Тетерева Ирина Витальевна

 

учитель  биологии

образование:  высшее

педагогический стаж:  35 лет

квалификационная категория:   высшая

награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ

Экологическая культура на уроках биологии в рамках новых ФГОС

Экологическая культура на уроках биологии в рамках новых ФГОС

Тетерева Ирина Витальевна

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №311 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ    

ФИЗИКИ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Учитель биологии

 

Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит

изменить человека, систему его качеств и ценностей.

А. Печчеи, первый президент Римского клуба.

 

С 2020 года о сохранении природы России во всем ее многообразии все чаще Владимир Владимирович Путин поднимает злободневный вопрос среди активистов экологических движений, ученым и защитников природы. На то, чтобы внимательное отношение к природным ресурсам стало нормой, нацелено одно из предложений по изменениям в Главный закон страны.

«Проблемы окружающей среды, экологии всегда были и остаются в ряду наиболее чувствительных, важных для общества тем. И не случайно, что в числе инициатив граждан по поправкам в Конституцию было так много предложений усилить требования к сохранению природы, окружающей среды. Многие живут по принципу «после нас — хоть потоп». Это прискорбно. Такая логика — тупиковая и крайне опасная. Сама природа дает нам сигнал: устойчивое развитие возможно только при соблюдении гармоничного, рационального баланса интересов — экономического роста, благосостояния общества и, с другой стороны, экологической безопасности», — сказал глава государства.

В современном обществе все чаще говорят об экологических проблемах и о том, что их решение следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и жизнь Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизму.

Сегодня в России реализуется комплексная стратегия устойчивого развития: повышенное внимание уделяется экологической повестке, защите и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, укреплению системы особо охраняемых природных территорий. Так, отметил глава государства, только на федеральном уровне это 109 заповедников, 64 национальных парка и 62 заказника. Всего же под экологической законодательной защитой сейчас находится свыше 25 процентов сухопутной части России. К 2024 году планируется создать не менее 23 новых охраняемых природных территорий.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует и тот факт, что нынешний XXI век объявлен «столетием окружающей среды». А это значит, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает себя элементы влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже стихийного воспитания.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Культура - это та область человеческого бытия, в основании которой лежат жизненные ценности, которые, в свою очередь, покоятся на фундаменте вечных общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности-задача воспитания.

Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей. Это, и многое другое, служит показателем крайне низкой общей, а следовательно, и собственно экологической культуры. Ведь взаимоотношения человека с окружающей средой также базируются на нравственных ценностях - добре, самоограничении, созидании.

Главной задачей экологического образования в школе является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Содержание термина «экология» в сфере образования понимается достаточно широко. Оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

Учитель на уроке берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства отзывчивости и сопереживания в детях, тем самым привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем. В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья - ее образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной, значимой для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха.

Практика экологического образования в школе показывает, что основной упор сейчас делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии; географии, химии. Многие учителя стремятся к тому, чтобы использовать различные современные технологии для повышения интереса к изучению проблем экологии. Однако наиболее эффективным и существенным моментом в воспитании экологической культуры учащихся становится перевод их сознания и поведения из природопотребительской сферы в природосберегающую.

Методика данной переориентации состоит в том, чтобы довести до сознания воспитанников мысль о том, что человек -  часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии,

ритму, целесообразности. На своих уроках я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы он позволил подвести учащихся к творческому решению поставленных на уроке познавательных задач и обеспечил высокий интерес учащихся к предмету.

Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального отношения учащихся к процессу познания и обязательным условием эффективности процесса обучения.

Познавательный интерес - это глубокий внутренний мотив учения, который вызывает чувство удовольствия и радости познания, он стимулирует волю и внимание, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса, повышает работоспособность.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, а формирование представлений о природе - с первых уроков естествознания в пятом классе. Я очень люблю эти уроки.

Дети пришли после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться. У меня каждый урок с

ними - это восторг от их энергии. Учитель должен стараться сохранить эту энергию, не дать ей угаснуть, рассеяться. Поэтому я стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала литературную страничку.

Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения Солнцу - источнику света и тепла:

Позволь отдать тебе поклон,

Великое светило,

За то, что в этот год теплом

Ты нас не обделило,

И в том, что нива не пуста,

Что небывало рожь густа,

И тянет медом с луга,

Твоя, конечно, доброта...

Но и моя заслуга.

 

При изучении курса биологии в 6 и 7 классах больше внимания следует уделять практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях), можно организовать экскурсии в Ботанический сад; в 10-11 классах проводятся обобщающие уроки в Зоологическом музее.

Наш город предоставляет такие возможности. Музей Гигиены помогает нам провести занятия по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека, показать историю развития медицины, рассказать

о влиянии курения и алкоголя на организм. При изучении темы «Иммунитет» можно обратиться к материалам музея «СПИД и его профилактика».

Те уроки, которые проводятся вне школы, всегда дают большой воспитательный и познавательный эффект. Однако особенно важно после окончания данных уроков узнать мнение детей, их отношение к изученному. Поэтому контрольно-обобщающие уроки следует проводить по двум направлениям: «Я узнал, что...», «Меня удивило...»

Экологические проблемы современности, их значение для сохранения и развития здоровья людей обуславливают необходимость создания комплексного научного направления Экология человека.

Лично для меня эта наука представляет большой интерес. Поэтому со старшеклассниками я веду элективный курс «Экология человека».

ЧЕЛОВЕК - единственное на земле существо, которое стало сознательно и целеустремленно изменять и подчинять себе окружающую среду. С расширением сферы хозяйственной и производственной деятельности необычайно раздвинулись границы его обитания. Новые производственные и природные условия нередко оказывали и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье настоящего и будущего поколения людей.

Примером тому может служить катастрофа в Чернобыле, трагедия Аральского моря, загрязнения почвы, воды, воздуха бытовыми отходами.

Наибольший интерес у учащихся вызывают следующие темы:

«Экологически опасные факторы»,

«Радиоэкология человека»,

«Стресс и здоровье человека»,

«Биологический возраст человека».

Чтобы поддержать интерес учащихся к проблемам экологии, следует разнообразить формы работы. Наши ученики делают сообщения, выпускают информационные бюллетени, проводят уроки здоровья, участвуют в районных, городских, международных экологических проектах.

Все это позволяет развивать мыслительную, познавательную и творческую деятельность учащихся.

В экологическом образовании наиболее полно осуществляются прогрессивные направления образовательного процесса:

-  соединение различных форм постижения мира, прежде всего науки и искусства;

-  развитие гуманистических качеств личности;

-  формирование сознательного и ответственного отношения к миру, пони-

мания своей включенности во все природные и социоприродные процессы;

-  обращенность к различным планам человеческой личности: ее познаватель-

ной, эмоциональной, трудовой, волевой и т.д.

 

Особенности внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся

Тетерева Ирина Витальевна,

учитель биологии, высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №311 с углубленным изучением физики

 

Особенности внеурочной  деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся

В статье проанализировано современное состояние здоровья учащихся возрастной категории 11-18 лет. Предложен курс внеурочной деятельности для учащихся 5-ого класса, направленный на поддержание здорового образа жизни. Подготовлены рекомендации об использовании разнообразных форм работы на уроках и внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни.

Сегодня мы  понимаем, насколько важна и ответственна задача формирования культуры здоровья у детей и подростков. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относиться к своему здоровью, зависит их дальнейший путь по реализации своих целей.

В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям   политики в области образования. 

 Сегодня востребованы новые формы работы в области сохранения здоровья школьников, предлагается широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий для детей школьного возраста, так как именно в этом возрасте  на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые  необходимо начинать формировать в школе.

В настоящее время решение этой воспитательной задачи – одно из важных направлений деятельности школы, что зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

  Нужно определить самое главное: какая концепция здоровья будет положена в основу воспитания? Какое понимание здоровья мы будем воспитывать у подростка? Здоровье как состояние, когда «ничего не болит», или здоровье как условие стать счастливым и сделать счастливыми других?

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа образовательного учреждения содержит программу формирования культуры здорового  образа жизни, задача которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

  Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий становится  приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми школьного возраста. Педагоги проводят систематическую  работу по   формированию  культуры  здоровья  у  школьников, так как   важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика  как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательных отношений. Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитание потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

В основу содержания работы педагога входит несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья:

  • подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым;
  • подростку должно быть интересно учиться быть здоровым;
  • у подростка должна быть возможность приобрести полученные знания в повседневной жизни.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения.

Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

Остановимся на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением учебного процесса.

 Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления, поэтому внеурочная деятельность должна быть некой альтернативой для ребенка. Не следует перегружать дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения учебного материала, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.

Дети  школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно основная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.  

Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

- проведение занятий по внеурочной деятельности по курсам «Тропою здоровья» и  «Твое здоровье», спортивно – оздоровительные праздники, экскурсии, походы, создание проектов, участие в конкурсах и конференциях.

Курс внеурочной деятельности «Тропою здоровья» состоит из нескольких модулей, содержание которых охватывает основные направления по формированию здорового образа жизни.

Каждый из модулей объединяет несколько видов мероприятий, реализация которых направлена на формирование или развитие конкретных навыков и умений, связанных с заботой о собственном здоровье.

  1. Модуль «Физическая активность» - развитие интереса к различным видам спортивных занятий; расширение знаний о видах спортивных занятий; развитие навыков работы в команде; интереса к коллективной деятельности.
  2. Модель «Питание» - формирование представления о важности завтрака как обязательной составляющей ежедневного рациона питания; развитие интереса к приготовлению пищи, участию в бытовой жизни семьи; формирование готовности соблюдать режим питания.
  3. Модуль «Режим дня» - развитие представлений об основных компонентах режима дня; развитие навыка планирования своей деятельности в течение дня; формирование представлений о времени как ценном ресурсе в достижении жизненных целей, о скрытых ресурсах времени.
  4. Модуль «Гигиена»  - расширение знаний о средствах гигиены, формирование у подростков умений правильно выбирать подходящие средства гигиены; развитие гигиенических навыков, связанных с уходом за собственным телом.

Формами организации деятельности могут быть как самостоятельная работа, так и внеклассные мероприятия, творческие задания, исследовательские проекты,  викторины, игры и  т.д.

При подготовке к занятиям по внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий, обращаю внимание на:

  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • на виды учебной деятельности, их среднюю продолжительность и частота чередования;
  • наличие методов, способствующих активизации мыслительной деятельности;
  • место и длительность применения ТСО;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

 

Важным аспектом занятия с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

  • метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества);
  • активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);
  • методы, направленные на самопознание и развитие.

Проектная деятельность основана на самостоятельной деятельности подростков: поиске информации для решения поставленной задачи, анализ информации, подготовке финального продукта обсуждения:

  •  организация и проведение спортивных соревнований;
  •  проведение экскурсий, походов;
  •  организация проектной и исследовательской деятельности;
  • работа с родителями;
  • проведение внеурочных занятий;
  • проведение спортивных конкурсов,  соревнований.

 В течение года обучающиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!». Один раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».

В спортивно-массовых мероприятиях и  соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями  обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению  утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы.  Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.

Организация и проведение экскурсий,  походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу,  в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.

Работа с детьми строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания  безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

 В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье», позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».

Организуется работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности  по формированию здорового образа жизни  можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

  • обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность  в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей (1).

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»(2).

Список источников

  1. Здоровосберегающие технологии: http://pedsovet.su/load/220-1-0-19913
  2. Мудрые мысли: http://www.epwr.ru/quotauthor/242/txt36.php
  3. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2. С.21 – 28
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:  Просвещение, 2009.-105с.

Фильм "Балтийское море"

Вашему предлагается фильм об экологической проблеме Балтийского моря.

Шум в жизни человека. Гареева Регина 9 Б

Шум в жизни человека. Гареева Регина 9 Б 

Урок по теме: "Гигиена зрения"

Интегрированный урок технологии и биологии  по теме "Гигиена зрения"

 

Тема урока: Гигиена зрения.

Цель урока: Изучить строение глаза и научиться заботиться о здоровье глаз.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. ознакомить учащихся со строением глаза;
  3. познакомить с ролью гигиены зрения в формировании общей картины окружающего мира.
  4. Развивающие:
  5. развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно;
  6. развивать уверенность в себе.
  7. Воспитательные:
  8. формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения;
  9. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
  10. овладевать приёмами гимнастики для глаз.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок технологии и биологии  с использованием  ИКТ, ЦОР.

Оборудование:  стенды «Гимнастика для глаз», «Правила бережного отношения к зрению» , компьютер, интерактивная доска, зеркала.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя технологии

Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашей соседке по парте? (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…).

Тема нашего сегодняшнего урока «Гигиена зрения». Вы прочитали тему на доске и у вас возник вопрос: «А для чего это надо?» Давайте подумаем.

На уроках истории вы изучаете, как развивалось человечество с доисторических времен до наших дней.

Вопросы для беседы.

  1. Изменилась ли нагрузка на зрение с течением времени?
  2. Нагрузка на зрение увеличилась или уменьшилась?
  3. Какие факторы увеличивают нагрузку на зрение?
  4. Устают ли у вас глаза?
  5. Как вы ощущаете усталость глаз?

Как вы думаете, какая  цель сегодняшнего занятия.

Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы немного узнать, как видят наши глаза, а главное, научиться заботиться о здоровье глаз.  (Говорят учащиеся)

Учитель биологии:

Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и технологии, но более углублённое представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: Строение, функции, значение зрительного анализатора. (Презентация)

Люди говорят: Не в бровь, а в глаз. Глаза – зеркало души. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?

По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. (Слайд 2)

Оглянитесь, на вас смотрят …«Глазные пятна» есть даже у простейших организмов.

Глаз стрекозы  состоит из 30 000 простых линз. (Слайд 3)

Гаттерия-имеет «теменной глаз», который различает  свет  и темноту.

Диаметр глаза кальмара 40 см. (Слайд 4)

Строение органа зрения. (Слайд 5-8)

Что мы узнали о строении глаза?

На глаз взгляни, в глазу она

Белым бела и всем видна.

Коль не узнал, пусть даст намек

Яйца куриного белок.  (Белочная оболочка – склера)

Она прозрачна как слеза.

Легка как сон, что юным снится.

Снаружи в мир обращена,

Умытая слезою …………………..(Роговица)

Он – «открытое окно» –

Свет пропускает, а

В нем – темно. (Зрачок) (Слайд 9)

То «худеет», то «толстеет»,

То «привстанет», то «присядет» -

Так при переводе взгляда

Кривизну он изменяет:

Видим близко, видим вдаль.

Сам прозрачен, как хрусталь. (Хрусталик)

«Тощие», числом несметны

На сетчатке …………………

Ловят сумеречный свет,

В потемках выручалочки. (Палочки)

На сетчатке меньше их,

Но пусть их славит лира:

Они щедро дарят нам

Многоцветье мира. (Колбочки) (Слайд 10)

III. Закрепление изученных знаний

Выполнение теста на компьютере, используется цифровой образовательный ресурс. Внешнее строение глаза. Внутреннее строение глаза. (Слайды 11-12)

IV. Практическая работа

Взять двумя руками зеркало и расположить его перед собой так, чтобы было видно лицо, особенно его верхнюю часть Расстояние от зеркала до глаз 25 - 30 см.              1.  Рассматривая видимую часть своих глаз, мы видим:

  1. переднюю  часть  глазных  яблок  и  прозрачную  роговицу,  которая изгибается поверх каждого глазного яблока, как часовое стекло;
  2. белые глазные яблоки;
  3. зрачки в виде круглых черных отверстий,
  4. окружающую зрачки радужную  оболочку,  которая придаст глазам цвет;
  5. брови, веки, влажность глаз.

То, что скрыто за видимой частью органа зрения - внутреннее строение, мышцы, зрительные нервы, зрительные центры мозга нельзя увидеть снаружи.

Таким образом, глаз  оказывается подобным айсбергу - видима только его седьмая часть, а шесть седьмых скрыто под поверхностью воды, то есть лица.

2.        Давайте   понаблюдаем   в   движении   видимую   часть   своих   глаз.
Присмотритесь внимательнее и вы увидите:

  1. глаза не бывают неподвижными. Они постоянно движутся – легко плавно или резко, скачками. Они просто не могут действовать по другому. Разве что усилием воли вам удастся заставить их на минуту замереть;
  2. веки легко моргают подобно перышку или крыльям мотылька, а в момент усталости становятся тяжелыми, как свинец.
  3. Как только  изменяется  освещение, зрачки  невольно расширятся или сузятся;   Это происходит мгновенно, если глаза чувствительны к свету или постепенно при их меньшей чувствительности.
  4. Попробуйте  установить   зрительный   контакт  со   своим  зеркальным отражением. Дайте ему встретиться с вами глазами - и изменится ваш собственный взгляд. Выражение глаз отражает то, что им   приходится видеть. Посмотрите в глаза отражения критически, неодобрительно и ответный взгляд станет еще более строгим и закрытым.
  5. Теперь   посмотрите   открыто,   дружелюбно,   с   интересом.   Покажите глазам   в  зеркале,  как  сильно   их  недостатки  обусловлены   внешним стрессом.

Посочувствуйте их усталости, проявите готовность сделать для них что-нибудь хорошее и вы увидите, что глаза вновь  смотрят открыто и полны ожидания.  Посмотрите в них с сочувствием, пониманием, теплотой.

Так происходит диалог с собственными глазами, в ходе которого можно немало узнать о них и с удивлением заметить, как много можно сказать себе.

 

Отступление.

Мы с вами на уроках постоянно непроизвольно о6щаемся глазами.        Вспомните, какой у меня бывает взгляд, когда работа выполнена на отлично. Когда мы кого-нибудь поздравляем с успехом, какие я вижу лучистые, радостные глаза у вас. А если мы хотим узнать, правду ли говорит человек, то стараемся загляну ему в глаза.    Глаза - зеркало души.     Выполняя упражнения с зеркалом, наши глазки работали. Да и вся наша повседневная жизнь заставляет глаза проделывать слишком однообразную работу. Поэтому особенно важно научить их расслабляться и отдыхать.        Расслабление и отдых.

  1. Похлопывающий массаж
  2. Подтягивание и растяжка
  3. Пальминг

 

Если первые два этапа названиями чем-то напоминают уроки физкультуры, то название третьего этапа - пальминг - новое и незнакомое.

Пальминг - это простой и эффективный способ снятия напряжения глаз. Его придумал американский окулист доктор Уильям Бейтс. (раlm (англ) - ладонь).  Смысл этого способа состоит в том, чтобы как можно полнее изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить в темноту. Дать им отдохнуть. А делается это при помощи ладоней.                                                                                                         1.        Похлопывающий массаж.

  1. потрите   ладони  друг   о   друга.   Расслабьте   их,   совершая   такие движения, как будто вы моете руки. Вытяните пальцы, как если бы вы снимали перчатки;
  2. представьте себе, что напряжение и усталость налипли вокруг глаз, как засохшая глина. Вообразите себе как можно ярче и красочней толщину, цвет и твердость этой глиняной корки;
  3. легко похлопайте кончиками пальцев вокруг глаз, по краям глазниц, по переносице - в том месте, где находились бы очки, а так же сбоку по вискам.

2.        Потягивание и растяжка.

  1. свободно потянитесь и зевните. Вытяните ноги и немного подержите их вытянутыми на весу;
  2. поднимите левую руку с вытянутыми к потолку пальцами, как будто хотите потрогать его кончиками пальцев. Вы чувствуете, как с левой стороны «расправляются» ребра;
  3. проделайте это же правой рукой;
  4. расслабьтесь и посидите спокойно.

3.        Пальминг,

потрите ладони одна о другую, чтобы руки согрелись и наполнились энергией;

  1. закройте глаза. Легко прикройте их ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались  на лбу, а края ладоней касались скул. Каждая ладонь образует купол над глазом. Свет в глаза попадать не должен;
  2. обопритесь локтями о стол;
  3. с закрытыми глазами постарайтесь увидеть такой черный цвет, как будто разлили черную тушь. Густой черный цвет, глубокий, как цвет черного бархата;
  4. дыхание должно быть ровным и спокойным;
  5. полностью отдайтесь этому процессу в течение  10  -20 вдохов -выдохов;
  6. продолжайте   держать   глаза   закрытыми,   заканчивая   упражнение, уберите ладони  с  глаз  и дайте глазам  почувствовать  свет сквозь закрытые веки;
  7. 12. потянитесь, как будто вы на минуту заснули. Моргая, оглянитесь
    вокруг.                                                                                                                      Вопросы для беседы.
  8. Уменьшилось ли напряжение в глазах после отдыха?
  9. Освежили ли глаза, проделанные упражнения?
  10. Изменились ли в чем-то ваши зрительные ощущения?
  11. Когда в течение дня можно выбрать время, чтобы выполнить расслабление
    и отдых?                                                                                                                                                            Наши с вами глазки отдохнули.

Точечный массаж. Точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы.

А теперь выполнение гимнастики для глаз

«Сквозь пальцы»

  1. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы.
  2. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.
  3. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.

Каждое упражнение следует повторять не менее 5-6 раз в каждом направлении.

Вопросы:

1. Во время выполнения упражнений наши глаза работали или отдыхали?

2.  Что теперь необходимо сделать, чтобы глаза отдохнули?

Теперь необходимо сделать пальминг.

Питание и зрение.

Хотя масса глаз и мозга составляет всего около 2% от общей массы тела, им уже в спокойном состоянии требуется более 25% всей энергии получаемой в процессе пищеварения. То есть для нашего зрения очень важно то, как питается человек.

В семечках подсолнечника необходимые для глаз витамины содержатся практически в идеальной форме и оптимальном сочетании.

Горсть семечек в день - то же самое, что курс витаминов для глаз, при том что предпочтительнее использовать естественные витамины, а не синтетические.

Проследите  за тем,  чтобы  семечки  были  экологически  чистыми.

Полезный для зрения витаминный салат.

Набор продуктов: 1 морковь, I яблоко, 1 лимон, 2 столовые ложки очищенных семечек подсолнуха, 2 столовые ложки подсолнечного масла (холодной выжимки) или сметаны, 1 столовая ложка мёда.

Способ приготовления.

Яблоко и морковь потереть на крупной терке. Выжать сок из лимона, смешать его с маслом (сметаной), семечками, мёдом и смесью тертой моркови и яблока.

Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Моё задание такое
Составить памятку о гигиене глаз
И повторить её советую не раз.

Сейчас много передач по радио и телевидению, где даются самые разные советы. Откроешь газеты и там встретишь много советов на все случаи жизни. Одни советы дельные и нужные, другие вводят людей в заблуждение и ошибочны.

Сейчас мы будем работать с советами и цель нашей работы будет заключаться в том чтобы научиться ориентироваться в море советов. Каждому столу раздаются советы, написанные на карточках. Задача:    выбрать одним вредные и другим полезные советы.

Полезные советы

Вредные советы

Освещение        должно         создавать ощущение удобства

Заниматься   рукоделием   при  плохом освещении

Делать на глаза компрессы  из трав ромашки и мяты

Читать в движущемся транспорте

Кататься     на    лыжах     без     резких остановок и прыжков

Натужаться    и    поднимать   тяжелый груз

Беречь глаза от травм

При воспалении век и засорении глаз лечиться самостоятельно

Употреблять в пищу морковку

Смотреть на солнце и сварку

Промывать глаза чайной заваркой

При езде на мотоцикле не надевать защитные очки

Беречь    глаза   от   попадания    мыла, уксуса, марганцовки

Смотреть телевизор и одновременно делать уроки

Для работы нужен достаточный свет, а для отдыха значительно меньше

Употреблять однообразную пищу.

Учащиеся составляют памятку «Гигиена глаз». Зачитывают результаты.

V. Подведение итогов занятия.                                                                                                        Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, учитель биологии выступает с заключительным словом:

Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.

Учитель технологии:

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.

В начале занятия  мы  с нами  поставили  цель немного узнать,  как видят наши глаза и научиться заботиться о них. Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?      (говорят учащиеся) Мы узнали, что орган зрения - это не только видимая часть глаз. Научились давать глазам отдохнуть, узнали для чего и как делаются упражнения для глаз, узнали о значимости питания для здоровья человека и для зрения, получили навыки ориентирования в море советов.                                                                             Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами!  Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»

VI. Рефлексия.

1.  было интересно…

2.  было трудно…

3.  теперь я могу…

4.  я научилась…

5.  меня удивило…

6.  мне захотелось…

VII. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

  1. Научить маму, бабушку, любого члена семьи выполнять пальминг.
  2. Приготовить витаминный салат для зрения и принести отзыв.