- Подробности
- Родительская категория: Английский язык
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
(из опыта работы)
Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи необходимо помнить, что основными составными частями развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя языка и как результат – связная речь. Без работы над произношением, интонацией, грамматическими структурами невозможно добиться умения свободно высказываться, даже если у учащегося будет большой запас слов. При этом, безусловно, надо учитывать уровень знаний, уровень развития родной речи и опираться на те умения и психологические особенности, которые свойственны учащимся младшего школьного возраста.
Работа над звуковой культурой речи включает работу над произношением, ударением и интонацией, что не является самоцелью, а происходит постоянно в процессе работы над словами, грамматикой, а значит, речью. При этом главная задача учителя – решить, выбрать как представить и отработать звуки, чтобы это было не утомительно и интересно, какие выбрать упражнения для работы над ударением и интонацией и как сочетать работу над произношением с развитием речью. Учитывая способность детей к имитации, целесообразно дать им «наслушаться» и повторить звук и интонацию, т.е. многократное повторение учителем, прослушивание аудиозаписи, а не объяснение техники произношения. Для фонетической практики хороши рифмовки, короткие стихи, чистоговорки, которые дети не только с удовольствием читают, произносят по многу раз, но и легко запоминают, а это один из способов накопления слов, усвоение устойчивых выражений, грамматических структур, которые часто используются в речи. Например, такие рифмовки не только помогают отработать звуки и интонацию, но и дают образцы грамм. структур и типов предложений:
[ ] – Can that man fry some ham in the pan? Yes, he can
[ ] - He made them laugh, eating one half of a calf.
[ ] – He, who kicks against pricks is as cross as two sticks.
[ ] – What box walks and talks?
[ ] – Little Lilly is very silly.
Существуют различные упражнения и игры для закрепления и контроля в работе над произношением, например, игра с сигнальными карточками – учитель произносит вперемешку английские и русские звуки, а ученики поднимают карточку (руку), когда слышат английский звук. Это на начальном этапе, позже – «ищут» звук в словах, затем вспоминают знакомые им слова с нужным звуком. Большую пользу приносит заучивание стихов, считалок.
Важнейшей составной частью развития речи является словарная работа, т.к. слово, точнее, лексическая единица, - основная значимая единица речи. Словом нужно владеть, то есть знать иностранный эквивалент слова, понимать его на слух, уметь прочесть, написать, знать сочетаемость этого слова с другими, а главное – уметь употреблять его в речи. На этом этапе перед учителем встают несколько проблем. Во-первых, проблема отбора слов (какие слова отнести к активному словарю, а какие к пассивному). При этом желательно ориентироваться на уровень развития речи детей в родном языке. В первую очередь легко усваиваются те слова, которые дети используют в родном языке в ежедневном общении, на уроках. Во-вторых, учитель должен выбрать эффективные методы и приемы объяснения слов. Кроме наглядного изображения, самого доступного детям в силу их психологических особенностей (картинки, мимика), очень полезно для развития речи и мышления введение слов в предложениях и ситуациях, где все слова знакомы, кроме одного – нового. Когда ученик догадывается, что означает это слово, т.е. решает проблему, он лучше и быстрее запоминает его и в то же время видит какое место оно занимает в предложении, как употребляется. Например, Bears live in the forest. There are many trees in the forest.
При введении слов можно использовать знакомые учащимся синонимы или антонимы (small – big, big – large, cry – laugh), что помогает одновременно и повторить слова. Особая проблема в словарной работе – заучивание слов. Конечно, много времени на уроке отводится работе со словами, дети запоминают их, а дома повторяют. Но по мере того как программа усложняется, заучивание слов, особенно их правописание становится домашним заданием. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети, да и их родители, просто не знают как учить, не знают приемов запоминания.
Один из таких приемов, который можно поместить на обложке словарика, нравится ребятам и помогает:
1. смотрим 2. произносим 3. произносим с закрытыми глазами 4. переводим на русский язык 5. смотрим и пишем в воздухе 6. пишем в воздухе с закрытыми глазами 7. пишем в тетради 8. читаем и сверяем со словарем.
В классе на уроке нужно использовать различные игры, помогающие усвоению слов, их употреблению в предложениях, а затем в речи. Одна из таких игр – «Бинго». На доске написаны слова, например, 15 слов, ученики выбирают 7-8 (условия можно менять) и записывают их в тетради. Затем учитель читает слова из своего списка, выбирая те, на которых он хочет заострить внимание, а учащиеся в своих тетрадях отмечают, если есть совпадение с учительскими словами. Ученик, который первый найдет, например, 5 совпадений, - победитель, он поднимает руку и выкрикивает «Бинго». Для усложнения слова можно произносить по-русски или же их объяснения. Выигравший обязательно вслух читает отмеченные у него слова, для проверки. Таким образом, ребята пишут слова, слушают их, читают, т.е. не менее 3-4 раз повторяют.
Другая игра – командная и по рядам. Из каждой команды выходят по 1 участнику и берут карточку, на которой написаны по0английски слова. Они быстро рисуют каждый свой предмет на доске или изображают его мимически, а ребята из команды соперников должны догадаться и назвать слово.
Полезны игры-загадки. Например, на доске несколько картинок с изображением животных или предметов по теме. Учитель описывает какую-нибудь из них, не называя предмета, а дети, отгадав, показывают на эту картинку и называют слово. Например, «It is very big. It is grey. It has got big ears and a long nose. What is it?” Особенно дети любят описывать знакомых им героев сказок, книг, мультфильмов. 1. She is a beautiful girl. She’s got big blue eyes, a short nose and a little red mouth. Her hair is blue. What’s her name?” 2. He’s small. He’s got big round ears. His friend is a crocodile. What’s his name?
Не следует забывать и об очень полезной и известной игре «Паук», когда ребята называют или записывают слова на заданную учителем тему.
Очень полезно включать упражнения на аудирование, чтобы учащиеся могли уловить на слух, понять в контексте изучаемые слова. На этом этапе задания могут быть разные – перечислить те новые слова, которые услышали, вставить в готовые предложения пропущенные слова.
Работа над словами неразрывно связана с грамматикой, потому что употребляют их в речи, а значит, необходимо знать как их организовать в предложении, фразы, т.е. владеть определенными грамматическими структурами, доступными младшим школьникам. Главное правило – отработать их до автоматизма, причем на первом этапе нельзя забывать об одном из принципов обучения – принципе одной трудности, т.е. грамматика отрабатывается только на хорошо знакомых словах. Систематическому повторению грамматики очень помогают символы, сигналы, о которых порой знают только учитель и ученики, когда только одного взгляда или жеста достаточно, чтобы вспомнить нужное правило. Для повторения времен, с которыми учащиеся знакомятся в начальной школе и довольно быстро их забывают, хорошо помогают сигнальные карточки с обозначением времени на одной стороне и подсказкой их образования на другой. Если на каждом уроке выделить 2-3 минуты на работу с карточками, то времена усваиваются прочно и надолго. Учитель называет предложения в разных временах, заодно включая ту лексику, которую нужно повторить. Учащиеся определяют грамматическое время и показывают соответствующую карточку.
Самой типичной ошибкой а английской речи школьников является нарушение порядка слов. Для исправления этой ошибки существуют разные приемы. Один из них – передвижные ленты со словами, из которых составляют предложения. Для усложнения можно написать на лентах слова, которые не подходят для данного типа предложений:
Do He buy a cat every day .
They take flowers often
Does I sees my room tomorrow ?
She takes 3 pens today
Like
После такой работы уместно составление предложений из разрозненных слов. Можно организовать это как работу в группах: в группе столько учеников, сколько слов. Каждый получает свою карточку со словом и вся команда выстраивается в правильном порядке, держа перед собой слово.
Для отработки вопросов-ответов подходит работа в парах, но для начала лучше, если опорные вопросы и слова будут написаны на доске. Например,
1. Have you got… ? a cat, a pet, a duck, a puppy
2. What’s … name? Rex, Dolly ….
3. What colour …. ? black, white, grey, green
4. Is it ….. ? big, small, nice, funny
5. Do you like … ?
Следует обратить внимание на то, чтобы вопросы задавали именно в этом порядке, это поможет в даоьнейшем логически строить свои высказывания.
Другой вариант диалогической речи – игра «Цепочка» (Chain work), когда каждый участник получает карточку с картинкой и символом. Он задает вопросы сидящему рядом: «Do you like cheese?” (на картинке сыр), тот отвечает: “No, I don’t, but I like apples” (у него на карточке яблоки). Он же спрашивает следующего, любит ли он яблоки и т.д.
Еще ребята любят отгадывать предметы, которые находятся в мешке или ящике или просто нарисованы у детей на карточках (но чтобы другие не видели). Пытаясь отгадать, ученики задают наводящие вопросы. Один из вариантов – задавать только общие вопросы. Для экономии времени можно проводить игру в парах. В результате переходят к ролевым играм, используя реальные предметы, картинки практически по всем изученным темам.
Для развития и обучения диалогической речи важно обратить внимание на последовательность изложения, т.к. для монолога важна логичность, непрерывность, законченность. А это как раз одно из слабых мест у младших школьников. Чтобы научить их логически и последовательно рассказывать, можно подготовительную работу основывать на вопросно-ответных упражнениях. Например, о видах спорта: Can you play football? Do you play football well? Where do you play football? Do you like football?
Затем те же вопросы, в той же последовательности, но о других видах спорта.
С той же целью проводят работу в группах, где каждый ученик получает по предложению из рассказа, и вся группа составляет из этих предложений рассказ в определенной последовательности. В группе должно быть столько человек, сколько предложений в рассказе.
Научить неподготовленной речи помогают задания и упражнения, варьирующие содержание и грамматические особенности рассказа (время, лицо). Например, когда освоено описание животного, можно поиграть в зоопарк, где каждый ученик представляет себя животным и рассказывает о себе. – может и расширить свой рассказ – придумать себе имя, кто у него друзья из животных зоопарка, во что любит играть и т.д. В 4 классе, когда дети знакомы с прошедшим и будущим временами, они могут передать содержание в другом времени.
Одно из заданий – представить, что ты действующее лицо событий и рассказать от имени этого героя.
Полезны и любимы детьми инсценировки. Они любят фантазировать, поэтому развитию речи способствуют такие задания, где нужно изменить концовку, или же вообразить, что ты, например, участник экспедиции Колумба, или путешествовал на воздушном шаре, о которых прочитал в учебнике. Прочитав о карнавале, стань участником карнавала, придумай костюм, расскажи как веселились. Хорошо, если еще и «фотографии» (рисунки) есть. Один из вариантов – провести «экскурсию» по знаменитым местам после того как прочитали о них в учебнике.
Конечно, для выполнения таких заданий необходима помощь учителя, на первых порах значительная – составить примерный план рассказа, дать список слов и выражений, которые могут или должны быть включены в рассказ. Можно предварительно проверить выполненное задание, чтобы ученик был уверен, что его история будет правильной, интересной и необычной. Это важно и потому, что помогает перейти к такому виду работы, как проект.