работе;

Учиться строить речевые высказывания.

  1. Формировать положительное отношение к процессу обучения, овладению новыми знаниями и компетенциями;

Учиться оценивать результаты своей работы

 

Этапы урока:

Этапы урока

Решаемые задачи (планируемые результаты)

Формы и

методы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Диагностика

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Актуализация знаний

Установление понимания границ «Что я знаю»

Понимание информации, представленной в виде схемы; построение речевых высказываний

Закрепление умений сравнивать и различать объекты живой и неживой природы, мира изделий; повторение названий органов чувств

Опрос с моделирова-

нием схемы

 

Высказываются по изученной теме; обобщают изученное; приводят примеры

Организует работу по повторению; моделирует на экране  обобщающую схему

Диагностика по схеме «Согласен – не согласен» (дети хлопают)

Самооценка

2. Целеполагание

Мотивация на учебную деятельность

Умение выделять существенные признаки; определение и формирование целей работы с помощью учителя; умение высказывать предположения

Определение примерного круга знаний о животном мире

Игра

Проблемный вопрос

Участвуют в игровой деятельности;

Высказывают предположения, определяют цели работы

Организует игровую деятельность; подводит учащихся к определению цели работы

Диагностика по схеме «Согласен – не согласен»

3.Работа по достижению цели урока

3.1 Коллективное обсуждение

Учебно-познавательный интерес к новому учебному

материалу

Умение формулировать точку зрения

Определение особенностей живых организмов

Обсуждение

Высказывают предположения,     учатся   выражать свои мысли,   делать  выводы в результате  совместной  работы   всего класса

Организует обсуждение в режиме «Мозговой штурм»

 Диагностика по схеме «Согласен – не согласен»

3.2 Игра «Кто чей ребенок». Работа в парах

Установление понимания границ «Что я знаю»

Умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  умение работать        с информацией, представленной в виде таблицы;

Умение правильно называть детенышей разных животных

Работа в парах

Работают в парах с таблицей, учатся распознавать известное и неизвестное, приходить к единому мнению

Учитель организует работу,  коллективную проверку, обсуждение, анализ  полученных результатов

Диагностика по схеме

« Согласен – Не согласен»

(пары поднимают руки)

Самооценка

3.3 Работа с учебником

Установление понимания границ «Что я знаю»

Умение ориентироваться в учебнике; понимание информации, представленной в виде схемы; построение речевых высказываний;

Знакомство с циклом развития животных на примере птиц

Работа в парах

Составление устного ответа по рисунку-схеме

Учатся ориентироваться в учебнике; обсуждают рисунок  в парах; строят устные речевые высказывания

Создает ситуацию информационно

го поиска; корректирует (в случае необходимости) ответ ученика

Самопроверка

3.4 Работа в группах

Классификация животных

Учебно-познавательный интерес к новому учебному

материалу

Умение осуществлять логическое действие «классификация» по самостоятельно выбранному признаку; умение выделять и обобщать существенные признаки объектов; умение учиться высказывать предположения; Умение сотрудничать при выполнении работы в группе и участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Умение сравнивать и различать представителей разных групп животных

Работа в группе

Работают в группе, совместно обсуждают и решают поставленную задачу по классификации животных; составляют речевые высказывания

Организует групповую форму работы; оказывает помощь (в случае необходимости); организует обобщение результатов работы групп

Коллективное подведение итогов

3.5 Закрепление. Работа с учебником

 

Умение осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; умение находить информацию по иллюстрации; сотрудничать при работе в парах

Умение сравнивать и различать представителей разных групп животных

Работа в парах

Фронтальная работа

Работают в парах с иллюстрацией учебника; проверяют результат своей работы

Организует работу по поиску информации

Самопроверка

Самооценка

4. Обобщение

Мотивация на достижение результата

Умение осуществлять логическое действие «обобщение»; умение понимать информацию, представленную в аудиовизуальном виде

Умение называть группы животных

Игровая деятельность Обсуждение

Просмотр видеофрагмента

 

Обобщают и расширяют свои знания при просмотре видеофрагмента

Предоставляет возможность обобщить, закрепить и расширить знания учащихся; организует обсуждение просмотренного

Коллективное подведение итогов

5. Итог урока. Рефлексия

Мотивация на достижение результата

Умение оценивать учебные действия; осознавать причины, приведшие к успеху или неуспеху; умение строить речевые высказывания

 

Беседа

Анализируют выполнение поставленных целей; оценивают свою работу и настроение

Помогает проанализировать достижение целей урока; предлагает форму самооценки

Коллективное подведение итогов; индивидуальная самооценка с помощью шаблонов

 

 

 

 

Ход урока

  1. Актуализация знаний

СЛАЙД 1  (изображения появляются после ответов детей)

-Давайте вспомним, какие знания мы уже приобрели на уроках окружающего мира. Что мы знаем об окружающем мире? (Все, что нас окружает, либо создано человеком, либо природой).

- Как называется то, что создано человеком? (Изделия) Приведите примеры

- На какие части можно разделить то, что создано природой? (Живая и неживая природа) Приведите примеры. Встаньте, кто считает, что хорошо разобрался в этих темах.

 

 

 

-Сегодня на уроке мы поговорим об очень большой части окружающего нас мира. А вот какова тема нашего урока, вам помогут узнать ваши помощники. Что помогает человеку познавать окружающий мир? (Органы чувств) Вспомните их.

 СЛАЙД 2

 

 

- Определить тему урока вам сегодня поможет один из них. Назовите орган слуха, быстро, дружно, это….(ухо)

  1. Определение темы  и  постановка цели урока

СЛАЙД 3

 

 

 

Поочередно появляются значки, при нажатии на которые раздается какой-либо звук. Дети определяют, кто издает такой звук (собака, волк, петух, свинья, пчелы, птицы, комар, труба, лошадь, муха).       

 -Какой рисунок на экране вам кажется лишним и почему? (Труба)

-Посмотрите на оставшиеся рисунки. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Животные)
 СЛАЙД 4

 

 

                                               

-Вы что-нибудь уже знаете о животных?  О чем можете рассказать? А   можем мы ещё что-то узнать о животных? Что вы хотели бы узнать?  (Ответы детей. Дети убеждаются, что их знания сводятся к знаниям о конкретных животных)  -Посмотрите, как сформулирована тема нашего урока. Что мы должны будем сегодня обсудить? (Что животные являются частью живой природы). Как вы думаете, много ли разных животных на Земле? Есть ли среди них похожие? Как вы думаете, можно ли всех животных разделить на какие-то группы? Мы можем попробовать это сделать с вами? Подумайте, каковы же цели нашей работы на уроке? (Доказать, что животные – часть живой природы и подумать, на какие группы их можно разделить)

3. Работа по теме урока

-Кто же такие животные? Кого так называют на Земле? Они все такие разные, а какими общими признаками они обладают? Как доказать, что животные – часть живой природы? Что отличает их от предметов неживой природы? (После ответов детей на слайде появляются обобщающие слова: рождаются, питаются, дышат, растут, оставляют потомство)

СЛАЙД 5

 

 

- Смогли мы выполнить нашу первую задачу? (Да, мы доказали, что животные – это представители живой природы)

Игра «Кто чей ребенок»

- Животные оставляют после себя потомство, то  есть размножаются. У них у всех на свет появляются детеныши. А вы знаете, как называются детеныши разных животных? Давайте поиграем. Я бросаю мяч и называю животное, а вы называете его детеныша. (Лиса, лось, кошка, лев, слон, олень, кукушка, утка, ёж, рысь, медведь, коза и т. д.)

Работа в парах

-У всех ли животных детеныши называются так же, как мама? Посмотрите на таблички на ваших партах. Какие животные изображены на рисунке? (Белка, корова, лошадь, овца, свинья, волк, собака, курица). Вспомните, как зовут детенышей этих животных.  Подумайте и обсудите с соседом, у всех ли детей такие же названия, как у их родителей. Отмечайте то, что вы знаете, плюсами.
-Проверим, что у вас получилось. Представители от разных пар называют по одному ответу, остальные пары сигнализируют совместно поднятыми руками, если у них есть такой же вариант ответа. У кого все верно? А кто узнал названия, которых не знал раньше? Оцените себя на карточке смайликом.

СЛАЙД  6

                                                 

 

Работа с учебником

-А кто среди   животных  на вашей карточке лишний и почему? (Могут быть разные ответы. Остановимся на варианте «Курица»)

-Для того, чтобы узнать больше об этом животном, обратимся к учебнику. Как нам найти страницу с темой нашего урока? (По содержанию). Откройте Содержание учебника. Кто может найти тему нашего урока и назвать страницу? Откройте учебник на этой странице. Найдите иллюстрацию.

- Обсудите друг с другом, как происходит развитие этих животных. (Рассказ детей по иллюстрации)

СЛАЙД 7

 

 

Работа в группах

-Мы доказали, что животные являются живыми организмами. Вспомните, какую еще задачу мы должны решить на сегодняшнем уроке? (Подумать, на какие группы можно разделить животных). – Это непростое задание. А как проще справиться с трудной задачей? (Вместе). Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила совместной работы. (Опора на Памятку)
- Итак, вы уже заметили, что животные, несмотря на общие признаки, различаются между собой. Некоторые виды животных имеют общие черты, отличные от других видов животных. Поэтому ученые-зоологи разделяют животных на группы. Сейчас вы попробуете себя в роли ученых - зоологов и распределите наших животных по группам по каким-либо общим внешним признакам.

(Дети раскладывают картинки с изображением животных в группы и приклеивают в разные части листа).

Далее происходит обсуждение, по каким признакам были распределены животные, дети делают вывод, что по внешним признакам животных следует разделить на птиц, насекомых и млекопитающих, уточняются названия    групп и объясняется, почему они так названы. (Птицы – пернатые, насекомые, млекопитающие) (При проверке на слайде животные тоже объединятся в группы)

СЛАЙД 8

 

 

 

                                                                                                 

 

Работа с учебником

-Откройте учебник по закладке.Рассмотрите картинку.

СЛАЙД 9 (На слайде – иллюстрация из учебника)

 

 

 

-Какие животные спрятались за забором? Как вы их узнали? Рассмотрите всех животных.

-Ребята с первой колонки найдут и покажут  друг другу млекопитающих, со второй – птиц, с третьей – насекомых.  (Проверка – показ на доске) Каких животных больше всего? Встаньте, кто нашел всех животных своей группы правильно. Молодцы.

- На нашей картинке есть еще несколько животных, которых нельзя отнести ни к птицам, ни к насекомым, ни к млекопитающим. Кто это? (рыбы)

СЛАЙД 10

                                                  

 

-Почему рыб выделили в отдельную группу? Какие у них общие признаки? (Обсуждение)

4.Обобщение

                                                        Какие группы животных вы знаете? Какие у них есть отличительные признаки? Что общего у всех животных?

                                                        СЛАЙД 11

 

-А это что за животное? (Фантастическое животное) Кого вы в нем узнали? Какое название ему можно придумать?

Динамическая пауза (Песня про следы из м/ф «Маша и Медведь», дети показывают упражнения под музыку)

СЛАЙД 12 (видеофрагмент из мультфильма Р. Саакянца «Природоведение для самых маленьких»)

-Сегодня мы познакомились с несколькими группами животных, но на самом деле их больше, ведь животный мир нашей планеты очень разнообразен. Посмотрите фрагмент мультфильма и постарайтесь запомнить, какие еще бывают

группы животных. (Обсуждение после просмотра)

5. Итог урока. Рефлексия

-Какие задачи мы должны были решить на сегодняшнем уроке?

- Почему животных относят к живой природе? На какие группы их можно разделить? Какие еще бывают группы животных? А для чего нам нужно уметь определять группы животных? (Разных животных очень много, так  будет удобнее их изучать;  когда будем говорить о них на других уроках окружающего мира, можно будет сравнивать их  жизнь и т.д.)  Смогли мы сегодня решить задачи нашего урока?  Что вам запомнилось? Показалось трудным? Интересным?

СЛАЙД 13

-У вас на партах лежат желтые кружки. Оцените свою работу на уроке, а главное, ее результат. На обратной стороне нарисуйте цветным карандашом кружок: зеленый  - я работал хорошо и много узнал, синий – я мог бы работать лучше, не все мне было понятно, красный – я недоволен своей работой на уроке.

А теперь переверните кружки и нарисуйте, какое настроение у вас было на уроке.

 

 

 

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а значит и у меня после нашего урока будет хорошее настроение!

  1. Использованные  материалы:
  2. «Окружающий мир. 1 класс»:  / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – М.: Академкнига/Учебник, 2011
  3. «Окружающий мир. 1 класс» Электронное приложение к учебнику –М.: Академкнига/Учебник, 2012
  4. «Окружающий мир. 1 класс»:  /Автор-составитель Н.В. Лободина – Волгоград: «Учитель»,2011
  5.  «Природоведение для самых маленьких», анимационный фильм, режиссер  Р. Саакянц
  6. http://images.yandex.ru/ (картинки)
  7. http://www.audiopoisk.com (песня для динамической паузы)

    Подробнее: Методическая разработка урока окружающего...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

Автор: Смирнова Нина Евгеньевна

 

Меняется время, меняется общество, меняется человек. Работая в школе много лет, я наблюдаю, как меняется и мой ученик. То, что еще десять лет назад   могло заинтересовать и «научить» наших детей, сейчас перестает работать. Дети не стали хуже или лучше – они стали другими. Современный ученик    более мобилен и развит в техническом отношении,   меняется тип его мышления – все чаще мы сталкиваемся с таким явлением, как «клиповое мышление», вытесняющее понятийное, меняется   быстрота восприятия  жизненных событий младшими школьниками. Зачастую современные дети испытывают дефицит общения, они перестают читать книги, им трудно сформулировать свои мысли, но  при этом они быстрее ориентируются в потоках информации. Смартфоны, планшеты, другие гаджеты   появляются в руках наших детей еще задолго до прихода в школу. Не рассуждая сейчас о том, чего больше принес компьютер  – пользы или вреда, просто признаем тот факт, что он стал неотъемлемой частью жизни современного ребенка, современного ученика, а значит, и современного учителя.

Говоря о сегодняшнем дне, безусловно, невозможно представить себе  урок без использования информационных технологий. Компьютер в мою жизнь как учителя вошел уже много лет назад и с тех пор является    незаменимым помощником практически на  каждом уроке и при подготовке к нему. Информационные технологии идут в ногу со временем, совершенствуется не только  техническая составляющая, но и подход к использованию этих технологий в целом. Если несколько лет тому назад современным считался показ  в качестве наглядного средства на  уроке презентаций и  других  мультимедийных продуктов, то сейчас  это является примером скорее  репродуктивного использования компьютерных технологий  в обучении. Сегодня современный урок требует такого применения ИКТ, которое также бы ставило ученика в позицию активного участника образовательного процесса. Следовательно, передо мной   встал вопрос: как организовать урок, используя средства ИКТ так,  чтобы ученик выступал не в роли зрителя и потребителя мультимедийного продукта, а в роли активного  участника обучения.

Эту задачу, безусловно, помогает решать как организация деятельности учащихся, так и активное использование имеющегося в   школе  современного электронного оборудования. Интерактивная система Mimio,    включающая в себя  интерактивную приставку и систему голосования, позволяет включать ребят в активную работу на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Система голосования дает возможность каждому ученику не только проверить уровень своего знания, но и осуществлять самоконтроль и самооценку, значительно повышает мотивацию учащихся, снижает тревожность. Я использую эту систему на уроках, а мои ученики уже овладели навыками самостоятельного составления тестов и пользуются этой системой для подготовки и проведения опросов в своих исследовательских работах.   Презентации, созданные в программе MimioStudio,  носят интерактивный характер и позволяют не только повысить познавательный интерес учащихся, но и включить их в мыслительный процесс. Эффективность работы с интерактивными презентациями значительно возрастает благодаря возможностям использования мобильного класса. Когда учащиеся   работают с ноутбуками, каждый имеет возможность выполнить задания самостоятельно. Количество таких заданий многочисленно и их виды разнообразны.  При этом можно организовать как совместную работу, так и работу в режиме взаимоконтроля. Наличие в школе мобильного класса  дает  мне возможность  также применять на уроках элементы  Интернет-технологий.  На внеурочном занятии  курса «Юный петербуржец», готовимся с ребятами  к походу в Русский  музей.   Для посещения музея необходимо   уточнить, где он находится, как работает, стоимость билетов. Эту задачу группы ребят решают  разными способами, в том числе и используя сайт Русского музея в сети Интернет.  На уроке литературного   учащиеся  должны были  найти на подобранных мною сайтах  определенные сказки, познакомиться с ними и выполнить задания.  Правильно выполняя задания, ребята собирали кодовое слово, которое в конце урока необходимо было расшифровать. Такую работу на уроках  мои ученики выполняют с огромным  интересом.

Конечно, продумывая использование на своем уроке различных средств информатизации, учитель в первую очередь должен руководствоваться принципом «Не навреди». Проведение уроков в начальной школе  с использованием ИКТ, требует от педагога строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм, и это следует обязательно учитывать при организации деятельности учащихся.

Главная задача учителя, идущего в ногу со временем – сделать компьютер на уроке своим союзником в работе, показать ребенку, что интересным может быть не только развлечение, но и учение. Учение, организованное на основе грамотного и разумного использования различных современных средств информатизации.