Школьная форма – прихоть или необходимость?

Эффективный учебный процесс – главная цель образования. И, как утверждают психологи, дресс-код играет важную роль на пути к достижению этой цели. Посредством школьной формы ребенок с детства начинает понимать, что строгий костюм – не просто одежда, а средство коммуникации.  

Основные преимущества ношения школьной формы:

 К сожалению, проблема расслоения школьников на «богатых» и «бедных» существует в образовательных заведениях, и дресс-код как раз таки помогает ее устранить. Думаю, неплохо было бы последовать примеру Швеции в данном вопросе. Там учителям запрещено интересоваться, где работают родители их учеников. Это сделано для того, чтобы отношение ко всем школьникам было одинаковым.  

 

                                                 

«Уравниловка» в одежде губит индивидуальность?

 

Такое мнение высказывают противники ношения школьной формы. На самом деле все зависит от возраста. Все мы знаем, как в детстве хочется поскорее вырасти. Потому большинство младших школьников охотно следуют дресс-коду, ведь для них костюм – наряд, который носят взрослые.

Касательно подросткового возраста, да, в этот период ребенок хочет выделяться на фоне остальных. Убедить подростка придерживаться школьного этикета гораздо сложнее, нежели малыша. Тем не менее, «уравниловка» в одежде предоставляет возможность подчеркнуть свою особенность не красивым нарядом, а умственными способностями. К тому же современная школьная форма очень стильная. Зайдя на сайтTM Barbarris, я даже немножко позавидовала нынешним школьникам, настолько модные и оригинальные школьные костюмы шьют сейчас. Следует обратить внимание, что деловой костюм, каким является школьная форма, это не просто одежда – это средство коммуникации.

Строгие правила школьного костюма приучают будущих активных членов социума к деловому стилю, к опрятности, ответственности, организованности и внутренней культуре. Кроме всего эстетика формы призвана воспитывать вкусовые навыки школьников.

Единая школьная форма способствует сплочению учащихся, что стимулирует развитие контактов между субъектами воспитательного процесса.

Одним из средств влияния на становление выделенных личностных качеств является школьная форма. Поскольку с начала обучения в школе предусмотрено наличие единой школьной формы, то ученики должны соблюдать правила образовательного учреждения, следовательно, контролировать свои обязательства. Помимо этого, ученик должен следить за тем, чтобы форма всегда была в порядке, т.е. чистая, аккуратная.

Таким образом, очевидно, что школьная форма способствует формированию таких личностных качеств как организованность, ответственность, опрятность, прилежность, исполнительность, добросовестность.

В воспитании школьников центральным аспектом системы воспитательной работы выступает нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности и учатся следовать им в различных ситуациях. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы [1].

Нравственные представления дают школьнику возможность понимать, что хорошо, справедливо, оправданно, а что неправильно, недопустимо. Нравственные убеждения проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственных убеждений подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, непреходящие  моральные нормы : честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Школьная форма как атрибут школьной жизни формирует моральный облик, т.е. не позволяет ученикам одеваться вычурно, вызывающе, подчеркивать свой материальный статус. Следовательно, школьная форма способствует формированию таких личностных качеств как такт, порядочность, чувство меры, достоинство, уважение к другим.

Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде, что является огромным фактором, предотвращающим расслоение детского коллектива на социальные группы, и дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу, что стимулирует процессы взаимодействия учеников.

Таким образом, школьная форма влияет на формирование социальной справедливости, коммуникабельности, общительности, активности.

Еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса – это формирование чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет, и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подвигнуть на самовоспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

 Многие педагоги, психологи, социологи и философы (Л.Н. Гумилева, В.А. Караковский, В.А. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.) считают, что современная воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание чувства гордости за свою страну, патриотизма, формирование чувства национальной гордости. Данные установки формируются у школьников,  при наличии таких личностных качеств, как благожелательность, дружеские связи, чувство сопричастности коллективу, забота о ближнем, помощь окружающим. Единая школьная форма дает возможность осознания учащимися единства, желания поддерживать друг друга в трудную минуту.

Следует обратить внимание и на психолого-педагогический аспект вопроса. В силу возрастных особенностей (а для начальной школы особенно), ученику важно научиться понимать, что в школе он другой, чем привык быть дома. Единая форма в этом плане является замечательным механизмом психологического воздействия, отработанным на практике во многих странах мира. Школьная форма есть внешняя организация внутренней жизни ученика.

 

 

 

Подводя итог, можно сделать вывод: школьная форма является необходимым элементом в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию нравственно-волевых качеств личности, стимулирует к обучению, развивает социальные функции (общение, коллективизм, корпоративность и др.), позволяет школьнику идентифицировать себя как члена классного и школьного коллектива, носителя его норм и ценностей. Школьная форма способствует коррекции таких негативных качеств личности, как неорганизованность, высокомерие, снобизм, неразвитый эстетический вкус.